Украина в очередной раз хочет поднять тариф на транзит российской нефти по южной ветке “Дружбы”. Наблюдатели обнаруживают два мотива у Киева. Первый — очевидный — получить больше денег на ровном месте. Второй — упомянутый “Коммерсантом” — оказать давление на Венгрию, у которой нет альтернатив российским поставкам. Венгерской MOL придется платить за всю транспортировку и, возможно, придется взять на себя оплату прокачки до Сербии.
Пару недель назад премьер-министр Венгрии Виктор Орбан назвал Украину “экономически несуществующей страной”. По словам Орбана, Украина в принципе существует, пока ее финансируют США и ЕС, — написала Magyar Nemzet. «Мы платим украинцам пенсии и зарплаты, поддерживаем их государственное управление, их здравоохранение, — сказал Виктор Орбан, — и это не может продолжаться долго».
В ответ Киев нашел такой болезненный для Будапешта способ заявить о факте существования экономической Украины. Шах и мат нелюбимым венграм украинцы хотят поставить в два хода, увеличив тариф поэтапно — на 25% и 23,5%, соответственно.
Как пишет “Ъ”, Украина ведет переговоры о тарифах напрямую со Словакией, Венгрией и Чехией, которые получают нефть по южной ветке “Дружбы”. Глава MOL Жолт Эрнади утверждает, что компания борется против повышения платы за транзит нефти на Украине, а также в Хорватии, сообщает Reuters.
Впрочем, эксперты считают, что есть предел подорожания, и тарифная гонка может привести к остановке южной “Дружбы”, что невыгодно уже Украине. Эксперт Игорь Юшков не исключил, что руками Украины хотят действовать США, которым выгодно, чтобы не было российского трубопроводного транспорта и чтобы всё перешло на морской, который они могут хоть как-то контролировать.
ВК: https://vk.com/tvreaction
Telegram: https://t.me/neftegram