21 августа 2017 г.
Наиболее «туристические» места Лондона – это Вестминстер и Сити, находящиеся на северном берегу Темзы. Но Южный берег тоже очень интересен. Там находится такое оригинальное здание, как County Hall и знаменитое колесо обозрения «Лондонский Глаз» (London Eye).
И целый ряд зданий культурного назначения – концертные залы, галереи, «Зал поэзии» и Королевский театр, а также похожее на фабрику здание Тейт Модерн – галереи современного искусства.
Но там я не была.
В прошлое своё пребывание в Лондоне я посетила Шекспировский театр «Глобус», о чём писала здесь. А в этот раз, покинув Саутворкский собор, я отправилась бродить по его окрестностям.
Попадаю в очень оживлённый район. Неудивительно – в окрестностях древнейшего в городе моста (возможно, прототип его существовал ещё при римлянах), находится крупный и популярный рынок Боро. К сожалению, именно здесь 3 июня 2017 г., т.е. меньше чем два месяца назад, произошёл теракт.
Мне хотелось полюбоваться на «Золотую лань II» (Golden Hinde) – копию галеона Фрэнсиса Дрейка. Бассейн (не знаю, можно ли его назвать доком), в котором она стоит, был осушен, и корабль предстал передо мной не в самом приглядном виде.
Когда-то такой же галеон, совершив кругосветное путешествие, вернулся в Англию с трюмами, полными испанского золота (то есть награбили у своих тогдашних главных врагов и конкурентов). За это корсар Дрейк был удостоен рыцарского звания: грабить врагов считалось ничуть не зазорным. А ещё считается, что именно Дрейк привёз в Англию картофель.
Но и «Золотая лань II» не бесполезный макет. Спущенная на воду в 1973 г., она тоже совершила несколько морских путешествий, прежде чем стала на прикол в 1991 г. Сейчас на её борт можно подняться за деньги (от 6 ф. за самостоятельный осмотр до 20 ф. за семейную экскурсию с гидом или участие в театрализованной постановке). Я же просто полюбовалась.
Далее мой путь лежал в Hay’s Galleria. В 17 в. здесь уже был пивоваренный завод; в 19-м – причал для судов, поставлявших в Лондон чай. В сентябре 1940 г. причал был разрушен в ходе бомбардировки, а после войны гавань уже не возродилась в прежних масштабах. И только в 1980-х годах (!) заброшенные причалы и склады стали реконструировать.
Так появилась Хэй Галлери, - торговый центр с магазинами, ресторанами, барами и кафе.
В магазины я не ходила: меня больше интересовала сама галерея – огромный двор под застеклённой крышей. Кстати, на чужих фотографиях не увидела, что крыша изогнута.
В центре Галереи установлена восемнадцатиметровая движущаяся бронзовая скульптура судна, названная «Навигаторы» скульптора Дэвида Кемпа.
А затем, выйдя на набережную, я направилась в Сити Холл.
Симпатичных молодых людей, попавших в кадр, убирать не стала. Сохраним для вечности.
Здание муниципалитета Большого Лондона было введено в эксплуатацию в 2002 году. Высота десятиэтажного дома составляет 45 м, диаметр круглого стеклянного фасада тоже 45 м. Угол наклона южной стороны — 31 градус.
Проект фирмы Форстер и Ко, возглавляемой Кеном Шуттлеуортом, должен был «архитектурно выразить прозрачность демократического прогресса»: вроде как гражданам Лондона предоставляется возможность наблюдать за работой чиновников. Ну, не зна-аю...
Местные остряки называют это здание «Нарезанным яйцом», а бывший мэр Лондона (ныне бывший министр иностранных дел и бывший премьер-министр Великобритании) Борис Джонсон вообще неоднократно заявлял, что оно вызывает у него ассоциацию с формой половой железы. Ну, Бориска известен своими странностями...
Набережная возле мэрии застроена красивыми современными зданиями; к сожалению, вид сильно портят палатки с фаст-фудом.
Амфитеатр The Scoop на 800 мест расположен за зданием муниципалитета. Летом он используется для бесплатной демонстрации фильмов и показа музыкальных и театральных постановок. Вот и на тот момент там находились какие-то декорации.
А теперь сам Сити Холл.
Вход туда свободный с понедельника по четверг с 8.30 до 18.00 и по пятницам с 8.30 до 17.30 (если что-то изменится, можно уточнить на сайте). Правда, на входе нужно пройти серьёзный досмотр: показать сумку, пройти рамку металлоискателя, сняв с себя металлические предметы. Охранники даже извинились за «неудобство», а мне показалось, что это совершенно правильно и разумно.
В здании, конечно, есть лифты, а есть спиралевидный пандус, по которому можно подняться… на пару этажей.
Кажется, раньше можно было подниматься и на самый верх, где имеется смотровая площадка, но реально путь был перекрыт турникетами и требовалась электронная карточка-пропуск. Но в туалет и кафе (скорее, буфет) я попала без проблем.
На полу нижнего этажа изображена карта Лондона, отражающая степень загрязнённости воздуха в нём.
А ещё в мэрии проводятся всякие выставки. На тот момент – фотовыставка, посвященная ЛГБТ-сообществу 70-80-х годов. (Если честно, меня эта тема в Лондоне просто преследовала!)
От Сити Холла мимо Тауэрского моста я вышла на Шед Темз (Shad Thames) – старинную, мощенную булыжником улицу, идущую до Дока Св. Спасителя. (St. Saviour). Она запечатлена на многих фотографиях и в фильмах, где действие происходит в мрачных доках викторианского Лондона. Отличительной особенностью этой улицы являются железные мостики, которые когда-то использовалась для транспортировки товаров со склада на склад и были сохранены во время реконструкции.
Улица действительно выглядела мрачно. А располагаются на ней дорогие кафе и рестораны, ателье по пошиву одежды и т.п.
Ни пивоваренного завода, упомянутого ещё Чосером и Шекспиром, ни какой-то якобы особо мрачной старинной лестницы Horsleydown, ведущей к реке, я не нашла – да особо и не искала.
Вместо этого вернулась на набережную – очень красивую и уютную.
Долго сидела на скамейке, давая отдых ногам, и любовалась Темзой, набережной и небом.
А затем двинулась к Тауэрскому мосту. Наконец-то я смогла пройти по нему. Что ж, вблизи он так же хорош, как и на расстоянии.
И вот я опять на Северном берегу, возле Тауэра. Полюбовалась солнечными часами (полезная вещь)...
...и погуляла по Докам Святой Катерины (об этом месте я писала здесь).
А потом села на кораблик. Это довольно удобный для Лондона вид транспорта, оплачивается единой транспортной картой Oyster. Довольно большие закрытые корабли ходят по Темзе с утра до позднего вечера. Внутри катера расположены удобные кресла, кафе, туалеты и бесплатный Wi-Fi.
Но для туристических целей не очень подходит. В окна из оргстекла почти ничего не видно, да и не факт, что вы сможете сесть у окна. На носу стоять нельзя. Кто-то в Интернете обещал, что можно, стоя на корме, «насладиться свежим воздухом и чудесным видом на достопримечательности Лондона»… Вас таких романтиков там будет толпа, и ничего вы, кроме чужих спин, не увидите. Кроме того, там качает!
Я доплыла до Иглы Клеопатры – египетского обелиска на Набережной Виктории. Этот монолит из гранита высотою 18 метров и весом 186 тонн подарен британцам в 1877 году тогдашним правителем Египта. К вопросу о вывозе исторических ценностей: в Александрии к тому времени этот памятник середины II тысячелетия до н. э. был опрокинут и лежал в песке.
А вот сфинксы – это "новодел", их изготовили в 1881 году.
Оттуда я пешочком дошла до моста Золотого Юбилея – одного из двух одинаковых пешеходных мостов, построенных в 2002 г. и названных так в честь 50-летия правления Елизаветы Второй. Совсем рядом с ними проходит старый железнодорожный мост Чаринг-Кросс (виден справа).
И вот такой с моста открывается вид на оба берега: слева "Лондонский Глаз", справа Биг Бен и Парламент...
Понравилось? Ставьте "лайки", пишите комментарии и ждите продолжения: про Вестминстерское аббатство, картинную галерею Тэйт и Британскую библиотеку!