В майские праздники у меня состоялся один очень интересный разговор. К нас в гости пришел Артем - друг моего мужа. Этакий «простой парень рабочей профессии» (если что, это его собственное определение).Тем не менее, у него имеется свое мнение о том, какое место занимает женщина в мужском мире, и вообще, где оно, это самое место. Я бы не обратила внимания на его слова, но кое-что в его рассуждениях мне показалось интересным. А поскольку я являюсь сторонницей теории заговора, то его слова естественным образом наложились на мои собственные убеждения.
Кто читает меня давно, знают, что недавно я вышла из роли домохозяйки и превратилась в работающую женщину. Сменила домохозяйский халат (хоть и не ходила никогда в халатах) на врачебный.
Что могу сказать? Работа меня устраивает: коллектив хороший, зарплата нормальная, с работой справляюсь. Остается время на семью и даже на быт.
Так что разговор естественным образом коснулся моего трудоустройства. Однако стоило мне сказать, что я вполне довольна работой, как Артем тут же взвился.
- И зачем тебе понадобилась эта работа? Жила же ты без нее!
Я опешила.
- Как это, зачем? Деньги нужны, вот зачем. Да и вообще, почему я должна терять свою профессию?
Однако Артем продолжал доносить до меня свою мысль. Суть вот в чем. Если раньше (когда именно, этот вопрос нуждается в уточнении, но, видимо, до революции) женщина в финансовом отношении полностью зависела от мужчины, то это, с точки зрения моего собеседника, было хорошо.
Возможность работать вовсе не привнесла в жизнь женщины какие-то плюсы. Наоборот, только ухудшила ее жизнь. Если раньше женщина работала на свою семью и яснее видела плюсы своей деятельности, то теперь она работает на чужого дядю, не видит толком своих детей, а получает в разы меньше того, что реально заработала.
С одной стороны, с этим трудно не согласиться. Работающая женщина отдает работе, как минимум, сорок часов в неделю. Это время, отнятое от семьи. Время, которое можно было посвятить мужу и детям, а не чужому дяде-начальнику.
Теперь у нее такой возможности нет.
Однако домашние дела никуда не деваются. Работающая женщина после восьмичасового дня делает все то, что делала бы не работая. Получается своеобразная "вторая смена".
Ну и где тут выгода для женщины? Все прямо по Толстому: чем больше женщины борются за свои права, тем больше получают обязанностей.
Поскольку мне редко встречались мужчины, вообще признающие наличие "второй смены", то я, признаться, была удивлена.
А Тема продолжал:
- Проблема в том, что из одной зависимости женщина попала в другую. Но если раньше женщина зависела от воли своего мужа, то теперь она зависит от воли капиталиста, который никогда не заплатит ей столько, сколько она реально заработала.
Капиталист забирает большую часть дохода себе, а работнице стремится заплатить поменьше. Да и вообще женщины не сами завоевали себе право на работу. Его им дали влиятельные белые мужчины, которым понадобилось экономическое участие женщин в жизни страны. Как только женщины вышли на работу, их мужьям сразу урезали зарплату. При этом капиталисты, по сути, получили двух работников. Но платят им по цене одного!
Если раньше мужчине нужно было платить зарплату, достаточную для того, чтобы он мог прокормить свою семью, то теперь – нет. Ведь его жена работает. Так ведь?
Это привело к тому, что сейчас, когда женщины вроде как стали самостоятельными, мужчины утратили за них вообще какую-либо ответственность. Если раньше мужчина должен был хотя бы прокормить женщину, потому что у нее в принципе не было иного источника дохода, и его участие подразумевалось как-то само собой, то теперь этого нет. Теперь скорее у женщины спросят: а чего ты не накопила себе на декрет? Да и вообще у мужчины сейчас нет никаких обязанностей. Сколько бы детей ни родила ему женщина, сколько бы ни вкладывала в семью своей собственной жизни – ничто не мешает ему сказать: я не был готов. Или – «Я встретил любовь всей своей жизни». Или вообще «Я устал, я ухожу, семья – это не мое».
- И какой выход ты предлагаешь? - спросила я.
- Гарантировать права женщины должна семья. Сначала отец, потом муж. И тогда никакой феминизм не будет нужен. А самое главное, тогда женщина сможет родить больше детей. Пять детей - это вообще норма.
Озвучив эту мысль, Артем с победным блеском в глазах посмотрел на меня и отхлебнул еще пива.
Я только головой покачала.
Насчет того, что женщины не сами завоевали себе право на труд. Его дали женщине влиятельные белые мужчины.
Вот тут я ничего не могу сказать. Я не историк.
Я знаю лишь, что именно в СССР гораздо раньше, чем в странах Европы женщины получили возможность (или обязанность?) работать…
Можно ли считать большевиков «большими белыми мужчинами»? Когда мой оппонент Артем подливает себе пива, то, говоря о больших белых мужчинах, он, несомненно, имеет ввиду тех, кто зовется «коллективным западом». Я уверена в том, что большевики вели независимую от запада политику. До смерти Сталина – так уж точно.
Говоря о влиятельных белых мужчинах, мой знакомый Артем говорит о некоем сильном, но таинственном влиянии, которому подчиняется, в том числе, и наша официальная власть. Но он говорит о современности. Можно ли большевиков считать «большими белыми мужчинами»?
Тогда не было никакого заговора. Женщины понадобились – их поставили за станки.
А вот насчет того, что работа не привнесла в жизнь женщины ничего хорошего...
Тысячи, сотни тысяч, миллионы женщин согласятся с этим утверждением. Потому что это и в самом деле так. Большинство женщин работает ради того, чтобы прокормить семью.
Ради денег – и точка. А пресловутая вторая смена – никакой не миф. То есть получается, что женщины получили две полноценные занятости вместо одной. И со всем этим можно было бы согласиться. И я сама долгое время даже была с этим согласна. Но так получилось, что недавно я приобрела жизненный опыт, который неожиданно для меня самой заставил меня несколько изменить свои убеждения.
Я вышла на работу, которая меня устраивает. Хотя до этого для меня "работа" и "устраивает" как-то не сходились в одном предложении.
Я провела дома шесть лет. Три года - официальный отпуск по уходу за ребенком и три года - просто сидела дома, положив трудовую книжку на полку.
Так что я - как раз та самая мифическая домохозяйка, которых практически не существует. Я была по обе стороны этой разделительной линии. Я была домохозяйкой, абсолютно убежденной, что место женщины в семье. А теперь я изменила свои убеждения.
А всего-то нужно было найти нормальную работу!
Вот честно - я не хотела выходить на работу, вылазить из своей теплой домашней норки. Я боялась. Это была настолько резкая и даже страшная смена жизни, смена всех ориентиров, как будто вся ось жизнь развернулась, и тебя вдруг занесло в противоположную сторону.
Я банально боялась общаться с людьми. Я просто от этого отвыкла. Еще больше меня страшило то, как я буду совмещать работу, материнство, быт и какую-никакую заботу о своем здоровье, которое требует определенного щадящего режима.
Я боялась, как я буду все успевать. Как вообще можно без пяти семь отвести ребенка в садик, с тем чтобы в 7.05-7.10 уже выезжать на работу?!
Но в вакууме не проживешь. И в анабиозе - тоже.
Я попыталась и справилась.
Более того, очутившись в своем кресле, я почувствовала себя так, словно всю жизнь в нем сидела.
Быстро освоить на практике две разные специальности, как того требовало мое место работы? Легко.
Разобраться в не самой совершенной компьютерной программе, которую внедрили в моей сфере, и от которой плюются знающие программисты?
Почему нет?
Я освоилась и вполне гармонично вписалась в новую непривычную жизнь, как будто и не было шести лет домохозяйства.
Причем сама от себя этого не ожидала.
Странное дело, но, когда я начала работать, мне как будто стало легче физически. Хотя, казалось бы, дома можно где-то отдохнуть, где-то прилечь. Но почему-то дома я даже физически уставала несравненно больше.
Несмотря на то, что мой быт автоматизирован, минимизирован, я многорукая хозяйка и адепт секты Мари Кондо.
А вот все равно.
Но самым неожиданным для меня было то, что на работе я стала чувствовать себя лучше морально. Вот уж этого я никак не могла ожидать. Но стало так.
Причем работа дала мне что-то такое, что я даже не могу выразить словами.
Какое-то ощущение законченности и результативности. Мою психику очень подпитывает то, что я каждый день вижу конкретный результат, и я сейчас говорю не о финансах.
Моя работа дала мне многое. Хотя я, когда пришла, рассчитывала только на деньги.
Она дала мне какое-то моральное освобождение, вес в обществе, осознание собственной значимости.
Нет, я и раньше понимала, что я делаю важное дело. Я ращу человека, я вкладываю время, силы, здоровье в свою семью.
Я делала то, что нужно. Но я чувствовала недостаточность внешней оценки своего труда.
Меня было не сбить с выбранной дороги. Я знала, что нужно мне. Воспитать ребенка, довести его до достаточно сознательного возраста, когда он сможет обходиться без меня.
И я это сделала. Потом, когда уже я сама решила, что здесь, в семье, я сделала все, что должна была, я вышла во внешний мир. Я понимала, что теперь моя задача изменилась.
Траты на ребенка возросли, и с возрастом будут расти еще. Теперь нужна уже не мама-домохозяйка, теперь нужна мама, которая сможет дать образование и обеспечить жильем.
И вот когда я поняла, что теперь моя задача изменилась, вот тогда я вышла из своего домашнего анабиоза.
Но это не значит, что, находясь в нем шесть лет, я не чувствовала стороннего осуждения. Вроде и небольшого, но как-то подтачивает...
Наше общество совершенно не готово принять домохозяек. Они, конечно, есть, но они как будто люди второго сорта. И вроде бы никто тебя не осуждает, но вот подспудно тлеет...Чувствуешь - то ли некоторую зависть, то ли осуждение.
Но что-то неприятное точно.
Хотя - вот на чем я стояла и стоять буду. Я считаю, что женщина, родившая хоть одного ребенка, имеет полное право не работать больше никогда и нигде.
Потому что она уже делает очень много. Так много, что это трудно вообразить.
Воспитание ребенка - это создание по крупинкам целого нового мира. Это тончайшее ювелирное мастерство, сотканное из бесконечной любви, терпения, психологической настройки на крошечное существо, которое совершенно не ориентируется в этом новом для него мире.
Да, женщина должна иметь право не работать. И фактическое, и моральное. Если, конечно, речь не идет о призвании или хотя бы о работе, которая соответствует ее склонностям.
Но пока что этого права у нее нет.
И от этого страдает не столько сама женщина (в конце концов, мало ли кто и за что тебя мысленно осуждает), сколько семья, дети и общество в целом.
Будем откровенны, действительно для популяции самый успешный вариант развития - это вариант, когда мужчины направлены вовне, а женщины сосредоточены на деторождении и "закрытии тыла".
Это эволюционно выработанная популяцией стратегия. Именно она обеспечила нашим далеким предкам возможность расселения по всей планете. Именно успешность этой стратегии сейчас демонстрируют восточные народы, представители которых уже заполонили даже холодные сибирские города...
Это разрастание происходит за счет женщины, за счет ее репродуктивного труда. Но... репродуктивный и бытовой труд обесценен. Даже в самом благоприятном случае, как, например, в случае со мной, все равно песенки-потешки на ковре с ребенком ценятся как-то меньше, чем зарплата выше среднего.
И пока полного принятия роли женщины,как матери, нет, пока ее труд не слишком-то и ценится, самой женщине лучше работать.
И с материальной точки зрения, и с моральной.
Хотела бы я отказаться от всех своих возможностей теперь и вернуться к прежнему образу жизни?
Скажу честно, нет. Потому что работа многое мне дала. Хотя да, надо признать, она забирает и время, и силы, и здоровье.
Но несмотря на то, что я попала в зависимость к работодателю, в этой получившейся узкой зоне я чувствую себя вполне комфортно. Свободно и независимо, черт возьми.
А насчет того, что мужчина теперь не несет ответственности за женщину, в том числе финансовую... Весь мой жизненный опыт свидетельствует о том, что мужчина относится к своему делу так, как он сам решил к нему относиться.
Если он увлечен своим делом, своей работой, своим бизнесом, то он будет крутиться, даже если у него нет семьи. Он будет строить карьеру, потому что это нужно ему самому.
Он сам так устроен и действует исходя из этого. Почему? Это уже другой вопрос. Может, это идет из его собственной семьи. Может, он берет пример со своего отца. А может, он просто удачно выбрал профессию, соответствующую его склонностям.
И наоборот, даже пять детей и совершенно беспомощная женщина, подметающая длинными юбками пол, не сподвигнут мужчину зарабатывать больше, если это изначально в нем не заложено.
Если он изначально, со школьной скамьи, не привык ежедневно трудиться, преодолевать себя, не получил хорошую востребованную профессию и не реализуется в ней, то никакие женские способности "вдохновлять" не сработают. Хоть кол на голове теши.
Мужчины за нас теперь не отвечают? Мне вообще не очень нравится формулировка.
Я отвечаю за свою собаку. За то, чтобы она была вовремя накормлена, выгуляна, привита и весной обработана акарицидным средством.
А я не собака. Не нужно за меня отвечать.