В ходе обсуждения предыдущей статьи по ТББ возник интересный вопрос: «А что за религия в Арканаре»? Вопрос, напрямую связанный со Святым Орденом, поэтому мы не могли оставить его без внимания. И опять раскрыли книгу и пошли с первой страницы. С первого же предложения...
«Когда Румата миновал могилу святого Мики – седьмую по счету и последнюю на этой дороге, было уже совсем темно»...
Наши современники, выросшие на научном атеизме СССР, по достоинству оценят такое начало. Слова про седьмую могилу святого Мики тащат за тобой та-акой роскошный хвост ассоциаций, что на этом можно было бы остановиться и поставить штамп: «Прямая и неприкрытая аллюзия на христианство в представлении советского атеиста». Но давайте всё-таки проверим, так ли оно на самом деле?
Что мы знаем о боге в религии Арканара?
Он спустился с небес и «вышел к народу из Питанских болот, ноги его были в грязи»…
У него может быть сын, причём это, скорее, образ ребёнка бога из язычества, а не Сына Божия: Румата, про которого тот же дон Рэба думает, что он «дьявол или сын бог», на роль Мессии никак не тянет.
Бог Арканара, похоже, вполне себе бог карающий:
«… И бог, наш создатель, сказал: "Прокляну". И проклял…»
Да, пожалуй, и всё. Если не считать, конечно, великолепного диалог между Руматой и Будахом: «Представьте, что вы могли бы посоветовать богу»… Но тут Будах выступает в роли, скорее, представителя не столько религиозного взгляда на бога, сколько философского. Так что это – интересно, спорно, богато на темы для обсуждения, но – мимо. Пока, по крайней мере.
Что ещё мы узнаем про религию Арканара при целенаправленном изучении текста?
А узнаем мы классической винегрет из всё того же «научного» атеизма и обывательских представлений о христианстве.
Много святых, и молиться будут святому Мике или Кате Праведному, а не богу. Суеверия и постоянный страх перед нечистым...
«– Водой грехов не смоешь, – проворчал мальчик. – Что я, благородный, что ли, мыться?
– Я тебе про микробов что рассказывал? – сказал Румата.
Мальчик положил зелёные штаны на спинку кресла и омахнулся большим пальцем, отгоняя нечистого.
– Три раза за ночь молился, – сказал он. – Чего же ещё?...
…………
Когда он надевал трусы, мальчик отвернул голову и сделал губами движение, будто оплёвывал нечистого».
В религии Арканара существует рай и ад:
«Мальчик подумал и презрительно сказал: "В рай, что ли, для благородных?.."»
Дон Рэба в разговоре с Руматой говорит о том, что тот, возможно, продал душу дьяволу, что он, дон Рэба, боится заглянуть в бездну, которая Румату извергла… В общем, полный набор. Даже неинтересно.
Или всё-таки есть что-то интересное и странное? Если присмотреться?
А знаете, есть.
Вот дон Рэба произносит:
«Вы, несомненно, продали душу дьяволу, ибо только в аду можно научиться этим невероятным, сказочным приёмам боя. Я готов даже допустить, что это умение было дано вам с условием не убивать. Хотя трудно представить, зачем дьяволу понадобилось такое условие. Но пусть в этом разбираются наши схоласты…»
Для советских авторов-фантастов слово «схоласт» было чем-то… уничижительным. Схоластика – «мёртвая наука», оторванная от жизни. Ага, щаз! Схоластика создала и отточила инструменты логического познания. Схоластика – это Фома Аквинский, Роджер Бэкон, Уильям Оккам, из схоластики выросла научная индукция Фрэнсиса Бэкона… И уж точно назвать схоластику чем-то примитивным у человека, который хоть немного знаком со средневековой философией, язык не повернётся!
(Лирическое воспоминание. Лекция по как раз по средневековой философии, преподаватель пытается донести до «поколения ЕГЭ» суть учения номиналистов и реалистов. Глаза у студентов становятся всё больше и больше, и в какой-то момент с заднего ряда раздаётся стон: «Наталия Михайловна, что курили эти люди?!!!»…)
Так что наличие «схоластов Святого Ордена» говорит о хорошем уровне развития богословия и философии.
Мы можем, кстати, сделать вывод и о том, что картина мира, пусть и религиозно-философская, была уделом не только монахов. Румата рассуждает о том, как изменились за последнее время «благородные доны»:
«Они ещё были способны на не слишком продолжительный диспут о свойствах существ потустороннего мира…»
О чём это говорит – помимо того, что сейчас подобные беседы утрачивают популярность? О том, что они, разговоры такие, велись, и не монахами, не священниками, а вполне себе представителями светского общества.
А вот ещё интересное:
«Он <Вага Колесо> был проклят всеми тремя официальными церквами Империи за неумеренную гордыню…»
Три официальные церкви в одном государстве? Официальные? в Средневековом обществе? Нам одним это кажется странным?
И это тоже ещё не всё! Увидев монахов перед Патриотической школой, Румата удивляется:
«При чем здесь церковь? – подумал он тогда. С каких это пор церковь в Арканаре вмешивается в светские дела?»
Что, простите? Церковь в Арканаре отделена от государства? В откровенно средневековом, пропитанном суевериями, молитвами, «оплёвыванием нечистого» обществе? В обществе, гармоничное устроение которого восхищает Будаха – и, обратите внимание, в этом «идеальной пирамиде» упоминается духовенство:
«Как радует глаз эта чёткая, геометрически правильная система! Внизу крестьяне и ремесленники, над ними дворянство, затем духовенство и, наконец, король. Как все продумано, какая устойчивость, какой гармонический порядок!»
Это не выдумка АБС, это – действительно «идеальное государство» в представлении всё тех же средневековых философов, Фомы Аквинского, например. Государства, в котором церковь вполне себе вмешивается в его дела…
Кстати, и Уно говорит в какой-то момент:
«Все знают, его величество день и ночь молятся за нас, грешных».
В общем, всё как обычно: нет цельного видения. С миру по нитке – и вот получилась картинка а-ля импрессионисты. Окидываешь общим взглядом – всё вроде складывается. Начинаешь смотреть поближе, приглядываться – и всё разваливается на отдельные кусочки.
На этом моменте мы решили поставить точку в статье, но неожиданно для себя серьёзно поспорили, причём по весьма забавному поводу. Помните, наверное, со школьной скамьи? «По всему произведению красной нитью проходит мысль о том, что...» В общем, поспорили мы по поводу «религиозного посыла» книги. Вроде тут всё понятно, с точки зрения АБС религия, вера в Бога – чернота, мракобесие и зло. Но почему тогда Румата мысленно постоянно сравнивает землян с богами?
Значит ли это, что для АБС истинной является формула: «прогрессоры = боги для Арканара = зло»? По этому поводу мы тоже поспорили, но так к единой позиции и не пришли.
И вот тут придётся вернуться к тому самому разговоры Руматы с Будахом.
Думаем, что все, читавшие книгу, его помнят, так что цитировать не будем. Обратим внимание только на такой момент: если в начале разговора Румата формулирует умозрительную абстрактно-этическую проблему, то под конец он откровенно ставит знак равенства между землянами и богом:
«Будах неловко засмеялся.
– Да, я вижу, это не так просто, – сказал он. – Я как-то не думал раньше о таких вещах… Кажется, мы с вами перебрали все. Впрочем, – он подался вперед, – есть ещё одна возможность. Сделай так, чтобы больше всего люди любили труд и знание, чтобы труд и знание стали единственным смыслом их жизни!
Да, это мы тоже намеревались попробовать, подумал Румата. Массовая гипноиндукция, позитивная реморализация. Гипноизлучатели на трех экваториальных спутниках…
– Я мог бы сделать и это, – сказал он. – Но стоит ли лишать человечество его истории? Стоит ли подменять одно человечество другим? Не будет ли это то же самое, что стереть это человечество с лица земли и создать на его месте новое?
Будах, сморщив лоб, молчал обдумывая. Румата ждал. За окном снова тоскливо заскрипели подводы. Будах тихо проговорил:
– Тогда, господи, сотри нас с лица земли и создай заново более совершенными… или еще лучше, оставь нас и дай нам идти своей дорогой.
– Сердце мое полно жалости, – медленно сказал Румата. – Я не могу этого сделать...»
Скромненько, правда?
Арата Горбатый, кстати, тоже видит в Румате посланника небес:
«– Я не звал вас. Я никогда не молился. Вы пришли ко мне сами. Или вы просто решили позабавиться?
Трудно быть богом, подумал Румата. Он сказал терпеливо:
– Вы не поймете меня. Я вам двадцать раз пытался объяснить, что я не бог, – вы так и не поверили. И вы не поймете, почему я не могу помочь вам оружием…
….
Они долго молчали. Потом Румата достал из погребца кувшин эсторского и еду и поставил перед гостем. Арата, не поднимая глаз, стал ломать хлеб и запивать вином. Румата ощущал странное чувство болезненной раздвоенности. Он знал, что прав, и тем не менее эта правота странным образом унижала его перед Аратой. Арата явно превосходил его в чем-то, и не только его, а всех, кто незваным пришел на эту планету и полный бессильной жалости наблюдал страшное кипение ее жизни с разреженных высот бесстрастных гипотез и чужой здесь морали. И впервые Румата подумал: ничего нельзя приобрести, не утратив, — мы бесконечно сильнее Араты в нашем царстве добра и бесконечно слабее Араты в его царстве зла…
– Вам не следовало спускаться с неба, – сказал вдруг Арата. – Возвращайтесь к себе. Вы только вредите нам.
– Это не так, – мягко сказал Румата. – Во всяком случае, мы никому не вредим.
– Нет, вы вредите. Вы внушаете беспочвенные надежды…
– Кому?
– Мне. Вы ослабили мою волю, дон Румата. Раньше я надеялся только на себя, а теперь вы сделали так, что я чувствую вашу силу за своей спиной. Раньше я вел каждый бой так, словно это мой последний бой. А теперь я заметил, что берегу себя для других боев, которые будут решающими, потому что вы примете в них участие… Уходите отсюда, дон Румата, вернитесь к себе на небо и никогда больше не приходите. Либо дайте нам ваши молнии, или хотя бы вашу железную птицу, или хотя бы просто обнажите ваши мечи и встаньте во главе нас...»
Интересная точка зрения. И опять возникает мысль: угадал Арата. Похоже, что «боги» «решили позабавиться».
А, может, не боги они вовсе для этого мира? Может быть, куда больше прав дон Рэба, считающий Румату посланником ада? И лучшее, что могут земляне сделать, это вернуться к себе на небо и никогда больше не приходить. Вот только смелости на это не хватает. Вспомнилась цитата из совершенно другой книги: «Вы достаточно добры, чтобы прижечь рану друга калёным железом, если это будет единственным способом его спасти». Хватит ли такой смелости у героев ТББ? Вряд ли...
Так являются ли люди Земли в книге злом или нет? Мы так и не поняли. Зато мы поняли: земляне Стругацких - безответственные идиоты. Сотрудники ИЭИ - уж точно.