Следующим после посещения "казанского Арбата" - улицы Баумана, для меня стоял в приоритете Кремль. Первые упоминания о Казани - причем не как о городе, но как о военной крепости - встречаются в источниках IX века. В XII веке Кремль был полноценным центром Казанского княжества, которое входило Золотую Орду. После того, как Орда распалась, крепость получила статус центра уже Казанского княжества.
В 1520-х годах казанский Кремль и его сооружения в ходе осады были разрушены до основания. Иван Грозный решил отстроить крепость заново. В процессе территорию кремля расширили, построили шесть каменных башен, а также первые православные церкви. В XVIII веке Кремль перестал быть военным сооружением и утратил соответствующие функции, став крупным культурным и административным центром.
Казанский Кремль - самая древняя архитектурная постройка города, настоящий исторический заповедник. По казанским башенным сооружениям можно отследить историю города начиная с XII и до XVI века. Всего их в Кремле 13. Большая часть башен в казанском Кремле прекрасно сохранилась, например, Спасская, Тайницкая и Консисторская. Главным въездом в казанский Кремль служит проездная Спасская башня, которая расположена в восточной кремлевской стене.
Построена башня зодчими Постником Яковлевым и Иваном Ширяем, мастерами псковской школы, в XVI веке. Название башня получила в честь иконы Спаса Нерукотворного. Икона находилась над вратами башни и была точной копией иконы со знамени Ивана Грозного. В настоящее время это знамя экспонируется в Оружейной палате в Москве. В 1963 году на башне появилась позолоченная звезда и установлены новые часы со звоном.
Рядом с Губернаторским дворцом возвышается дозорная башня Сююмбике. Башня вероятнее всего построена в XVII - XVIII веках и получила название в честь казанской царицы Сююмбике, правившей Казанью после смерти своего мужа хана Сафа-Гирея с 1549 по 1551 годы. Строение выполняло функции дозорной башни, с вершины которой просматривается обширная панорама окрестностей с видом на реки Волга и Казанка.
Высота сооружения - 58 м. Башня примерно на 2 метра отклоняется от своей вертикали, и именно поэтому ее называют "падающей". Она возведена из большемерного, хорошо обожженного кирпича и занимает площадь 140 кв.м., состоит из 7 ярусов. Проезд через арку башни перекрыт современными коваными воротами, которые носят название “День и ночь”. Они были изготовлены в 2003 году по эскизу архитектора Р.М. Забирова.
Арка, в которой расположены ворота, направлена на восход Солнца в день зимнего солнцестояния. Это объясняет наличие символических изображений Солнца и Полумесяца, лучей и звёзд, отражающих смену дня и ночи. Символ смены дня и ночи также выражается в последовательности размещения зодиакальных символов в верхней части ворот: день и расцвет природы обозначены весенне-летними знаками Зодиака, ночь и период сна природы - осенне-зимними знаками.
Большая часть периметра ворот украшена флористической спиралью – растительным орнаментом с тюльпанами.По краям в нижней и в боковых частях ворот имеются зооморфные изображения легендарных и мифологических животных: птица Сирин переносит героя в волшебные просторы сказочной страны; лебедь - символ чудесного спасения царицы Сююмбике; сокол, который напал на лань, - образ власти (башня расположена в непосредственной близости к бывшему Ханскому дворцу); перевёрнутая уточка, несущая в клювике кусочек глины, напоминает о создании мира.
Вершина башни представляет собой металлический шпиль зеленого цвета, увенчанный позолоченным яблоком с вознесенным над ним полумесяцем. Наклон башни обусловлен процессами взаимодействия грунта и неоднородного культурного слоя. Для предотвращения дальнейшего наклона нижний ярус в 1914-1916 годах был охвачен железным поясом. В дальнейшем неоднократно проводились работы по укреплению фундамента башни. Последнее из которых прошло в 1998 году, в результате чего движение башни было остановлено.
Уникальность Казани заключается в том, что в этом городе мирно и органично сосуществуют мусульманская и христианская культуры и наследие. Это свидетельствуется тем, что на территории Кремля находятся религиозные сооружения обеих конфессий. Благовещенский собор построен в 1561-1562 годах в северо-восточной части Казанского Кремля уже упомянутыми в начале статьи псковскими мастерами Постником Яковлевым и Иваном Ширяем на месте небольшой деревянной церкви, созданной по указу Ивана Грозного в 1552 году.
Собор на протяжении своей истории многократно перестраивался, горел в пожарах, реставрировался, а в советский период храм был закрыт, часть архитектурных объектов было разрушено, здание собора использовалось для бытовых нужд. Реставрация собора прошла в 1977-1982 и в 1996-2005 годах. Благовещенский собор представляет собой строение с 5 главами, 5 апсидами (полукруглый выступ здания, примыкающий к основному объёму) и 2 приделами (часть храма, выделенная для размещения дополнительного алтаря с престолом для богослужений).
К сожалению, до настоящего времени не сохранилась колокольня Благовещенского собора, которая была построена в XVII веке по благословению казанского митрополита Матфея. Пятиярусная 50-метровая белокаменная колокольня была видна каждому, кто въезжал на территорию Казанского Кремля. В советский период колокольня была разрушена. Сейчас на её месте находится сквер. Здесь же находится памятник зодчим казанского Кремля. Эта скульптурная композиция была открыта 18 ноября 2003 года. Задумана композиция была в 2001 году авторской группой, состоящей из скульпторов А.В.Головачева, В.А.Демченко и архитектора Р.М.Забирова, как памятник зодчим разных эпох и национальностей, работавших в Кремле и своим талантом и трудом создавших этот уникальный архитектурный комплекс.
Возле стен Кремля, рядом с которыми расположена площадь Тысячелетия, красуется мечеть Кул-Шариф. Строительство мечети осуществлялось с 1996 по 2005 годы под руководством архитекторов фирмы "Татинвестгражданпроект". Здание в плане представляет собой 2 наложенных друг на друга под углом 45 градусов квадрата, что образовывает восьмиугольник. Стены мечети выполнены в виде 8 пересекающихся стрельчатых арок, обрамленных высеченными в мраморе аятами (структурная единица Корана, стих) и орнаментальными косичками.
В композицию стен вписаны высокие стрельчатые окна (в виде полукруглой арки) с витражами (из цветного стекла). Мечеть имеет восьмилотковую крышу, а её центральный объём по центру перекрыт куполом с вершиной высотой 36 метров и диаметром 17 метров. В куполе прорезаны окна в форме тюльпанов. Мечеть венчают четыре главных минарета (башня, с которой осуществляется призыв на молитву), расположенных по углам основного объема здания. Главные минареты имеют высоту 55 метров. Мечеть имеет также 2 малых минарета и 2 полуминарета на углах главного входа в здание, которые выполняют функцию архитектурного декоративного элемента и акцентируют вход. На вершине каждого минарета – полумесяц.
Здание мечети облицовано белым мрамором, купол и вершины минаретов имеют окраску бирюзового цвета. Фасад главного здания украшен бронзовыми металлическими надписями арабской вязью и гранями порталов.
Мечеть Кул Шариф имеет 5 ярусов, включающих цокольный и технический, несколько площадок вспомогательного и технического назначения. В цоколе здания размещен Музей исламской культуры, гардеробы, помещения для омовения.
На первом ярусе находится молельный зал для мужчин, кабинет имама, на втором - смотровые площадки в виде балконов для туристов и молельная зона для женщин.
При отделке здания применялись уникальные отделочные работы: керамические панно и росписи, выполненные по технологии XVI в., резной ганч, римская мозаика, ручная резьба по дереву и камню, классические витражи и цветные стекла по технологии запекания, позолотные работы и золотое шитье, облицовка фасада мрамором и гранитом. Паркетные полы мужского и женского зала устланы персидскими коврами. В отделке интерьеров применены естественные каменные материалы – гранит, мрамор разных цветов, мраморный оникс, змеевик. Мрамор, использовавшийся при создании мечети, привезён с Урала, внутреннее убранство – ковры – подарок правительства Ирана, цветная хрустальная люстра диаметром пять метров и весом почти две тонны сделана в Чехии.
Здание пожарной части («тюбетейка») является составной частью комплекса мечети Кул Шариф, располагается южнее здания мечети и связано с ним стилистически. С мечетью Кул Шариф пересекаются форма и цвет купола, завершение купола (только без полумесяца) и одинаковые отделочные материалы (мрамор).
Рядом с Губернаторским дворцом и башней Сююмбике стоит церковь XVII века. По одной из гипотез храм построен на месте, где в ханский период находилась мечеть Нур-Али. В XVIII веке церковь была перестроена и переосвящена как Введенская. Стены были выложены из крупного кирпича, оштукатурены. Сооружение воплощало в себе традиции русского барокко. В 1859 году церковь была освящена в честь Сошествия Святого Духа на Апостолов. Иконы и храмовая утварь написаны и созданы в XIX веке, но не сохранились, так как в 1918 году церковь была разграблена. В советский период церковь выполняла функции столовой. Её внутреннее оформление было утрачено. Сегодня в здании церкви на втором этаже находится постоянная экспозиция Музея истории государственности татарского народа и Республики Татарстан. На первом этаже - выставочный зал Музея.
Дворец казанского губернатора расположен в северной части Казанского Кремля на месте, где в эпоху Казанского ханства располагался комплекс ханского двора. Проект дворца разработал московский архитектор К.А. Тон, автор проекта храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве. Непосредственное руководство строительством дворца осуществлял архитектор А.И. Песке, которого направили из Санкт-Петербурга для помощи в отстройке Казани после пожара 1842 года. Отделкой интерьеров занимался архитектор М.П. Коринфский. Строительство дворца осуществлялось с 1845 по 1848 годы. В настоящее время здание является резиденцией Президента Республики Татарстан. На центральном ризалите фасада здания имеется герб Республики Татарстан – белый барс, а на вершине развевается президентский штандарт.
Пушечный двор представляет собой архитектурный ансамбль из четырех корпусов: Главного, Северного, Южного и Западного. Тут же сохранились остатки небольшого - более раннего сооружения, относящегося к времени Ханского каганата. Первоначальный вариант строения был возведен в конце XVII столетия. На протяжении века этот литейный двор служил производителем, а также ремонтным цехом и хранилищем тяжелого вооружения той эпохи, а именно - пушек.
В конце XVIII века начинается реконструкция Главного корпуса. И уже к началу XIX столетия Пушечный двор в Казани становится одним из самых крупных поставщиков артиллерийского оружия в Российской Империи, вклад которого для победы над Наполеоном невозможно переоценить.
Корпус юнкерского училища построен в 1840-е годы в центральной части Казанского Кремля под руководством архитектора П.Г. Пятницкого. В 1909 году училище было преобразовано в военное училище для подготовки пехотных офицеров среднего звена. В марте 1937 года школа становится пехотным училищем. В апреле 1941 года в здании шла подготовка специалистов для бронетанковых и механизированных войск. Учебное заведение получило название Казанское танковое училище. После Великой Отечественной войны здесь размещались учреждения разного профиля. В 1994-1995 годах под руководством архитекторов Г.М. Гаязовой, В.О. Поповой, И.Б. Харисовой здание было отреставрировано, а в 2001-2005 годах здание адаптировано под музейные экспозиции. В настоящее время в бывшем корпусе Юнкерского училища находятся Центр «Эрмитаж-Казань» и Музей естественной истории Татарстана.
Чтобы хоть частично осмотреть весь Кремль и его музеи, сюда нужно придти несколько раз или провести полноценный день, гуляя по ухоженной территории.
Если вам понравилась моя публикация, ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим друзьям и знакомым.