В 1975 году в Москве на Ходынском аэродроме в обстановке секретности руководству СССР был продемонстрирован прототип штурмовика Су-25 – в будущем одного из самых узнаваемых и знаменитых самолётов не только в нашей стране, но и в мире. Тогда же возникла идея, которую всецело поддержали военные – оснастить штурмовик новым боевым комплексом, с помощью которого Су-25 смог бы успешно поражать малоразмерные и хорошо защищенные цели. Так командование ВС планировало бороться с недавно появившимися американскими танками нового поколения M1A1 Abrams.
В тульском конструкторском бюро им. Шипунова как раз тогда же была создана уникальная сверхзвуковая управляемая противотанковая ракета «Вихрь», которой и было решено вооружить противотанковый штурмовик. Работы по установке на самолет нового высокоточного вооружения начались в 1980 году. Машина строилась на основе двухместной учебной модификации, где вместо кабины второго пилота устанавливался дополнительный топливный бак, а над ним размещался отсек БРЭО.
Для повышения боевой живучести фюзеляжные топливные баки были выполнены мягкими протектированными, а двигатель Р-95Ш модернизировали. Его сопло получило специально профилированный затурбиный стекатель, охлаждающийся набегающим воздушным потоком. Благодаря этому ИК-излучение в заднюю полусферу штурмовика снизилось по сравнению с исходной версией почти в четыре раза.
Эффективное применение всех видов вооружений нового Су-25Т (противотанковый) обеспечивалось оптико-тепловизионным комплексом «Шквал». Военные не сразу согласились на его внедрение, поскольку полагали, что на одноместном самолёте в условиях маловысотного полета производить поиск цели лишь на экране, не видя землю через остекление фонаря кабины, крайне опасно. Но после разработки нового метода совместного управления индикатором прицела и самолётом, сомнения в большей части отпали.
Правда, уже на этапе заводских испытаний выяснилось, что с момента обнаружения цели и до пуска управляемой ракеты пилот зачастую физически не успевает выполнить все необходимые действия. Визуально обнаружить танк можно на расстоянии 3.5 км, то есть за 10-15 оставшихся секунд летчик должен был:
- Наложить метку цели на лобовом стекле на сетку прицела.
- Включить программу слежения.
- Совместить метку цели с сеткой прицела на экране.
- Нажать кнопку слежения.
- После захвата цели сориентировать самолёт в ее сторону.
- Произвести пуск ракеты.
И все же выход был найден. Для увеличения дальности обнаружения цели прицельный комплекс «Шквал» модернизировали, обучив его работать совместно с оптико-тепловизионной системой. Эта система включалась в режим сканирования местности автоматически на расстоянии 12 км от предполагаемого местонахождения цели.
Заметив танк на телевизионном экране, летчик запускал программу слежения, и штурмовик самостоятельно направлялся в его сторону. Сетка прицела накладывалась на отметку цели, нажималась кнопка слежения, цель захватывалась. Далее летчик должен был нажать на боевую кнопку и выбрать оружие – открывался огонь.
В 1989 году в Львовской области состоялись учения, где в обстановке, близкой к боевой, была проверена эффективность базового Су-25 и его специальной противотанковой версии Су-25Т при выполнении задачи уничтожения колонны танков, прикрываемой двумя самоходными системами противовоздушной обороны.
В итоге выяснилось, что обычные Су-25 на европейском ТВД будут уверенно уничтожаться мобильными установками ПВО. Зато Су-25Т показали высочайшую эффективность и в борьбе с мобильными комплексами ПВО, и с самими танками.
Акт об окончании госиспытаний Су-25Т был подписан в 1993 году. В нем рекомендовалось не только принять штурмовик на вооружение, но и присвоить ему новый индекс как машине следующего поколения. В итоге Су-25Т был переименован в Су-39.
Разговоры о начале серийного производства модернизированного штурмовика продолжались примерно до 2010-х годов, искались и зарубежные покупатели. Тем не менее, с производством не заладилось, и до сих пор на вооружении отечественных ВКС находятся надежные, но, к сожалению, уже морально устаревшие «Грачи» Су-25.