Найти в Дзене
Жорик – историк

Вопрос закрыт. История проблемы Южных Курил

Оглавление

Сразу стоит оговориться: такого слова "проблема" по отношению к Курильским островам на нынешнем этапе российско-японских отношений не существует. Вернее, проблему видят в Японии, но никак не в России. В конце марта 2022 года наша страна вышла из переговоров по мирному договору с Японией. "Вопрос закрыт", — так охарактеризовал многолетние территориальные притязания Японии глава комитета по международным делам Госдумы Леонид Слуцкий.

А ведь на всем протяжении истории Курильских островов позиция руководителей советского и российского государства вовсе не была такой категоричной. Южные Курилы готовы были отдать и при Хрущеве, и при Брежневе, а при Борисе Ельцине дело и вовсе чуть было не дошло до подписания реальных документов. Получалось так, что четыре многострадальных острова все время служили разменной монетой во взаимоотношениях с Японией. Монетой золотой, блестящей и имевшей огромную ценность. Но так было не всегда.

Русско-японская граница с 1855 по наст. время/ © geoglob.ru
Русско-японская граница с 1855 по наст. время/ © geoglob.ru

Чьи будете?

Освоение Курильских островов шло параллельно с двух сторон двумя народами. В 1635 году японцами была составлена первая карта Сахалина и Курил. Их тогда населял ныне почти вымерший народ айнов, который называл пришлых людей "куру", что значит "человек". Так и поименовали архипелаг. Об этих же самых айнах рассказывают и отчеты русских первопроходцев, датированных 1646 годом.

Только вот японцы побывали на островах с познавательной целью, а русские решили новые места осваивать. Во времена Екатерины II был составлен подробный атлас под названием "Генеральная карта России" с изображением 40 островов Курильского архипелага. В 1786 году императрица издала указ о защите прав на «земли, мореплавателями российскими открытые». Опубликован он был, в том числе, и на иностранных языках и после этого ни одно государство права Российской империи на острова не оспорило.

Все изменилось в XIX веке. Япония стала выходить из политической изоляции, в которой прибывала веками, и устанавливать экономические и торговые отношения с другими странами, в том числе и с Россией. Глава русской делегации вице-адмирал Путятин в обмен на весьма иллюзорный торговый договор и возможность доступа русских судов в японские порты решил разыграть "территориальную карту".

Айны — коренной народ Курильских островов/ © kolymastory.ru
Айны — коренной народ Курильских островов/ © kolymastory.ru

Договоры, договоры...

Так в 1855 году свет увидел Симодский трактат, по которому русско-японская граница стала проходить между островами Итуруп и Уруп. Таким образом, Японии отошли острова Кунашир, Шикотан, Итуруп и группа Хабомаи.

И если с Курилами все было понятно, то вот статус Сахалина трактат никак не отрегулировал. По сути южная часть острова оказалась в совместном владении японских и русских колонистов. И если деятельность первых сводилась лишь к рыболовству в прибрежных водах, то вот русские поселенцы вели активное освоение сахалинской земли. Такое положение дел не нравилось японским властям, которые претендовали на Южный Сахалин. И вот 20 лет спустя после установления первой границы в Санкт-Петербург отправился японский посол.

Он предложил разделить остров по 50-й параллели или даже вообще оформить долгосрочную аренду юга, но российские власти видели весь Сахалин зоной исключительно своих интересов. Однако портить отношения с Японией не хотелось, поэтому в 1875 году родился Петербургский договор "об обмене территориями". По нему Россия отдавала Японии права на все острова Курильской гряды в обмен на отсутствие притязаний на южную часть Сахалина.

Побережье о. Шикотан/ © РИА Новости
Побережье о. Шикотан/ © РИА Новости

Следующим документом, определившим отношения между двумя странами, стал Портсмутский мирный договор, который подписала Российская империя после поражения в русско-японской войне 1905 года. Его условия были навязаны, поэтому страна лишилась Южного Сахалина.

В первые годы советской власти отношения между двумя странами оставались сложными. Но развивать их было нужно, тем более с таким могущественным соседом, каким была в первой половине XX века Япония. Поэтому в 1925 году советское правительство подписало Пекинский договор об установлении дипломатических отношений. По нему де-факто СССР признавал существующие границы, однако де-юре отказался признать "политическую ответственность" за Портсмутский договор. Переводя с дипломатического языка на обывательский, это означало, что мы с границами не согласны, но вынуждены это сделать ради мира и добрых отношений.

Однако никакого добрососедства не получилось — в конце 30-х отношения между двумя странами оказались на грани полномасштабной войны. И только поражение японцев на Халхин-Голе немного остудило их пылкие военные умы.

Ни мира, ни войны

Коренной перелом настал в 1945 году, когда СССР объявил Японии войну. Знаменитая Квантунская армия в Маньчжурии была разбита, а 18 августа советские войска начали Курильскую десантную операцию, которая завершилась через 5 дней полной капитуляцией северо-курильской группировки японцев. Вскоре освободили и Южные Курилы. Новые территории вошли в состав СССР Указом Президиума ВС СССР в феврале 1946 года.

"Десант на Курильские острова". Худ. А. Плотнов, 1948 год/ © histrf.ru
"Десант на Курильские острова". Худ. А. Плотнов, 1948 год/ © histrf.ru

А дальше начались политические игры и хитросплетения, омраченные тенью холодной войны, развернувшейся между СССР и США. В 1951 году в Сан-Франциско был заключен мирный договор между Японией и союзниками по антигитлеровской коалиции. Да, Япония отказывалась от прав на Курильские острова, но только не на четыре южные территории, которые она вообще не относила к Курилам. Советский Союз предложил прописать в договор отдельной строкой суверенитет СССР над Сахалином и всеми Курильскими островами, но предложения не были учтены и в итоговый текст не попали. В результате Советский Союз отказался подписывать мирный договор с Японией и продолжал юридически находиться с ней в состоянии войны.

Предложение Хрущева

Однако что в СССР, что в Японии, понимали, что вечно такое положение дел продолжаться не может. Сдвиг в отношениях наметился только в 1956 году. Вначале СССР и Япония подписали декларацию о прекращении войны, которая должна была лечь в основу полноценного мирного договора. Хрущев прекрасно знал о притязаниях японцев на Южные Курилы и собирался вернуть их ей, но не все. С подачи министра иностранных дел СССР Дмитрия Шепилова он озвучил компромиссное решение. Советский Союз уступает Японии Шикотан и острова Хабомаи в обмен на безоговорочное признание суверенитета советской державы над остальными спорными территориями. Плюс договор предполагал неучастие Японии в каких-либо блоках и соглашениях, враждебных СССР.

Территории, которые СССР намеревался отдать Японии в обмен на мирный договор/ © mir-znaniy.com
Территории, которые СССР намеревался отдать Японии в обмен на мирный договор/ © mir-znaniy.com

Но США перспектива сближения советской державы и Японии категорически не устраивала и они выдвинули свой ультиматум. Если страна достигнет компромисс с Советским Союзом на его условиях, то Штаты оставят под своим суверенитетом весь архипелаг Рюкю, оккупированный еще в конце войны. 98 островов плюс ценная Окинава вместо 7 островков Хабомаи плюс Шикотан — выбор Японии был очевиден. В 1960 году страна подписала договор о взаимодействии и безопасности с США. На это Москва ответила полным отказом от своих предыдущих предложений, попутно заметив, что четыре южно-курильских острова будут использоваться в военных целях.

Попытка Брежнева

Казалось бы, что до распада СССР вопрос о принадлежности Курильских островов больше руководством страны не поднимался. Но нет. В 2021 году японский информационный портал Kyodo News опубликовал рассекреченные документы, по которым выходило, что в августе 1972 года Курильский вопрос вновь вернулся в повестку дня. Поводом для этого стало намечавшееся сближение Японии и Китая. Советско-китайские отношения в ту пору находились в низшей точке и вероятность заиметь на своих восточных границах мощный альянс из двух враждебных стран пугала советское руководство.

Как и почти 20 лет назад условия СССР остались прежние — мы вам отдаем Шикотан и Хабомаи, вы обязуетесь не вступать в "недружественные" военные союзы и даете гарантию ненападения не только своих вооруженных сил, но и американцев, размещенных на ваших базах. Но вот в чем вопрос — накануне в Японии прошли слушания в парламенте по "спорным территориям", которые вылились в резолюцию, требовавшей отдать все Южные Курилы. И вот после ее принятия в СССР летит с визитом премьер-министр страны Какуэй Танака. Разумеется, ни о каком территориальном компромиссе речи не шло — на половину Япония была не согласна. Впрочем, и предложения СССР были озвучены не публично, а кулуарно, поэтому визит по своей сути оказался малосодержательным. Очередная попытка получить мир в обмен на территории провалилась.

Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и премьер-министр Японии Какуэй Танака обменивается папками после подписания советско-японских документов в Кремлевском дворце съездов. 1973 год/ © РИА Новости
Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и премьер-министр Японии Какуэй Танака обменивается папками после подписания советско-японских документов в Кремлевском дворце съездов. 1973 год/ © РИА Новости

Чудачество Ельцина

Ну и как не рассказать о попытке положить конец курильскому вопросу, предпринятой Борисом Ельциным. Про широкий жест "барина" потом не писал только ленивый. Мол, на встрече с японским премьером в 1996 году Борис Ельцин сам вызвался "решить проблему" так, как он умел — резко и с плеча. А именно — передать соседу не два, а все четыре острова. Источники пишут про это одинаково, вот только расходятся в одном — кто же отговорил Ельцина от опрометчивого решения. То это Борис Немцов и Сергей Ястржембский (тогдашний ельцинский пресс-секретарь) чуть ли не упали перед шефом на колени: "Борис Николаевич, не делайте этого". То таинственные генералы-спецслужбисты с экстрасенсорными возможностями вложили в голову президента установку, предостерегающую его от такого опрометчивого шага ("КП" посвятила этой теме целый разворот).

Борис Ельцин и японский премьер Рютаро Хасимото в Красноярске во время неформальной встречи, 1997 год/ © ТАСС
Борис Ельцин и японский премьер Рютаро Хасимото в Красноярске во время неформальной встречи, 1997 год/ © ТАСС

Но суть остается одной — в публичном поле вопрос передачи Южных Курил в эпоху президентства Ельцина вызвал такую волну народного возмущения, что никакие схемы по "поэтапной передаче" островов и "совместного владения" ими, которые составлял МИД во главе с Андреем Козыревым, даже обсуждать никто не стал.

Сегодняшняя позиция России остается неизменной — "Южные Курилы находятся под суверенитетом России, и в этой части она не намерена ничего обсуждать с Японией". Это слова Путина, сказанные им еще в 2005 году. Прошло 18 лет, в Японии сменилось несколько премьеров и парламентов, а позиция РФ по проблеме Курильских островов остается неизменной. Да и нет ее, этой проблемы.

Решать территориальную проблему можно не только силой или переговорами. Можно это делать и банальным политическим шантажом, приправленным долей риска и порцией наглости 👇:

(При написании статьи была использована информация с сайтов: gazeta.ru; lenta.ru; aif.ru; regnum.ru)