30 апреля 2023 года/
В 1936 году городские власти приступили к благоустройству набережных Москвы-реки - облицовке берегов гранитом, строительству причалов, каменных лестничных спусков к воде и парапетов, асфальтированию проездов. После обводнения - заполнения волжской водой из строящегося канала Москва-Волга - река должна была стать не просто водной магистралью, но и украшением столицы, поэтому застраивать набережные предполагалось парадными ансамблями только жилых и общественных зданий. Впрочем, эти планы не распространялись на окраины города, где коптили небо трубы фабрик и заводов. Знакомство с промышленностью Даниловской слободы продолжится на Новоданиловской набережной - здесь до сих пор сохраняются приметы дореволюционного и советского индустриального прошлого.
По чётной стороне Новоданиловского проезда за длинным глухим забором располагался комплекс зданий Московского машиностроительного завода имени 1 Мая, производившего широкий ассортимент оборудования для текстильной и химической промышленности, а также бытовые и спортивные товары, например, комплекты для печей и гантели. Некоторые цеха построены ещё до революции для обойной фабрики Алпатовой (середина XIX века) и завода «Мотор» (1916).
Смотрите старые фотографии. Новоданиловский проезд. 1983-1985 гг.:
Доска Почета Московского машиностроительного завода им. 1 Мая. 1974 год:
Варшавское шоссе, 5с9 - строение 1959 года
Новоданиловский проезд, 2 - строение 1925 года
Новоданиловский проезд, 4 - строение 1957 года
Варшавское шоссе, 5к4 - строение 1900 года
Варшавское шоссе, 5к5 - строение 1902 года
Новоданиловская набережная, 4А - строение 1939 года
Короткий Новоданиловский проезд прежде не упирался в набережную - здесь располагался Даниловский мост с запутанной историей. Считается, что он был деревянным и построен в 1916 году по проекту архитектора Н.Калмыкова (это логично - как раз в этом году на противоположном берегу был заложен автомобильный завод АМО и к нему требовались подъездные маршруты), однако визуальных доказательств этого нет, зато есть фотографии строительства деревянного трёхпролётного моста 1932-1933 годов. К этому времени автозавод уже давал продукцию и назывался Заводом имени Сталина. К 1953 году мост перестал справляться с возрастающим транспортным потоком, фермы стали подгнивать и было принято решение о строительстве в трёхстах метрах выше по течению нового моста - Автозаводского.
Строительство Даниловского моста через Москву-реку. 1932 год:
Даниловский мост, вид в сторону автозавода. 1933-1934 гг.:
Место расположения старого моста - в левой части кадра за теплоходом видны бетонные левобережные береговые опоры.
В ходе застройки территории ЗИЛа жилыми кварталами набережную благоустроили и о старом мосте напоминает лишь отмель.
Исторический парапет нынешней набережной Марка Шагала, которая во времена ЗИЛа использовалась в качестве складского терминала.
Сейчас на территории автозавода строятся жилые кварталы ЗИЛАРТ.
Ещё один мост - железнодорожный - был построен в 1907 году к запуску Московской Окружной железной дороги по проекту инженеров Н.Белелюбского и Н.Богуславского и назывался Алексеевским в честь наследника престола Алексея Романова. Ажурная пролётная конструкция была изготовлена на Сормовском заводе, с восточной стороны мост был оформлен по рисунку главного архитектора ансамбля МОЖД Александра Померанцева декоративным порталом с башенками, шпилями, чеканными гербами и бронзовым бюстом царевича Алексея.
Портал Алексеевского моста. 1907 год:
Советская власть переименовала мост в Кожуховский и избавилась от ажурных архитектурных излишеств. В ходе реконструкции 1998-1999 годов были установлены новые конструкции трапецевидной формы вместо прежних скруглённых, мост получил новое название - Даниловский.
Промзона на Новоданиловской набережной застраивается коммерческими зданиями.
Новоданиловская набережная, 6 - бизнес-центр Danilov Plaza (2015) и Новоданиловская набережная, 10 - бизнес-центр «Даниловский форт» (2006-2008)
Индустриальная тематика тесно связана с речными грузоперевозками. В царской России вопрос создания в Москве крупного порта впервые поднимался в 1908 году в связи с намечавшимся улучшением Московско-Окского водного пути. Проект 1916 года предполагал строительство нескольких гаваней в черте города и переустройство существующих разгрузочных и пассажирских пристаней, но его реализации помешали политические катаклизмы. В первые годы советской власти проект был радикально переработан - возле 18 гаваней намечалось возведение разнообразных промышленных предприятий — от металлургических заводов до бисквитных фабрик. Причальные фронты в центральной части города и возле промпредприятий по новому плану занимали целых 10 километров. К проектированию были привлечены старорежимные эксперты, в частности, инженер Пётр Пальчинский, настаивающий на передаче дела в концессию иностранному капиталу. «Вредительская деятельность» Пальчинского затормозила реализацию плана.
Лишь после принятия решения о сооружении канала Москва—Волга появилась некоторая конкретика: по версии 1933 года в состав Московского речного порта входили Западная гавань в Химках, Восточная гавань на территории Сукина болота (нынешний район Печатники), нефтяная гавань в Перерве, разгрузочная площадка в Тушино, Краснопресненская, Дербеневская и Даниловская пристани. Оборудование пристаней должно было состоять из набережных с вертикальными стенами, складских помещений, механических перегружателей и обслуживаться подъездными железнодорожными ветками, грузовыми трамвайными линиями и автогужевым транспортом.
Далеко не все идеи оказались реализованы на практике, однако на Новоданиловской набережной разгрузочный терминал был сооружён, он обслуживал местные предприятия и до сих пор на берегу возвышается портовый кран, напоминающий любителям фантастики боевую марсианскую машину в описании Герберта Уэллса. В промзоне находились бетонный завод, Завод строительных красок и мастик, Автодормехбаза, Государственный химико-фармацевтический завод имени Карпова, Камвольно-прядильная фабрика имени Калинина.
Причал комбината «Мосинжбетон» с портовым подъёмным краном. Сырьё для бетонного завода разгружалось с баржи в бункер-дозатор, из которого подавалось на завод по подземному конвейеру. После прекращения эксплуатации крана он мог бы стать объектом индустриального туризма. Увы, примеров бережного отношения к истории техники крайне мало, можно вспомнить лишь байкеров из клуба «Ночные волки», которые успели вывезти с ЗИЛа несколько десятков станков и выставили их в ангаре на своей базе в Нижних Мнёвниках.
Варшавское шоссе, 25А - Камвольно-прядильная фабрика имени М.И.Калинина была основана в 1878 году купцом Иосифом Нейгебауером под названием Шерсточесальная и прядильная фабрика. Чёткий ритм работы станков прервала революционная смута, повлёкшая отсутствие топлива и сырья, и после некоторого простоя предприятие вновь открылось в 1922 году в присутствии «всесоюзного старосты» Михаила Калинина, чьё имя по просьбе рабочих было увековечено в новом названии фабрики.
Памятник Михаилу Калинину (1949, скульптор Н.Саркисов)
В 1928 году был введён в эксплуатацию новый трёхэтажный корпус, построенный на средства 1-го Государственного шерстяного треста. Мощность фабрики при этом выросла в два раза и достигла 56 000 веретён. Внешне здание представляло собой продолговатый корпус с 30-метровой башней, украшенной часами. Внутренняя планировка проектировалась при участии инженеров фабрики, что позволило не только полезно использовать производственные площади, но и предусмотреть задел для установки нового оборудования. Несущие конструкции также были рассчитаны на расширение производства и надстройку этажей. Архитекторы конторы «Текстильстрой» использовали холмистый ландшафт местности и спланировали главный вход на уровне второго этажа, куда вёл железобетонный мост. Увы, фабрика капитально перестраивалась и приметы конструктивизма были уничтожены.
Шерстяная фабрика им. Калинина. 1931 год:
Мемориал погибшим в Великую Отечественную войну (1975) - 117 сотрудников фабрики не вернулись с фронта. В октябре 1941 года фабрика приостановила работу - калининцы были призваны на строительство оборонительных укреплений под Москвой, а в декабре, помимо выпуска основной продукции, предприятие освоило ремонт танков и изготовление боеголовок к гвардейским миномётам «Катюша».
В постсоветский период производство было свёрнуто и на территории разместился бизнес-центр, предоставляющий площади в аренду различным организациям.
Эстрадный коллектив «А-Студио» и певец Дима Билан на съёмках в студии Муз-ТВ в помещении бывшей прядильной фабрики.
В этом сюжете ни слова не было сказано о знаменитой Даниловской мануфактуре (Московской хлопчатобумажной фабрике имени М.В.Фрунзе). Этому крупнейшему предприятию Даниловской слободы будет полностью посвящён следующий фотоальбом.
Продолжение следует...
Фотографии: Евгений Чесноков
Интерактивная карта позволяет открыть любой фотоальбом, опубликованный на канале «Город на память»:
#городнапамять #москва #история #архитектура #даниловскаяслобода