Найти в Дзене

Кизеловский виадук

Наше знакомство с местами, о которых пойдет речь, началось с одной неопределенной заявки на экскурсию. Клиент не мог толком объяснить, куда он хочет. Мы перебирали разные варианты, пытались понять о каком из трех скальных массивов с одинаковыми названиями идет речь, и какие объекты все-таки войдут в экскурсию.

Поскольку выбранные локации были заявлены впервые, пришлось выезжать на место и все примерять на себя. Сказать, что это небольшое путешествие было интересным – не сказать ничего!

Пробитое колесо, добрейшей души жители Ленинки, чье гостеприимство и желание сводить в пещеру напомнило сюжет одной песни группы Король и Шут, скалы, стоящие в огороде, потрясающие атмосферные заброшки. А еще поток информации, который переваривается до сих пор.

Клиент слился прямо во время выезда, но оставлять такие сочные объекты без описания казалось просто кощунством.

Начальным пунктом этой небольшой Кизеловской экскурсии вполне логично стал виадук.

Он первым встречает по пути к остальным объектам и вообще, эта экскурсия родилась из непонятной заявки именно на виадук.

Клиент где-то вычитал что: «то ли в Кизеле, то ли в Губахе есть железнодорожный мост-виадук!!! А еще в Кизеле интересна Белая скала. Хотим туда»!

Стоит ли объяснять, что в Губахе есть скала Белая и гора Белая, а в Кизеле Белый камень и, внимание… Белый камень! Впрочем, находясь в Березниках, запутаться несложно.

В одной из организаций, оказывающих комплексное туристское обслуживание на территории этих населенных пунктов, Клиенту предложили экскурсию к железнодорожному мосту через Косьву и к скале Белой:

Губаха. Железнодорожный мост через Косьву
Губаха. Железнодорожный мост через Косьву
Губаха. Белая скала
Губаха. Белая скала

Виадук (фр. viaduc, происходит от лат. via — дорога, путь, и duco — веду) — транспортное сооружение мостового типа, возводимое из камня, железобетона или металла на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем.

Виадуки, как правило, имеют значительную протяжённость и высокие опорные элементы; они строятся там, где строить насыпь экономически или технически нецелесообразно. В отличие от эстакады, для виадука характерна разная высота опор и разная длина пролётов. Строительство виадуков на важных транспортных коммуникациях практиковалось со времён Древнего Рима.

Как видно на фото, Губахинский железнодорожный мост через Косьву – не виадук от слова «совсем». Один арочный пролет – не в счет.

Стал разбираться и выяснил, что Кизеловский виадук – один из трех в Пермском крае. Находится в черте г. Кизел на улице Механической. Он немного моложе двух других, расположенных в Октябрьском районе нашего края, да и выглядит, в сравнении с ними, игрушечным.

В нем 5 арочных пролетов. Длина не превышает 40 метров. Высота около 10 м.

Сарсинский виадук
Сарсинский виадук

Кизеловский виадук
Кизеловский виадук

На одной из опор можно увидеть местный стрит-арт: граффити изображение Барта Симпсона в тюремной робе – отличное место для селфи.

-5

По виадуку проходила железнодорожная ветка к шахте «Северная» (6-я капитальная). До шахты – около 10 км по этой ветке.

В связи с реструктуризацией и ликвидацией убыточных шахт КУБа, в 1998 году на шахте прекращена добыча угля. И началось ее плановое затопление, которое проходило вплоть до 2001 года. Быстрыми темпами шахтные постройки были снесены.

Железнодорожное полотно было демонтировано и теперь на тех местах, где рельсы крепились к шпалам, ровными рядами примерно с одинаковыми промежутками прорастают молодые деревья.

-6

Во время прогулки по этой аллее, придирчивый взгляд туриста-водника цепляется за ржавый поток под мостом и привычно начинает раскладывать его на отдельные струи, сливы, валы и прижимы…

Обнаруживаешь, что по большой воде по Кизелу можно и сплавиться. Да, нужна разведка дна в межень, нужны обносы, нужно идти 10 (плюс-минус) километров до Расика по рыжей воде чтобы постапокалиптические пейзажи Ленинки начали сменяться хоть небольшими клочками живой природы… Но в качестве тренировки для начинающих в начале сезона – почему бы и да!

р. Кизел
р. Кизел

Стоит подумать об этом, но позже, когда катамараны вылезут из своих берлог после зимней спячки.

А брусчатка под виадуком уводит дальше, вниз по течению рыжего Кизела. Конечно, это далеко не все, что можно рассказать об этом месте, но подробнее – на экскурсии.

Наверное, нужен какой-то итог?! Но его нет. Как и большинство объектов шахтной инфраструктуры, виадук постепенно зарастает. Сейчас это невысокие тонкие деревья. Но пройдет с десяток лет, и их корни начнут разрушать всю конструкцию, а ветер, вода и мороз будут им помогать.

Однако, этот объект сегодня вызывает неподдельный интерес у туристов, которые хотят его посмотреть, побольше о нем узнать и соприкоснуться с великой историей совсем еще недавно бывшей частью каждой семьи в городах КУБа.

Стоит ли нам сейчас сохранять осколки этой истории, которых пока еще немало разбросано по округе? Или пусть зарастают, насмотрелись, если что в музей сходим? Как Вы думаете? Пишите в комментариях.