К началу первой российской революции, партия эсеров была наиболее массовой партией народнического направления. Их цель заключалась в том, чтобы с помощью революционных методов изменить развитие земледельческой страны на путь развития трудового, а не буржуазного хозяйства, общественной, а не частной собственности. Лозунгом эсеров стало «В борьбе обретешь ты право свое!». В конце 1905 года состоялся I съезд Партии социалистов-революционеров, на котором была принята ее программа. Главной политической задачей было установление демократической республики с автономией национальных и географических областей и самоуправлением общин (сельских и городских). Программа также содержала требования о социализации земли, введении прогрессивного подоходного налога, 8-часового рабочего дня и принятии рабочего законодательства в экономической части. Эсеры-максималисты, которые были экстремистами внутри партии, выступали за массовый террор и лозунги немедленного социалистического переворота в ходе революции.
В период 1905-1907 гг. партия эсеров провела около 200 террористических актов, таких как покушение на великого князя Сергея Михайловича, взрыв на даче П. А. Столыпина (август 1906 г.), убийство ряда губернаторов, адмирала Г. П. Чухнина и генерала Г. А. Мина. Боевая организация, в которую входило 64 человека (включая 13 женщин) с 1903 по 1906 г., была ответственна за эти действия. Многие её члены погибли при подготовке или выполнении террористических актов, а другие были арестованы охранными отделениями Министерства внутренних дел. Однако революционная деятельность эсеров не ограничивалась терроризмом.
Несмотря на то, что партия эсеров считалась крестьянской партией, только четверть её членов (65 тыс. человек к концу первой революции) состояла из рабочих и крестьян. Остальные три четверти были представлены студентами (главным образом бывшими), учениками старших классов, интеллигенцией и служащими. Социальный состав РСДРП был примерно таким же.
Безусловно, эсеры и социал-демократы разделяли цель ликвидации самодержавия революционными методами в своей практической деятельности.
Большевики и меньшевики были двумя фракциями РСДРП, которые значительно различались в своих взглядах на роль партии и её отношения с пролетариатом. В отличие от социалистов-революционеров, социал-демократы утверждали, что фабрично-заводской рабочий являлся будущим человеком в России, ставшей на путь капиталистического развития. Они видели в пролетариате не только лидера социалистической, но и буржуазной революции в России, а в Российской социал-демократической рабочей партии – руководителя и организатора пролетарских масс.
Однако большевики и меньшевики имели серьезные разногласия по вопросам задач партии, роли классов в революции, характера власти после победы революционного движения. Главной задачей партии была подготовка вооруженного восстания. Поэтому, большевики уделяли первостепенное внимание подпольной работе, созданию нелегальных организаций, транспортировке революционной литературы и оружия, проведению денежных экспроприаций и т.д. В российской буржуазной революции, Ленин считал, что пролетариат должен был в союзе с крестьянством не только изолировать либералов, но и не допустить их к власти.
Меньшевики же считали, что буржуазия является союзником, а не врагом пролетариата в революции. Они отмечали, что партия не готовит восстание, а готовится к нему и, если оно произойдёт, то будет участвовать в народной борьбе.
Несмотря на свои разногласия по тактическим и организационным вопросам, обе фракции РСДРП участвовали в революционных событиях 1905-1907 гг. Во время Декабрьского вооруженного восстания как большевистские, так и меньшевистские боевые дружины оказывали сопротивление войскам.
Либеральные партии в начале XX века рассматривали революцию как конфликт между властью и общественностью по поводу конституции. Они считали, что обновление государственного устройства должно было сопровождаться проведением социально-экономических реформ, которые были не только в интересах развития капитализма, но и всего общества.
Первой крупной линиберальной партией стала Конституционно-демократическая партия (Кадеты), созданная в октябре 1905 года во время Всероссийской политической стачки. Кадеты в основном были партией образованной части общества. Их иногда называли профессорской партией из-за того, что партия включала многих известных ученых, таких как академик А.А. Шахматов - исследователь летописей, юрист С.А. Муромцев и будущий академик естествоиспытатель В.И. Вернадский. Кроме того, в партии широко представлены были средние городские слои. Лидером кадетов стал П.Н. Милюков, который внес большой вклад в объединение либеральных сил и являлся членом редакции журнала «Освобождение».
Конституционные демократы стремились установить в России парламентскую монархию с правительством, отвечающим перед парламентом. Они предлагали проводить выборы в органы высшей представительной власти и местного самоуправления на основе всеобщего избирательного права. Кадеты выступали за культурную автономию всех народов и народностей, а также подробно описывали права граждан в своей программе. Они также поддерживали рабочее законодательство, свободу профсоюзов и стачек, что можно было назвать «культурным капитализмом».
Другой значимой либеральной партией был «Союз 17 октября», созданный в ноябре 1905 года. Октябристы выступали за конституционную монархию с правительством, формируемым императором и ответственным перед ним. Они предлагали двухступенчатые выборы в двухпалатный парламент с возрастными ограничениями для избирателей. Основой экономического благосостояния считалась частная собственность, а крестьянская община должна была быть заменена хозяйствами хуторского типа. Октябристы отрицательно относились к стачкам и сокращению рабочего дня, но признавали свободу рабочих собраний и союзов, а также поддерживали расширение социального страхования и повышение культурного уровня рабочих.
Лидером октябристов был А.И. Гучков - выходец из московской промышленной семьи и директор Московского учетного банка. Он был яркой фигурой, сочетавшей в себе здравый рассудок московского купца со старообрядческим авантюризмом.
Обе партии - кадеты и октябристы - выступали за постепенные изменения в обществе.
В период первой российской революции существовала многопартийность. Большим влиянием на политическую жизнь страны обладали социал-демократические и эсеровские партии, кадеты, октябристы и «Союз русского народа». Несмотря на то, что было создано большое количество других партий, они были менее многочисленными, но имели свою роль в политике. Некоторые из них были этнонациональными и разделялись по социалистическим, либеральным или правомонархическим взглядам.
В России социалистические партии приверженцев народнической или марксистской идеологии. Идеологические различия мешали им действовать сообща. Внутрипартийные разногласия также играли значительную роль среди социал-демократов. Хотя до 1917 года большевики и меньшевики считались фракциями одной партии, после первой российской революции они стали действовать самостоятельно, имели собственные издания и организации. Анархистские объединения были близки социалистическим идеям, но не играли значительной роли. Они также организовывали террористические акты вместе с эсерами. В этапе буржуазной революции все социалистические партии ставили перед собой задачу свергнуть царизм и установить демократический режим республики.
Либералы в России выступали за гражданские свободы и конституционную или парламентскую монархию, и также ставили перед собой политические задачи. Они придерживались эволюционного развития, но кадеты поддерживали социалистов по отдельным вопросам, в то время как октябристы были противниками и социалистов, и их революционных методов. Кадеты и октябристы расходились в отношении и социальных вопросов. Октябристы не поддерживали ни изъятие помещичьих земель в пользу крестьян, ни 8-часовой рабочий день.
Представители правомонархических партий исповедовали консерватизм. Они не только идеализировали российское самодержавие, но связывали его и с русским национализмом, а также православием. Для них русским мог быть только человек, исповедующий православную веру. Самодержец являлся персонификацией государства. Русский консерватизм был направлен против западной цивилизации. Консерваторы считали как социалистов, так и либералов носителями западных идей, которые, по их мнению, были несовместимы с Россией.