Диагностическая таблица. Цели и задачи Федеральной образовательной программы
1. Целью Федеральной программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций.
К традиционным российским духовно-нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Обеспечение единых для Российской Федерации содержания ДО и планируемых результатов освоения образовательной программы ДО
Приобщение детей (в соответствии с возрастными особенностями) к базовым ценностям российского народа - жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России, создание условий для формирования ценностного отношения к окружающему миру, становления опыта действий и поступков на основе осмысления ценностей.
Построение (структурирование) содержания образовательной деятельности на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей развития
Создание условий для равного доступа к образованию для всех детей дошкольного возраста с учётом разнообразия образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.
Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его инициативности, самостоятельности и ответственности.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности.
Достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.
Социально-коммуникативное развитие
Задачи воспитания
1. Воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране.
2. Воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям), педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности.
3. Воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России.
4. Содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве, правде и лжи.
5. Воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.
6. Создание условий для возникновения у ребенка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребенком опыта милосердия и заботы.
7. Поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи
8. Формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.
9. Ребенок эмоционально реагирует на внимание взрослого, проявляет радость в ответ на общение со взрослым.
Познавательное развитие
Задачи воспитания
1. Воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны.
2. Приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному наследию народов России.
3. Воспитание уважения к людям — представителям разных народов России независимо от их этнической принадлежность.
4. Воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну).
5. Воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого опыта действий по сохранению природы.
Речевое развитие
Задачи воспитания
1. Владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения,
2. Воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить красиво (на правильном, богатом, образном языке).
Художественно-эстетическое развитие
Задачи воспитания
1. Воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии с возрастными особенностями).
2. Приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной культуры.
3. Становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего и внутреннего мира ребенка.
4. Создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественно-творческой деятельности.
5. Формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного способов его освоения детьми.
6. Создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми и взрослыми).
Физическое развитие
Задачи воспитания
1.Формирование отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности физического, духовного и социального благополучия человека.
2. Формирование у ребенка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и безопасного образа жизни.
3. Становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам.
4. Воспитание активности, самостоятельности, самоуважения, коммуникабельности, уверенности и других личностных качеств.
5. Приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и саморазвития.
6. Формирование у ребёнка основных гигиенических навыков, представлений о здоровом образе жизни.
7. Ребенок проявляет двигательную активность в освоении пространственной среды, используя движения ползания, лазанья, хватания, бросания, манипулирует предметами, начинает осваивать самостоятельную ходьбу.
Диагностическая таблица. Соответствие планируемых результатов Федеральной образовательной программе.
Педагогическая диагностика в области социально-коммуникативного развития ФОП
Система оценки: 3 балла: 3 балла- знает, 2 балла – знает частично, 1 балл– почти не знает.
Педагогическая диагностика в области социально-коммуникативного развития от 2 месяцев до 1 года ФОП
Система оценки: 3 балла: 3 балла- знает, 2 балла – знает частично, 1 балл – почти не знает
1. до 6 месяцев: ребенок умеет осуществлять эмоционально-контактное взаимодействие и общение со взрослыми, эмоционально-позитивное реагирование.
2. 1. С 6 месяцев: ребенок умеет эмоционально-позитивно действовать через вербальное обозначение совершаемых совместных действий со взрослым.
2.2. Ребенок имеет потребность в совместных действиях со взрослым.
3.1. С 9 месяцев: ребенок имеет положительное отношение к окружающим, доверие и желание вступать в контакт не только с близкими, но и с другими людьми.
3.2. Ребенок имеет интерес к предметам (игрушкам) и действиям с ними,
3.3. Ребенок умеет проявлять самостоятельность и активность в общении, освоении пространства и предметно-манипулятивной деятельности.
4. Ребёнок положительно реагирует на прием пищи и гигиенические процедуры.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области познавательного развития от 2 месяцев до 1 года ФОП
1.Ребенок проявляет интерес к ребенка окружающим предметам и действиям с ними.
2. Ребенок действует с предметами и игрушками и проявляет способы действия с ними.
3. Ребенок умеет ориентироваться в знакомой обстановке, поддерживать эмоциональный контакт в общении со взрослым.
4. Ребенок имеет интерес к объектам живой и неживой природы в процессе взаимодействия с ними, узнавать их.
5. Ребёнок проявляет интерес к животным, птицам, рыбам, растениям.
6. Ребёнок обнаруживает поисковую и познавательную активность по отношению к предметному окружению.
7. Ребёнок узнает и называет объекты живой природы ближайшего окружения, выделяет их характерные особенности, положительно реагирует на них.
8. Ребенок ориентируется в знакомой обстановке, активно изучает окружающие предметы, выполняет действия, направленные на получение результата (накладывает кирпичик на кирпичик, собирает и разбирает пирамидку, вкладывает в отверстия втулки, открывает и закрывает дверцы шкафа, рассматривает картинки и находит на них знакомые предметы и тому подобное).
9. Ребенок активно действует с игрушками, подражая действиям взрослых (катает машинку, кормит собачку, качает куклу и тому подобное).
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области речевого развития от 2 месяцев до 1 года ФОП
1.С 2 месяцев:
1.1. Ребенок имеет предпосылки для развития речи, показывает интонационную выразительность речевых реакций и вокализации.
1.2.Ребенок умеет вступать со взрослым в общение, эмоционально вызывая ребёнка повторять фонемы, повторять за ребёнком фонемы, произносимые им.
1.3. Ребенок умеет вводить в речь слова, связывая их со смысловым содержанием.
2. С 6 месяцев:
2.1. Ребенок имеет способность понимать речь взрослого, находить взглядом, а затем и указательным жестом названную педагогом знакомую игрушку, предмет.
2.2. Ребенок имеет предпосылки активной речи (лепет, подражание простым слогам и звукосочетаниям), поддерживать стремление детей вступать в контакт с окружающими взрослыми и детьми в играх.
3. С 9 месяцев:
3.1. Ребенок умеет понимать речь, пассивный словарь, различать близких.
3.2. Ребенок умеет находить предмет по слову педагога, выполнять движения.
3.3. Ребенок умеет находить по слову педагога из 5-8 знакомых игрушек одну, узнавать изображение знакомого предмета на картинках.
3.3. Ребёнок развивает активную речь: произносит первые облегченные слова, обозначающие названия знакомых предметов и действии.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области речевого развития от 1 года до 1 года 6 месяцев ФОП
1. От 1 года до 1 года 6 месяцев:
1.1. Ребёнок понимает речь: расширяться запас понимаемых слов.
1.2. Ребенок умеет понимать слова, обозначающие части тела человека, бытовые и игровые действия, признаки предметов.
1.3. Ребенок умеет понимать простые по конструкции фразы взрослого.
1.4. Ребенок умеет произносить несложные звукоподражания, простые слова.
1.5. Ребенок стремится общаться со взрослым.
1.6. Ребенок подражает речи взрослого человека, повторять за взрослым и произносить самостоятельно слова, обозначающие близких ребёнку людей, знакомые предметы и игрушки, некоторые действия.
1.7. Ребенок произносит короткие фразы.
1.8. Ребенок имеет потребность в общении.
1.9. Ребенок эмоционально реагирует на слушание произведений народного фольклора (потешки, пестушки, песенки, сказки) с наглядным сопровождением (игрушки для малышей, книжки-игрушки, книжки-картинки) и игровыми действиями с игрушкам.
1.10. Ребенок эмоционально реагирует улыбкой и движениями при чтении и пропевании фольклорных текстов.
1.11. Ребенок стремится к повторению за педагогом при чтении слов стихотворного текста, песенок, выполнению действий, о которых идет речь в произведении.
1.12. Ребенок рассматривает вместе с педагогом и узнавать изображенные в книжках- картинках предметы и действия, о которых говорилось в произведении.
2. Ребенок понимает речь взрослого, откликается на свое имя, положительно реагирует на знакомых людей, имена близких родственников.
3. Ребенок выполняет простые просьбы взрослого, понимает и адекватно реагирует на слова, регулирующие поведение (можно, нельзя и другие).
4. Ребёнок произносит несколько простых, облегченных слов (мама, папа, баба, деда, дай, бах, на), которые несут смысловую нагрузку.
Педагогическая диагностика в области художественно-эстетического развития от 2 месяцев до 1 года ФОП
1. От 2-3 до 5-6 месяцев:
1.1.Ребенок показывает эмоциональную отзывчивость на музыку контрастного характер.
1.2.Ребенок сосредоточиваться на пении взрослых и звучании музыкальных инструментов.
2. От 5-6 до 9-10 месяцев:
2.1.Ребенок внимательно слушает вокальную и инструментальную музыки.
2.2. Ребенок внимательно прислушивается к музыке, слушает ее.
3. От 9-10 месяцев до 1 года:
3.1. Ребенок проявляет чувства удовольствия при восприятии вокальной и инструментальной музыки и поддерживает запоминания элементарных движений, связанных с музыкой.
3.2. Ребёнок эмоционально реагирует на музыку, пение, игры-забавы, прислушивается к звучанию разных музыкальных инструментов.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области физического развития от 2 месяцев до 1 года ФОП
1. Ребёнок положительно относится к гигиеническому уходу, соблюдается режим питания.
2. Ребёнок активен в двигательной деятельности, выполняет основные движения (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) на основе положительного эмоционального общения и совместных действий педагога с ребенком.
3. Ребёнок поддерживает положительную эмоциональную реакцию при выполнении движений, чувство удовлетворения и радости от совместных действий ребенка с педагогом в играх-забавах.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области социально-коммуникативного развития от 1 года до 2 лет ФОП
Система оценки: 3 балла: 3 балла- знает, 2 балла – знает частично, 1 балл– почти не знает.
1. Ребенок имеет благоприятную адаптацию к ДОО.
2. Ребенок имеет непродолжительные контакты со сверстниками, интерес к сверстнику,
3. Ребенок имеет элементарные представления: о себе, близких людях, ближайшем предметном окружении.
4. Ребенок имеет опыт применения правил социального взаимодействия.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области познавательного развития от 1 года до 2 лет ФОП
1. Ребенок имеет моторные действия, наглядное действия способа в решении практических жизненных ситуаций, находить предмет по образцу или словесному указанию.
2. Ребенок имеет стремление детей к подражанию действиям взрослых, понимать обозначающие их слова.
3. Ребенок имеет умения ориентироваться в ближайшем окружении.
4. Ребенок имеет познавательный интерес к близким людям, к предметному окружению, природным объектам.
5. Ребенок имеет умения узнавать объекты живой и неживой природы ближайшего окружения, отличать их по наиболее ярким проявлениям и свойствам, замечать явления природы, поддерживать стремления к взаимодействию с ними.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области речевого развития от 1 года 6 месяцев до 2 лет ФОП
2. От 1 года 6 месяцев до 2 лет:
2.1. Ребенок понимает речь взрослого, слова, обозначающие предметы, некоторые действия, признаки, размер, цвет, местоположение.
2.2. Ребенок понимает речь взрослого и выполнять его просьбы.
2.3. Ребенок выполнять несложные поручения.
2.4. Ребенок использует накопленный запас слов по подражанию и самостоятельно, в замене звукоподражательных слов общеупотребительными. 2.5. Ребенок воспроизводит за взрослым отдельные слова и короткие фразы.
2.6. Ребенок употребляет несложные для произношения слова и простые предложения.
2.7. Ребенок умеет слушать чтение взрослым наизусть потешек, стихов, песенок, сказок с наглядным сопровождением (картинки, игрушки, книжки- игрушки, книжки-картинки).
2.8. Ребенок умеет эмоционально откликаться на ритм и мелодичность пестушек, песенок, потешек, сказок.
2.9. Ребенок умеет выражать положительные эмоциональные и избирательные реакции в процессе чтения произведений фольклора и коротких литературных художественных произведений.
2.10. Ребенок умеет показывать и называть предметы, объекты, изображенные в книжках-картинках.
2.11. Ребенок может называть совершаемые персонажами действия.
2.12. Ребенок умеет воспринимать вопросительные и восклицательные интонации поэтических произведений.
2.13. Ребенок стремится договаривать (заканчивать) слова и строчки знакомых ребёнку песенок и стихов.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области художественно-эстетического развития от 1 года до 2 лет ФОП
1. От 1 года до 1 года 6 месяцев:
1.1.Ребёнок имеет эмоциональный отклик на музыку (жестом, мимикой, подпеванием, движениями), желание слушать музыкальные произведения.
1.2.Ребёнок имеет радостное настроение при пении, движениях и игровых действиях под музыку.
2. От 1 года 6 месяцев до 2 лет:
2.1. Ребёнок имеет способность слушать художественный текст и активно (эмоционально) реагировать на его содержание.
2.2. Ребёнок желает наблюдать за процессом рисования, лепки взрослого, вызывает к ним интерес.
2.3. Ребёнок имеет желание рисовать красками, карандашами, фломастерами, ритмично заполнять лист бумаги яркими пятнами, мазками, линиями.
2.4. Ребёнок умеет прислушиваться к словам песен и воспроизводить звукоподражания и простейшие интонации.
2.5.Ребёнок имеет умение выполнять под музыку игровые и плясовые движения, соответствующие словам песни и характеру музыки.
Итого по возрасту
Педагогическая диагностика в области физического развития от 1 года до 2 лет ФОП
1. Ребёнок активен в становлении первых основных движений (бросание, катание, ползание, лазанье, ходьба) в совместной деятельности педагога с ребенком.
2. Ребёнок стремится к равновесию и ориентировки в пространстве.
3. Ребёнок имеет желание выполнять физические упражнения в паре с педагогом.
4. Ребёнок участвует в играх-забавах, игровых упражнениях, подвижных играх, стремится к самостоятельным действиям.
5. Ребёнок усваивает культурно-гигиенические навыки для приобщения к здоровому образу жизни.
Итого по возрасту