Найти тему
Русский мир.ru

Тайник дремучего барокко

Вокруг так тихо, что скрип снега под нашими лыжами кажется неприлично громким – будто что-то неуместное вторгается в сказочный мир зимнего леса. Я стараюсь не отставать от Сергея Саранского, но то и дело хочется остановиться, оглядеться вокруг. До чего ж красиво! А лес по-своему сопротивляется вторжению: прогнувшиеся под тяжестью снежных шапок ветки преграждают путь, приходится уворачиваться, чтобы избежать ледяного душа.

Текст: Евгений Резепов, фото: Андрей Семашко

Остановились мы на прогалине. Сергей показывает на укутанную снегом высокую сосну: «Вот оно, любимое дерево моей Веры». Два года назад жена художника-дизайнера Сергея Саранского ушла в мир иной. И каждый раз, когда Сергей бывает в зимнем лесу, он обязательно навещает эту сосну. Летом сюда не пробраться – место сильно заболоченное.

Мы аккуратно обходим сосну и пускаемся в обратный путь по лыжне. Ее накатал Сергей, чтобы зимой вывозить из леса пеньки, коряги и упавший сухостой. По пути художник рассказывает, что в последние годы он больше работает с корнями. Говорит, что все они очень разные. Тополиные, например, большие и мощные, а березовые – тонкие и изящные. Еловые – распластанные, липовые – витиеватые. Если еловый корень распилить по вертикали, то получится готовая столешница. А профили из корней тополя выглядят как лепестки. Собери их – и готов стол в виде цветка.

Для Сергея Саранского главное в жизни — творчество
Для Сергея Саранского главное в жизни — творчество

Обычно Сергей отправляется в лес, вооруженный тележкой, веревкой и лопатой. Они нужны, чтобы откопать в снегу присмотренный еще летом сухостой и привезти его в мастерскую в деревне Тайник. Но сегодня задача иная. Завтра на экскурсию приедут дети из райцентра Верхошижемье Кировской области. Все они из семей мобилизованных для участия в СВО. Нужно собрать высохшие ветки и мелкие корешки – их Сергей раздаст ребятам на мастер-классе в своей «Мастерской сказок». А заодно подобрать опавшие еловые ветки – для коз. «Так что Лешачок один не остается, – говорит Сергей о себе в третьем лице. – Всё кто-нибудь да приедет». Помолчав, он добавляет, что Вера любила с детишками работать. Наряжалась Бабкой-Ёжкой. А он сам представал перед маленькими гостями в образе Лешего. Вот супруга и называла его Лешачком. «Это она уговорила меня сделать избушку Бабки-Ёжки. Нарисовал эскиз, всю зиму собирал детали, а летом построил. Поставил избушку на курьих ножках. Вместо трубы – ступа. Детям нравится», – усмехается в бороду Сергей.

Пока мы идем по лесу на лыжах, я присматриваюсь к своему спутнику и не могу понять этого странного человека, о котором так много говорят в Верхошижемском районе. На его «Мастерскую сказок» приезжают посмотреть даже с Урала. Дивятся на избушку Бабки-Ёжки и гнездо Соловья-разбойника. «Говорят мне, что им трудно поверить, что я создал «Мастерскую сказок» своими руками. Но без Веры я бы не обошелся»...

Дома у Сергея я долго разглядываю удивительную большую подкову на стене, пытаясь угадать, из какого дерева она сделана. И всё – мимо. Мастер объясняет, что это срез дупла старой яблони. Таких подков на стенах дома немало, все они разного цвета – от желтого до почти красного.

Лестница на Дерево желаний
Лестница на Дерево желаний

Да и сам дом художника затейлив. Стены он обил корявыми необработанными ольховыми досками с сучками, отчего кажется, будто из углов растут острые пальцы. Фасад собирается кореньями покрыть, а вокруг окон пустить «графику» из веточек на бересте. Люстру в комнате соорудил из веток, раму для большого зеркала сделал из корней. «Кто-то расписывает дом, кто-то резьбой покрывает, а я – дремучу», – улыбается Сергей. Свой стиль «одремучивания» Саранский называет «лесным барокко».

БЕЛЫЕ ВОРОНЫ В ТАЙНИКЕ

«Мастерская сказок» – это гектар земли, на котором расположены арт-объекты и дом Сергея Саранского. Вход на территорию сторожат две драконьи головы. И если бы художник не сказал, что они тоже сделаны из корней, я бы подумал, что пасти и шипы чудищ выточены умелой рукой.

«Привозишь корни и пни, складываешь, а дойдут ли руки до всех – сам не знаю», – делится Сергей. Кажется, он немного лукавит, ведь сам же говорил, что красота прячется в любом старом пне. Просто нужно ее увидеть. Или почувствовать?

Труды мастера требуют отдельного толкования
Труды мастера требуют отдельного толкования

Вместо ответа на вопрос художник улыбается и сообщает, что его друзья и знакомые всегда вспоминают о нем, если видят выкорчеванные корни или срубленные деревья. Вот когда вырубали плодовый парк в Кирове, друг тут же позвонил Саранскому, и в итоге в «Мастерской» появились стволы яблонь и груш. Бывало, художник прямо на городской улице останавливал трактор с нагруженной пеньками тележкой и увозил «добычу» в деревню Тайник, затерянную в глубине вятских лесов. Жители ближайших сел и деревень тоже сообщают Сергею о том, где идет вырубка деревьев. Например, вырубали старые тополя в центре села Нижнеивкино, так 15 больших бревен привезли Сергею. Три из них он пустил на 6-тонный пень, на котором установил избушку Бабки-Ёжки. Неподалеку построил загон для коз, качели с лесенками. Из большого корневища соорудил гнездо Соловья-разбойника...

Старые друзья, навещающие художника, удивляются: и откуда у Сергея взялась тяга к отшельничеству? Ведь свой Тайник мастер не покидает уже два года...

Свой мир создается только своими руками
Свой мир создается только своими руками

Тайник был мертвой деревней. Двенадцать лет назад Сергей и Вера купили здесь дом и участок. Зимовали одни. Место им понравилось, хотя до ближайшего города далековато. Вокруг дикий лес и болота, да такие, что летом не пройдешь. «Почему деревня называется «Тайник»? Смотрите: тут рядом ручей, и по осени, когда солнце заходит, температура быстро понижается и наползает густой туман. Он полностью скрывает деревню. Окрестные жители насочиняли много чего сказочного про Тайник. Говорили даже, будто здесь когда-то псы на золотых цепях сидели», – смеется Сергей.

Поначалу те самые жители ближних деревень настороженно отнеслись к новоселам. Странные. Купили развалюху с землей, по болотам и лесам шастают, коряги какие-то собирают... Их даже несколько раз обворовывали, но Сергея и Веру это не отпугнуло.

А нечто сказочное все же стало здесь происходить. Сначала к супругам прибились собаки, которых выгнал наследник одного из жителей села Нижнеивкино, что в 10 километрах от Тайника. Потом появились кошки. Первой же весной в корнях пня, который Сергей приволок из леса, свил гнездо белоголовый сип. Затем в Тайнике поселились аисты. Пришли ежики и зайцы. Прибилась лиса.

Стоит ли говорить, что Сергея и Веру местные стали считать белыми воронами?

Даже привычные вещи в "Мастерской сказок" имеют необычный вид
Даже привычные вещи в "Мастерской сказок" имеют необычный вид

ПЕРВЫЙ ТЕРЕМ

В детстве Сергей любил возиться в маленькой мастерской отца, его привлекала работа с деревом и железом. Сколько подсвечников из коряг он вырезал и раздарил одноклассникам, Саранский подсчитать не в состоянии.

А одно из самых ярких воспоминаний детства – парусная лодка, которую построил для внука дедушка. На ней будущий мастер не раз пересекал пруд в родном южноуральском городе Снежинске.

-7

Затем была учеба в профессионально-техническом училище, где Саранский приобрел специальность слесаря-сборщика, освоил черчение и материаловедение. Еще во время учебы начал оформлять интерьеры. Эти навыки пригодились во время службы в армии, где ему поручали украшать комнаты истории воинской части и клубы. Один из сослуживцев рассказал Сергею про Вятское художественное училище имени А.А. Рылова в Кирове. Туда Саранский и направился после службы. В училище он освоил различные техники росписи, мозаику, керамику, кузнечное дело, работу по стеклу. Старательно изучал учебники и альбомы по искусству, постоянно ездил в Северную столицу. Но большинство своих идей он, как и в детстве, черпал в окружающей природе. А когда открыл для себя зооморфную архитектуру, противостоящую современной городской архитектуре, почувствовал, что нашел родную стихию.

Когда Сергей жил в Кирове, то не мог спокойно видеть срубленные и сваленные на улицах деревья. Вот только куда нести это богатство? К тому времени художник уже обзавелся семьей. Но не тащить же обрубки в комнату с маленькими детьми! Ситуация улучшилась, когда Сергей и его первая жена обзавелись участком в деревне Бутырки. Саранский купил старый дом в поселке Оричи, разобрал его и перевез в Бутырки. Пока собирал дом по бревнышку, сам жил в ветхом сарайчике без одной стены. В холода ее заменяла огромная куча листьев. Гвоздей не хватало. Сергей собирал старые, распрямлял их и складывал в ведро.

-8

Перевезенный им сруб XIX века был сложен из крепких сосновых бревен. На нем путем проб и ошибок Сергей тоже учился. Советовался со стариками из Нижнеивкина, штудировал книги по деревянному зодчеству, освоил все виды замков при соединении бревен в срубе. На получившийся в итоге терем с входной галереей, стеклянной башней и обводными балконами в виде крыльев приходили полюбоваться местные жители.

Друзья помогли притащить из леса два огромных корневища, из которых Сергей сделал оригинальный мостик через пруд, устроенный перед теремом. Вот тогда он и начал отовсюду свозить в Бутырки пни и коряги.

Семейная жизнь не задалась. Терем Сергей оставил первой супруге с детьми. А собранные пни и корни переправил в Тайник, где задумал создать свой сказочный мир. Эти мечты разделила с упрямым художником владелица фотостудии из Кирова Вера Шестакова. «Если вы думаете, что здесь я стал строить новый мир, то это не так. Я свой мир вожу везде с собой», – объясняет Сергей.

-9

МАСТЕРСКАЯ

В Кирове Сергей сотрудничал с инновационным интерактивным парком, который включает комплекс стилизованных построек и аттракционов «Заповедник сказок». Он расположен в заповедном сосновом лесу Заречного парка города. Там Сергей создал Комплекс горок, «Дом Кикиморы» и «Чайный домик». Одновременно выполнял частные заказы: проектировал причудливые особняки в Подмосковье и рестораны в эко-стиле, делал предметы мебели и украшения интерьера. Особенно нравились заказчикам его столы, созданные по авторской «цветочной» технологии: спилы дерева, напоминающие лепестки, собираются в замысловатые фигуры и получается столешница-«цветок». Ради поисков сырья для таких изделий Сергей с Верой отправлялись в лес и добывали пни и корневища. «Самые счастливые годы!» – вспоминает это время Сергей. Вырученные средства Сергей пускал на обустройство территории «Мастерской сказок» в Тайнике. Создать ее он решил после того, как в очередной раз его творческие фантазии разошлись с ожиданиями заказчиков из «Заповедника сказок» в Заречном парке. Все делал своими руками. Вот только столбы для дома «Звездолет» помогали установить знакомые рабочие из Заречного парка.

Эта русская печь установлена в доме "Звездолет"!
Эта русская печь установлена в доме "Звездолет"!

Самым первым строением в «Мастерской сказок» стало «Воронье крыло». Дом Сергей назвал так из-за двух черных навесов, напоминающих птичьи крылья, и окон, оформленных как большие вороньи глаза.

Сегодня масштабы «Мастерской» поражают и самого Сергея. Что уж говорить о посетителях! Впрочем, удивляют их не только масштабы, но и сами постройки. Особенно – дом «Звездолет», который мастер считает центром сказочной территории. Кажется, что он прилетел сюда из далекого прошлого, чтобы рассказать о древних технологиях, которые использовали наши предки. Двухэтажный шатровый дом возведен в русско-канадском стиле из дерева и саманных кирпичей. Его асимметричная крыша с мягкой черепицей стоит на восьми мощных столбах. Эти огромные столбы не поместились в раму деревообрабатывающего станка на местной лесопилке, и их привезли Сергею. В общем-то они и вдохновили художника на создание «Звездолета». Дом и правда удивительный. Окна-иллюминаторы сделаны из дупла липы. Внутри – длинный стол-бумеранг из цельного куска дерева, напоминающий пульт управления космического корабля. А еще есть стол-звезда из огромного корневища. Пол в «Звездолете» выложен широкими плахами из ели и дуба, люстра собрана из еловых корней. Да и вся мебель здесь из пней и корней. На второй этаж ведет винтовая лестница. «С детства не люблю квадратных домов, – объясняет Сергей. – Я стремлюсь к естественным природным формам. У меня для каждого нового проекта – новая технология. Мои технологии простейшие. Могу обучить. У меня много технических решений, которые не бросаются в глаза». Завершил «Звездолет» Сергей недавно, притом работал над ним, надрывая здоровье. Закончить его постройку он обещал своей спутнице и соратнице Вере.

Из очищенных до белизны корешков родится какой-нибудь шедевр
Из очищенных до белизны корешков родится какой-нибудь шедевр

Но самым популярным объектом у гостей «Мастерской» остается избушка Бабки-Ёжки. Та самая, которую Сергей построил для любимой Веры. Он рассказывает, как таскал из леса сухостой и пни, что каркас и стропила избушки сделал из еловых бревен, а крышу сложил из нескольких слоев досок с корой. И затем украсил ее корявыми сучьями и корнями можжевельника. Лестница внутри избушки сделана из древесины черемухи. Ступени – из сосны. Перила – из дуба и ели. На втором этаже устроены полати, у которых стоит большая клюка. Стены внутри избушки расписаны цветами и грибами – их рисуют дети, приходящие сюда на экскурсии.

Избушка Бабки-Ёжки узнается гостями сразу. Впрочем, как и Дерево желаний, и Лешачье царство.

Уже сам вход говорит, что за этой дверью таятся чудеса
Уже сам вход говорит, что за этой дверью таятся чудеса

Иногда в «Мастерскую сказок» наведывается на велосипедах и детвора из ближних деревень. Сергей поручает им ответственные задания: помыть пень из шланга, очистить корневище от земли... Труд еще тот! На один пень или корневище может месяц уйти. К счастью, не все «сырье» у Саранского требует такой серьезной обработки: пни и корни, которые он добывает из местного ручья, гораздо чище «подарков», присылаемых сочувствующими. И все бы хорошо, но тратить столько времени на чистку одного пня Сергей не может. Поэтому из таких корневищ и пней художник решил устроить сад корней. И даже дал имена некоторым из них. Вон тот трехметровый пень зовется «Затерянный мир». А другой – огромный и черный – «Овцебык»...

Сергей Саранский верит в сказки
Сергей Саранский верит в сказки

P.S.

Практически во всех окрестных деревнях Сергей Саранский помогал реставрировать или украшать дома, за что многие люди ему благодарны. И готовы помогать художнику-отшельнику. Но и у них не получается избавить мастера от грусти. Скучает мастер по своей Вере. Но она просила его не бросать «Мастерскую сказок» и продолжать начатое дело. Сергей не собирается никуда уезжать: «Как я могу бросить «Мастерскую сказок»? Это мое детище!»

И вот интересно: в Тайник потянулись на житье люди. И некогда мертвая деревня начала оживать. Уже переселилась сюда молодая семья Мельниковых. Завели стадо коз и открыли сыроварню. Обжился и завел большое стадо гусей еще один новый сосед – Леонид Козлов.

А Сергей Саранский все-таки неугомонный человек. Теперь он охвачен идеей создать еще одну сказочную площадку в Тайнике. Выкупил по другую сторону улицы от своей усадьбы землю и уже заложил фундамент нового оригинального дома. А в планах – еще несколько: «Рыба», «Дом Отшельника», «Дом на дереве» и беседка «Джунгли». Загадочно улыбаясь, Сергей намекает, что, возможно, украсит новую площадку какими-то невообразимыми творениями, формы и сюжеты которых ему подскажут бесконечные запасы корней. И он точно знает, что Вера его решение одобрила бы...