В Центральном Доме литераторов на собрании Метафизического клуба под председательством известного прозаика Сергея Сибирцева - очередное открытие: представлен читающей публике философский бестселлер Петра Калитина «Не-истовая типология двойственности».
Ныне социальные исследователи отмечают низкий запрос российского общества на интеллектуальную литературу. Люди предпочитают искать простые ответы на сложные вопросы. Правда, писать увлекательно и внятно для многих на философские темы способны немногие. Уже совсем единицы среди философов, по парадоксально- остроумному замечанию С. Е. Леца, «умеют к ключам подбирать замки».
Один из таких «одиночек» – писатель, поэт, доктор философских наук П. Калитин. В результате читатель получил незаурядного и глубокого собеседника на волнующие сегодня темы национального самосознания.
Автор 11 книг, П. Калитин, и в новой своей работе выступает как яркий, самобытный мыслитель, стремящийся показать неповторимые черты русской цивилизации и ментальности. Уже на протяжении 35 лет философ Калитин с опорой на собственные оригинальные представления о русской идее, разрабатывает положительные и отрицательные концепты (содержательные понятия) русской культуры и философии. В книге «Не-истовая типология двойственности» он вновь поднимает актуальную проблему русской идентичности и русского духовного суверенитета путем анализа и переосмысления идей и положений западных и русских философов. На фоне сложившейся в мире ситуации в отношении России новая книга философа, несомненно, будет востребована. Доказательством тому - живой интерес, который проявили участники и гости творческого вечера в Доме литераторов. Но это лишь первый шаг на пути продвижения работы П. Калитина к своему читателю, человеку, стремящемуся познать без банальностей и казенного пафоса образ русской мечты.
Высказать благодарность и уважение к трудам коллеги пришли доктор философских наук Михаил Маслин, заслуженный профессора МГУ, Владимир Винников, поэт, публицист, заместитель главного редактора газеты «Завтра», Павел Иванов, писатель и издатель, писатель и ученый Ольга Муравич, прозаик Илья Пряхин, а также журналисты, сотрудники «НГ-EL» Евгений Лесин и Андрей Щербак-Жуков, студенты творческих вузов.
Вот что говорил об авторе книги «Не-истовая типология двойственности» Владимир Винников:
«Не первый год и даже не первое десятилетие знаком с творчеством Петра Калитина — причем не только литературно-философским, как писателя и любителя мудрости, но и социальным — как преподавателя и учителя уже не одной сотни или даже не одной тысячи студентов, часть из которых, судя по всему, присутствует сейчас в этом зале.
Вот и новая его книга, вокруг и ради которой мы все и собрались сегодня: «Не-истовая типология двойственности (Н-есть! – дважды два)» — кстати, благодарю Петра Вячеславовича, а также ведущего нашего вечера, Сергея Юрьевича Сибирцева, за возможность предварительно, до выхода «бумажного» тиража, ознакомиться с электронной вёрсткой издания.
Даже не буду пытаться давать какие-то оценки — потому что каждый всё равно прочтёт эту книгу (если прочтёт) и поймёт её (если поймёт) по-своему. Сам Пётр Калитин в этом отношении вовсе не исключение из общего правила, а скорее общее правило из исключения — опять же, пытаюсь максимально упрощать формулировки, но уж получается, как получается, не я первый начал!
Когда-то, очень давно, в лохматом 1986-м году, почти 37 лет назад, ваш покорный слуга окончил медицинский институт по специальности «лечебное дело», и в программе обучения, само собой, присутствовал такой предмет как психиатрия. В него входили, помимо теории, и прямые контакты с пациентами психиатрических клиник, а также знакомство с их текстами, рисунками и прочей объективно зафиксированной продукцией.
В новой книге автора, как и в предыдущих его книгах, по-моему, не хватает разве что игры с цветностью авторского текста — подозреваю, что исключительно по типографским причинам, всё остальное там есть. «Есть упоение в бою и бездны мрачной на краю…» — похоже, Пётр Вячеславович следует в своём творчестве этой пушкинской строке. Но только во-первых.
Во-вторых, симулировать сумасшествие (термин неточный, но понятный) — невероятно сложное занятие, любой практикующий специалист с более-менее веским опытом карательной психиатрии вам это — нет, напрямую не подтвердит никогда, но всегда даст знать. А вот по-настоящему «съехать мозгами» — дело нередкое, и дорожек-диагнозов множество.
Конечно, норма — это всего лишь самая распространенная патология, «не суди, да не судим будешь», а многие врачи-психиатры на почве профессиональной специфики сами становились «немного того», каждый по-своему, но в случае Петра Калитина все мы — опять же, не первый год и не первое десятилетие — сталкиваемся с заявкой на литературно-философское юродство.
Не «уродство», а «юродство» как «род священного безумства» и как самый прямой, не иносказательный, а также, если довериться автору, самый русский из возможных путей… Путей куда? К Богу, к вселенскому (галактическому и т.д.) инфополю, к ноосфере — здесь вы можете выбирать на свой вкус, от вашего выбора и зависит, где окажетесь. Не в итоге, хотя и в итоге тоже.
Отказ от норм языка, писаных и неписаных, от норм логики, формальной и неформальной, от норм иерархии — прямой и обратной, открывает самые странные, самые невероятные возможности. Не только в словесности, но и в реальности. Ну, вот таков он, этот исполненный квантовых связностей мир, который только кажется нам (или специально притворяется для нас) классическим, как «дважды два — четыре».
В-третьих… Но ладно, надо о чём-то и помолчать, хотя не всё то золото, что молчит. Скажу лишь, что опыт Петра Калитина «у бездны мрачной на краю» особо интересен и особо опасен. Есть известное изречение Ницше: «Если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя». Могу лишь пожелать автору не забывать об этой, скажем так, квантовой связности, она же квантовая спутанность.
В подтверждение и в завершение сказанного приведу небольшое своё стихотворение, написанное в 2014-м году, почти десять лет назад — то есть задолго до столкновения с книгой Петра Калитина, но вот, как выяснилось, «квантово» с ней запутанное.
Что я скажу о нашем странном мире?
Он — не абсурден, дважды два — не пять.
Мир даже прост, как дважды два — четыре,
но что такое «два» — нам не дано понять».
Фото Алексей Касмынин