Психотерапевтическая работа иногда длится годами, и клиенты не всегда способны понять: а есть ли прогресс? Ведь не все трансформации воспринимаются как изменения к лучшему. Как же понять, что все идет как надо?
«Ясная» терапия
В тех ситуациях, когда клиент приходит с конкретным запросом — например, помочь разрешить конфликт или сделать ответственный выбор, оценить эффективность работы довольно легко. Конфликт разрешен, выбор сделан — значит, задача решена. Вот типичная ситуация.
Ко мне приходит женщина, у которой проблемы с мужем: ни о чем не могут договориться, ссорятся. Она переживает, что любви, похоже, уже нет и, возможно, пора разводиться, но все-таки хочет попробовать наладить отношения. На первых встречах мы изучаем их стиль взаимодействия. Муж много работает, а в редкие свободные часы встречается с друзьями. Жена скучает, пытается его куда-то вытащить, он отказывается, ссылаясь на усталость. Она обижается, предъявляет претензии, он в ответ злится и еще меньше хочет проводить с ней время. Замкнутый круг, узнаваемый, думаю, многими.
И вот мы разбираем ссору за ссорой, пробуем изменить реакцию, поведение, найти другой подход, в какой-то ситуации пойти навстречуу, за что-то поблагодарить, что-то обсудить…
Муж замечает перемены и тоже делает шаги навстречу. Постепенно отношения становятся более теплыми и менее конфликтными. С тем, что все-таки невозможно изменить, она смиряется и научается обходиться конструктивно, а в остальном, процентов на шестьдесят, считает запрос удовлетворенным и завершает терапию.
Когда не все ясно…
Совсем другая история, если приходит клиент с глубокими личностными проблемами, когда необходимо что-то серьезно изменить в себе. Здесь определить эффективность работы бывает непросто. Поэтому клиенту полезно знать основные стадии глубинной психотерапевтической работы.
Обычно первые 10-15 встреч клиент воспринимает как весьма эффективные: начиная осознавать, как устроена проблема, мешающая жить, он часто чувствует облегчение и энтузиазм
Предположим, ко мне обращается мужчина с жалобами на выгорание на работе, усталость и нежелание жить. За первые несколько встреч выясняется, что он совсем не способен отстаивать и продвигать свои потребности, что он живет, обслуживая других — и на работе, и в личной жизни. А конкретно — каждому идет навстречу, со всем соглашается, не умеет говорить «нет» и настаивать на своем. Очевидно, что если совсем не заботиться о себе, наступает истощение.
И вот, когда клиент понимает причины происходящего с ним, видит общую картину своих поступков их и следствий, переживает инсайт — так вот же оно! Осталось сделать пару шагов, и проблема будет решена. К сожалению, это иллюзия.
Главная иллюзия
Понимание не равно решению. Потому что для отработки любого нового навыка нужны усилия и время. Клиент думает, что легко сможет сказать «Нет, прости, я не смогу это сделать/А я хочу вот так!», ведь знает, почему и как надо сказать! А говорит, как обычно: «Да, дорогая/Конечно, я все сделаю!» — и безумно злится на себя за это, а потом, например, неожиданно срывается на партнера… Но злиться на самом-то деле не за что!
Люди часто не понимают, что освоить новый способ поведения ничуть не легче, чем, например, научиться водить машину
Теоретически вы можете все знать, но садитесь за руль и дергаете рычаг не в ту сторону, а потом не вписываетесь в парковку! Требуется длительная практика, чтобы научиться по-новому координировать свои действия и довести их до такого автоматизма, когда вождение перестанет быть стрессом и превратится в удовольствие, при том еще и достаточно безопасное для вас и окружающих. То же самое и с психическими навыками!
Самое трудное
Поэтому в терапии обязательно наступает этап, который мы называем «плато». Это как та пустыня, по которой надо ходить сорок лет, наматывая круги и временами теряя веру в достижение исходной цели. И это иногда невыносимо трудно. Потому что человек уже все видит, понимает, «как надо», но из того, что он пробует делать, получается либо самая малость, либо чересчур сильное (и потому неэффективное) действие, либо выходит что-то вообще противоположное желаемому — и от этого клиенту становится хуже.
По-старому жить он уже не хочет и не может, а по-новому еще не умеет. Да и люди вокруг реагируют на изменения не всегда приятным образом. Вот был человек услужлив, всегда всем помогал, выручал, его любили. Но как только он начинает отстаивать свои потребности и границы, это вызывает недовольство: «Ты что-то совсем испортился», «С тобой теперь невозможно общаться», «Психология до добра не доведет».
Это очень сложный период: энтузиазм прошел, трудности налицо, свои «косяки» видны как на ладони, а положительный результат еще незаметен или нестабилен
Возникает много сомнений: смогу ли я измениться? Может, мы действительно ерундой занимаемся? Иногда хочется все бросить и уйти из терапии.
Пройти это плато легче тем, у кого есть опыт близких доверительных отношений. Такой человек умеет полагаться на другого. И в терапии он больше доверяет специалисту, опирается на его поддержку, открыто обсуждает с ним свои сомнения и страхи. А вот человеку, который не доверяет людям и самому себе, гораздо труднее. Тогда дополнительное время и усилия требуются еще и на построение рабочего клиент-терапевтического альянса.
Еще очень важно, чтобы не только сам клиент был настроен на упорную работу, но и его близкие понимали: с ним будет какое-то время тяжело, надо потерпеть и поддержать. Поэтому мы обязательно обсуждаем, как и о чем их информировать, о какой поддержке просить. Чем меньше недовольства и больше поддержки будет в окружении, тем легче клиенту пережить этот этап.
Двигаться постепенно
Клиент часто хочет получить прекрасный результат сразу и навсегда. Медленный прогресс он может даже не замечать. В этом во многом и состоит поддержка психолога — показывать, что динамика к лучшему есть и сегодня у человека получается сделать то, на что не был способен еще вчера.
Прогресс может быть частичным — шаг вперед, шаг назад, шаг вбок, но мы его обязательно отмечаем и стараемся ценить. Клиенту важно учиться прощать себе неудачи, искать в себе опору, ставить более достижимые задачи, снижать завышенную планку ожиданий.
Сколько может длиться этот период? Я слышала мнение, что для глубинной терапии нужен примерно год терапии на каждые 10 лет жизни клиента. То есть 30-летнему человеку нужно около трех лет терапии, 50-летнему — около пяти лет. Конечно, все это очень приблизительно. Так вот, плато из этих условных трех лет может составлять два-два с половиной года.
Таким образом, за первые 10-15 встреч происходит довольно сильное продвижение, а потом большая часть терапии проходит в режиме плато с очень неторопливым подъемом
И только когда все необходимые навыки постепенно отрабатываются, закрепляются и собираются в новый целостный способ проживания, происходит качественный скачок.
Как выглядит завершение
Клиент все чаще рассказывает не о проблемах, а об успехах и достижениях. Он сам замечает трудные точки и сам же находит способы их преодоления, понимает, как себя обезопасить, умеет заботиться о себе, не забывая и о других. То есть начинает на новом уровне справляться со своей повседневной жизнью и критическими обстоятельствами. Он все больше чувствует, что удовлетворен тем, как теперь устроена его жизнь.
Мы начинаем встречаться реже, скорее для подстраховки. А потом в какой-то момент проводим завершающую встречу, с теплом и радостью вспоминая пройденный совместно путь и обозначая главные ориентиры для самостоятельной работы клиента в дальнейшем. Примерно так и происходит естественное течение длительной терапии.
Елена Павлюченко
Психолог, гештальт-терапевт, тренер Московского института гештальта и психодрамы, старший тренер Центра гештальт-терапии Надежды Лубяницкой