Мне очень понравились новые "Зловещие мертвецы"... Неожиданный заход, правда? Впрочем, те, кто посмотрел картину, понимают - хоррор Ли Кронина использует много очевидных цитат и отсылок не только к оригинальной трилогии Сэма Рейми, но и к классике жанра в общем. Например, сложно не заметить, что создатели "Восстания" едва не дословно повторяют сцену с льющимся из-за дверей лифта потоком крови - одну из самых страшных в фильме. По этому поводу я решил напомнить поклонникам кино, как снимали этот эпизод, и почему Стэнли Кубрика в тот момент даже не было на площадке.
ДАННАЯ СТАТЬЯ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНА И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНА АВТОРОМ, ВЛЮБЛЕННЫМ В КИНО И ОЦЕНИВАЮЩИМ ФИЛЬМЫ, СОДЕРЖАНИЕ, КАДРЫ И СЮЖЕТЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ВЫШЕ И НИЖЕ, ТОЛЬКО В ПРЕВОСХОДНЫХ ТОНАХ, БЕЗ ЖЕЛАНИЯ ЗАДЕТЬ, ОСКОРБИТЬ ИЛИ УНИЗИТЬ ИХ АВТОРОВ ИЛИ ЗРИТЕЛЕЙ
О "Сиянии" Кубрика рассказано очень много - в интернете можно найти все: от безумной теории про фальсификацию полета Apollo-11 до подробной хронологии конфликта режиссера с автором оригинального романа Стивеном Кингом. А уж как досконально разобран видеоряд ленты - здесь сложно даже пытаться открыть что-то новое. Но я и не буду - мы с вами обратимся к воспоминаниям ассистента постановщика фильма Леона Витали, опубликованным в 2018 году. Никаких откровений в них нет, просто максимально подробно описан съемочный процесс, который интересен не меньше финального результата.
Но прежде - вернемся к сюжету, чтобы понять, почему сцена с кровью была так важна, и почему она стала культовой. Сюжет картины разворачивается вокруг писателя Джека Торранса - из-за конфликта с учеником он вынужден оставить преподавание и согласиться на сомнительную работу смотрителя расположенного глубоко в горах отеля "Оверлук". Джек считает, что совместная поездка станет освежающим приключением для его увядающего брака, и потому берет с собой жену Венди и сына Дэнни. На горе прибывшим экстрасенсорные способности мальчика пробуждают древнее зло, завладевшее зданием, и оно хватает самого слабого из троицы - Джека.
Как это часто бывает в произведениях Кинга, зло здесь питается самыми скверными человеческими чувствами и эмоциями - злостью, ненавистью и, разумеется, страхом. Отсюда и трюки, которые использует "Оверлук" против своих жертв - отель подбрасывает то зловещие надписи, то призраки девочек-близняшек, то труп женщины в ванне, а то и просто море крови. Последнее должно было привести в ужас (и это сработало!) и без того дерганную Венди - даже прежде боящаяся каждого шороха, она стала жертвой нападения Джека, но самое жуткое ее ждало впереди. Ранее безобидный лифтовой холл внезапно на ее и Дэнни глазах превратился в бурлящую реку крови - 20-секундная сцена не просто пугает, она сводит с ума.
И с ума она свела не только героиню и зрителей, но и создателей картины. Интересующаяся киноиндустрией публика знает - какими только ухищрениями не пользовались мастера специальных эффектов для создания бутафорской крови. В эпоху черно-белых картин лучше всего роль крови исполнял шоколадный сироп, с приходом цвета пришлось работать не только над качеством и консистенцией, но и над цветом. Это оказалось настолько сложным процессом, что некоторые режиссеры в отчаянии заказывали на бойнях кровь животных - однако, как вы понимаете, далеко не все актрисы хотят быть по уши измазаны в свиной или коровьей органической жидкости.
Работавший над "Сиянием" Витали честно признается, что они работали над приготовлением "кровавого коктейля" несколько недель, ведь съемочной группе нужно было не литр и не два бутафорской жижи, а добрую цистерну. Но и это не самая главная проблема. Попробуйте залить столько жидкости в не самую герметичную емкость - она мало того, что найдет щелочку, чтобы просочиться, но и вполне может деформировать своим весом любые декорации или даже промышленные конструкции. Существовала реальная опасность того, что залитая в лифтовую кабину "кровь" просто вынесет двери и покалечит кого-нибудь на площадке.
Словно в триллере с участием какого-нибудь Тома Круза съемочная команда оказалась в положении, когда у нее был только один шанс снять вожделенную сцену с рекой крови - после не будет средств ни на новую порцию "жижи", ни на лифтовые двери, ни на обстановку холла. Нервы были взвинчены до такой степени, что сам Стэнли Кубрик решил покинуть площадку перед началом съемки, иначе его сердце перфекциониста просто не выдержало бы поворота потока не в ту сторону или слишком быстрое его иссякание. Потерявший на съемках заметную часть шевелюры и пятилетний запас нервов режиссер предпочел отойти на безопасное, прежде всего, для его подопечных расстояние - взрыва Кубрика фильм бы точно не перенес.
Ассистенты постановщика хорошо понимали уникальность момента и потому установили сразу четыре камеры для съемки двух лифтовых кабин. Операторы со своими командами и оборудованием забрались в непромокаемые ящики, однако никто не мог сказать точно - смоет съемочную группу, или же из лифта выльется несколько капель, после чего все пойдет прахом. Когда все было готово (никогда на съемках не бывает все готово, но и тянуть больше было нельзя), ассистент скомандовал "Мотор", и в шахту лифта хлынул поток объемом в несколько сотен литров бутафорской крови.
В фильме "кровавая река" прорывается в холл в замедленном действии - по воспоминаниям ассистента режиссера, на площадке время тоже словно остановилось. "Помните, как появляются из-за двери первые струи? В тот момент мне показалось, что это все, на что оказался способен наш резервуар. Я успел подумать, что подобный провал не переживу ни я, ни Кубрик", - вспоминал Леон Витали. Однако, после первых невзрачных капель бутафорская кровь заработала на полную катушку - особенно впечатлила команду сдвинувшаяся мебель, она добавила безупречно геометрически размеченному кадру хаоса и беспорядка.
Залило ли при этом бутафорской кровью операторов? Конечно, залило. Даже в фильм попали кадры с тем, как красная жидкость волной захлестывает объектив и зрителей вместе с ним. Остался ли полученным результатом доволен Кубрик? Безусловно. Больше того, режиссер назвал эту сцену самой любимой в фильме и настоял на том, чтобы студия непременно включила ее в рекламный трейлер картины. Со временем фрагмент стал поистине культовым, а повторить его поистине сногсшибательный эффект пытались режиссеры самого разного уровня. Кому-то удавалось удивить, кто-то поражал объемами потраченной жидкости, но звание первого "кровавого душа" навсегда осталось за "Сиянием" (ну, и немножко за "Кэрри", но это уже совсем другая история).
А мы еще обязательно поговорим с вами и о "Зловещих мертвецах", и о фильме Кубрика - у Киноведа в штатском найдутся поводы затронуть нетривиальные темы, связанные с этими картинами. Но прежде - переключимся на что-то совсем иное, ибо главный принцип этого канала состоит в вечном чередовании и постоянном разнообразии. Чтобы ничего не упустить, просто заглядывайте к нам регулярно - здесь и в телеграме бывает очень интересно. Смотрите, читайте, не болейте, берегите себя и близких, не балуйтесь лифтом, и...
Увидимся в кино!