Найти тему
Психолог из детсада

Современные монстры в детской субкультуре. Почему многие психологи бьют тревогу, а родители не видят проблему

Периодически приходится возвращаться к теме монстров в детской субкультуре. Например, этот пост публикую, потому что в данный момент в фокусе внимания сошлись три недавних события

1. Дети в детском саду в одной из бесед доказывали, что зомби невозможно победить.

Эта беседа ни открыла ничего нового. Но на душе тревожно. Уже не раз из детских слов слышала, что мифическое зло непобедимо. А ведь это мнение формируется в период, когда закладываются нравственные ценностные ориентиры на всю жизнь.

2. Беседа с одной мамой, что проблема монстров в современной детской субкультуре сильно преувеличена. Её аргументы:

  • мои дети поиграли игрушками-монстрами и забросили их – ничего страшного не произошло.
  • мы приглашали на праздник Хагги Вагги – всем было весело.

Почему складывается мнение, что неприятные последствия от общения с антиигрушками мерещатся только слишком мнительным психологам? Из-за утрированного восприятия ожиданий последствий:

«раз играет с монстрами – будет злым, агрессивным, на людей бросаться, а в будущем может и убивать».

Раз этого всего не наблюдается – значит, проблема сильно преувеличена. И не стоит говорить об этом.

Но на деле, социализированный ребенок с хорошей саморегуляцией переживет опыт от столкновения с монстром больше как внутриличностную проблему. Да он не станет ни на кого бросаться, но внутри может произойти серьезная переоценка жизненных установок.

Нет, это тоже может быть не навсегда, и он вернётся к норме. Но зачем подвергать такому испытанию ресурсы детской психики?

Ведь, к примеру, мама, чье мнение приводилось выше, была приглашена на беседу после того, как ее дочь несколько дней проигрывала один и тот же сюжет: она делает операции куклам, находит в животе чьи-то кости, черепа и «пациент» обязательно умирает на операционном столе.

Изменилось в эти дни поведение девочки: резкие перепады настроения, плаксивость, обостренная обидчивость.

Попытки вывести игру в конструктивное русло долго ни к чему не приводили. Психолог брала на себя роль ассистента в игре, предлагала разные методы реанимации и даже «живую воду», но игра все равно заканчивалась смертью на операционном столе. При этом, со слов родителей, ребенок не сталкивался в жизни с чем то подобным. Это небыло проигрыванием травмирующего опыта.

Но в одной из таких игр в «операцию», спросила у ребенка: «Доктор, почему же он все-таки умер? Ведь мы сделали все возможное, чтобы его спасти!». «Да потому, что его Хагги Вагги укусил» – ответила девочка.

Коррекция страха проводилась с помощью классической рисуночной методики.

Это еще раз подтверждает, что не могут дети однозначно воспринимать синего пушистого зубастика – как доброго. Даже если накануне мило танцевали с таким персонажем на детском празднике.

3. Аргумент читательницы, что злые персонажи в детской, субкультуре было всегда. Со времен древней Руси. Не должны дети играть только в зайчиков и мишек, они интересны только детям 3-х лет, старшим дошкольникам уже интересно другое.

С этим можно согласиться, но у зла должно быть свое место и своя строго определенная роль в игре. Вот как высказалась еще одна читательница по этому вопросу:

«Маленькими мы читали сказки русские народные, обычно был сборник Афанасьева.Там была баба - яга, лихо, вурдалаки, лешие и другая нечисть, которая ела заблудившихся путников и других жертв, жаря их в печах, утаскивая под землю, и утопляя в воде. А знаете, в чем разница сказочной нечисти и современных монстров? В противодействующих силах.

Фантазия нейросети "Кандинский" по запросу "монстры в детской игре"
Фантазия нейросети "Кандинский" по запросу "монстры в детской игре"

В сказке со злом расправляется добро до конца и навсегда. А современные монстры – монстры ради зла. Душители детских душ, да вот такая тавтология. И нет никаких сил против Сиреноголвых и Хагги Вагги. Сегодняшние монстры – это просто, культ разрушения детской души.

С этими последствиями я сталкиваюсь каждый день. Работаю с детьми от 3 до 18 лет. У меня их около 500 человек. Три разных образовательных площадки, дети из разных семей, с разным здоровьем и наполнением».

P.S. Мой жизненный опыт подсказывает, что стоит прислушиваться к людям с большим профессиональным опытом. Утверждения типа «мои дети не боятся монстров – значит проблемы нет, вы всё выдумываете» – верно исключительно в рамках данной семьи на бытовом уровне оценки происходящего.