«Огонь, перекинувшийся в другое сердце, это свет, перелетевший от зажжённой лампы к не зажжённой. Зажжённая лампа ничего не теряет, не зажжённая получает всё»
(Ошо)
Зороастризм, как и любая другая религия, регламентирует жизнь человека как с ритуальной, так и с календарной точек зрения. Ритуал в любой религии является наиболее стабильной частью культа и поэтому древние ритуалы от современных ритуалов не очень отличаются.
Главной частью ритуалов в зороастризме является огонь. В зороастрийских храмах огонь должен гореть постоянно. Если в древние времена это делали с помощью подручных средств, то сейчас для этого используют, например, газовые горелки.
Но за этим исключением ритуалы мало изменились за несколько тысяч лет...
В 15-летнем возрасте или немного раньше каждый зороастриец проходит ритуал посвящения в общину. Этот ритуал на персидском языке называется «седре-пуши», а на индийском языке гуджарати называется «навджот». И после прохождения этого ритуала ребёнок становится полноценным зороастрийцем. Его вхождение во взрослую жизнь символизирует получение им двух атрибутов одежды.
Это рубаха «седре» и пояс «кошти».
Седре́ (перс. سدره) — традиционная белая нательная рубашка зороастрийцев (как мужчин, так и женщин), изготавливаемая из тонкой хлопковой ткани. Седре имеет широкий ворот и минимальные рукава. Всего на ней насчитывается 9 швов, число которых имеет символическое значение.
Кошти́ (перс. کشتی), также кушти́, кусти́ — специальный, изготавливаемый особым способом пояс, повязываемый поверх нательной рубашки седре и выполняющий функции религиозного символа-знака совершеннолетия и принадлежности к общине последователей пророка Заратустры.
Получив эти два атрибута ребёнок становится полноценным зороастрийцем и оказывается полностью защищён от того, чтобы пойти по дурному пути. Правда, не у всех это получается…
Пояс для зороастрийцев обладает особым символизмом и этот символизм просчитывался в эпоху, когда зороастризм перестал быть главной религией в Иране и уступил это место исламу.
В мусульманское время этими поясами отмечали иноверцев, потому что каждый иноверец должен был носить специальный пояс, который называется словом «зоннар».
Именно эти пояса часто упоминаются, например, в поэзии, где человек уподобляет себя неверному, или в религиозной литературе, где таким образом он отмечает свою греховность, разумеется, метафорическую. Никто из мусульман этих поясов, естественно, не носил...
А лирический герой персидской газели часто повязывает на себя зоннар с тем, чтобы причаститься к радостям жизни, которые недоступны мусульманину. Напомню, что газель (араб./перс.: غزل) — форма в классической арабской и персидской поэзии, а также в поэтических традициях на тюркских языках, урду, армянском и др.
Он идёт в квартал виноторговцев (торговать вином можно было только иноверцам) и там он ищет истину, которую он не может найти в мусульманском покаянии и мусульманском благочестии.
Таким образом, зороастрийский ритуальный пояс остаётся символом иноверия, символом зороастризма даже в мусульманском Иране...
В 15-летнем возрасте человек становится зороастрийцем, а дальше его жизнь сопровождается главным зороастрийским ритуалом, который называется «ясна».
Название этого ритуала связано с названием одной из книг Авесты, которая также называется словом «Ясна». И во время проведения ритуала читаются отрывки из этой книги...
Основным элементом ясны является огонь. Во время этого ритуала специально обученные жрецы делают подношение огню. Это центральный огонь, который находится в храме и является неотъемлемой частью любого богослужения.
Эти самые подношения должны быть соответствующим образом подготовлены. Подношения могут быть сухими. Это чистые дрова, чистые ветки и благовония. Подношения могут быть и влажные, которые часто состоят из молока или животного жира.
Жрец совершает ритуал в маске. Но это не для того, чтобы защититься от вирусов, а для того, чтобы жрец не мог навредить огню, например, своим дыханием или слюной...
Кроме того, в ритуале участвует хаома. Хаома согласно Авесте, наделяет человека смелостью и отвагой, расширяет его воображение. Её используют как в качестве подношения огню, так и в качестве напитка, который раздают пастве, людям, присутствующим при проведении ритуала.
Мы точно не знаем из чего готовили хаому древние иранские жрецы. Современные зороастрийцы готовят её из эфедры, хвойного растения, сок которого обладает тонизирующими свойствами...
Напомню, что пророк Заратустра боролся с применением хаомы в рамках культа. Но этот культ полностью победить ему не удалось...
Ритуал, являющийся неотъемлемой частью жизни зороастрийцев, представляет собой в некотором роде отражение космогонии. В ритуале отражается процесс сотворения мира и, если угодно, «запуска» его существования...
Согласно зороастрийским легендам первоначально Ахура Мазда сотворил мир полностью благим. В нём было всё прекрасно и всё устроено. Он сотворил воду, огонь, землю и воздух, а также он сотворил первого человека, первого быка и первое растение. В зороастризме этот этап существования мира называется этапом сотворения или сотворения основы, когда существовало только благо.
Затем Ангра-Майнью, который как и Ахура Мазда, существовал с самого начала этого мира, решил испортить все творения, которые были созданы Ахура Маздой. Он навредил огню и так из огня появился дым. Он навредил воде и так появились солёные моря. Он навредил земле и так в земле появились пустыни. Он испортил воздух и так появился дурной ветер...
Зороастризм является религией дуалистической. Добор и зло существует в мире изначально, и они находятся в постоянной схватке. Эта схватка начинается во вторую эру зороастрийского мироздания, эру смешения, когда добро и зло находятся в мире вместе. Мы сейчас с вами живём в эру смешения.
Когда в последней битве добро победит зло и соратники Ахура Мазды одержат победу над приспешниками Ангра-Майнью, наступит эра разделения и тогда уже окончательно добро будет отделено от зла...
Но мы вернёмся к тому моменту, когда Ангра-Майнью всё испортил. Потому что он не только нарушил действие всех четырёх стихий, а стихии почитаются зороастрийцами как священные, но и убил первого человека, первого быка и первое растение.
Тогда боги истолкли в ступке первое растение, приняли жертву быка и человека и совершили первый ритуал. И после этого мир появился во всём его разнообразии, то есть в нём появилось бесчисленное количество людей, растений и животных. И боги, совершив первый ритуал, как бы запустили этап существования мира.
Таким же образом поступает и жрец, который совершает ритуал ясна. Он как бы перезапускает творения и в этом космогоническая сущность ритуала ясны...
Ритуал ясна является главным ритуалом во всём зороастризме и он сопровождает жизнь всех членов общины на разных её этапах. При этом в зороастризме существуют множество представлений, множество мелких ритуалов о том, как нужно бороться со скверной. Ведь мы живём в эпоху смешения. Не забывайте, что добро и зло существуют как бы рука об руку...
Зороастризм довольно архаичная религия. Её корни лежат во втором тысячелетии до нашей эры. И эти архаичные представления вполне уживаются и в современном мировоззрении зороастрийцев. Большая часть этих представлений связана с тем, как очистить себя и очистить стихии от скверны, то есть от проявлений дурного начала мира.
Одним из главных видов скверны считается мёртвая плоть и вообще смерть. И одним из самых, пожалуй, интересных ритуалов, связанных с избавлением от скверны, это ритуал, который называется «сагдид» или «взгляд собаки»...
Напомню, что зороастризм зародился в среде кочевников-скотоводов, и собака была неотъемлемой частью жизни скотоводов. С одной стороны собака помогает человеку пасти скот, а с другой стороны собака защищает его от опасности, которая ожидает человека в нелёгкой жизни кочевника. Она отгоняет, например, волков или других хищных животных. Ну и вообще, как мы знаем, «собака - друг человека» и зороастрийцы вполне эту мысль разделяют.
Именно отсюда появляется представление о том, что собака защищает не только от видимых врагов, но и от врагов невидимых...
В Авесте описывается ритуал «сагдид», который заключается в изгнании демона смерти. Согласно Авесте, собаку нужно провести по тому месту, по которому, например, несут трупы людей или животных. И это должно помочь изгнать с этой дороги демона смерти. Причём собака должна быть не всякая, а собака четырёхглазая.
Это такие особые собаки, у которых над глазами есть пятнышки. Зороастрийцы считали, что именно эти собаки благодаря наличию четырёх глаз, видят смерть и способны её отогнать...
Кроме этого, собак также помещали в комнаты, где находились больные. Считалось, что взгляд собаки позволит больному излечиться от того недуга, которым он болеет, ну и тем самым собака как бы изгоняла демона болезни.
Как известно, в исламе собака считается дурным животным и считается, что это мнение возникло именно в результате взаимодействия ислама с зороастризмом. В зороастризме собака почиталась священной и как бы в противовес этому возникло суждение, что собака с исламской точки зрения является животным нечистым.
Этнографы записывали представления узбеков Хорезма о том, что самая плохая собака и самая дурная собака – это собака четырёхглазая. Здесь мы видим, как бы отражение зороастрийского представления о том, что самой хорошей собакой является та самая четырёхглазая собака. Вдвойне удивительно, что Хорезм – это одна из исторических зороастрийских областей.
Такие парадоксы случаются тогда, когда встречаются две совершенно разные религиозные системы...
Мы выяснили как зороастрийцами становятся и как зороастрийцами живут. А как же умирают зороастрийцы?
Вообще, умереть зороастрийцем не так просто потому, что покойника, например, нельзя кремировать. Ведь тем самым мы оскверним огонь. Его нельзя похоронить, ведь тем самым мы оскверним землю. Как же поступали зороастрийцы?
В Авесте описываются специальные отдалённые места, куда зороастрийцы относили тела умерших. Эти места называются словом «дахма»...
Дахмы - специальные сооружения, которые как раз создавались для того, чтобы там хоронить тела. Сооружения известны также как «башни молчания»...
Так их называли, в частности, европейские путешественники. Сейчас сохранилось не так много исторических дахм. Несколько из них есть в Иране, которые являются такими туристическими местами.
И одна из самых крупных действующих дахм на сегодняшний день находится в городе Мумбаи, в Индии, который является столицей индийской зороастрийской общины...
Дахма – это круглая башня, которая строится на возвышении и достигает высоты приблизительно 6 метров. Верхняя часть дахмы облицовывается кирпичом или камнем, для того, чтобы не допустить контакта мертвечины с землёй, которая священна.
Любые прижизненные различия – по общественному статусу или богатству – после смерти не имеют значения. Со всеми покойными обращаются одинаково. Тела отставляют на верхней, открытой солнцу и ветрам платформе башни: мужчины лежат по внешнему, самому большому кругу, в среднем ряду – женщины, во внутреннем круге – дети. Эти концентрические круги, три или четыре в зависимости от диаметра башни, расходятся от центра платформы, где всегда располагается колодец для костей...
Трупы, внесённые в дахму, обгладывают хищные птицы. Обычно это грифы-стервятники. Падальщики склевывали всю «оболочку», оставляя лишь голые кости, однако этого недостаточно: останки оставляли лежать на платформе не меньше года, чтобы солнце, дожди, ветра и песок отмыли и отшлифовали их до белизны.
После того, как грифы обглодали плоть, кости складываются в колодец...
В 1990-е годы в Южной Азии произошла колоссальная депопуляция грифов, что стало проблемой для современных зороастрийцев, потому что некому было обгладывать трупы, которые они сносили в дахмы. И это стало причиной дискуссии среди зороастрийцев как действительно нужно хоронить своих покойных...
Консервативные зороастрийцы продолжают настаивать на использовании дахмы. Однако из-за сокращения популяции грифов трупы часто остаются не обглоданными, что естественно не несёт ничего хорошего. В условиях сокращения популяции грифов многие либеральные зороастрийцы предлагают отказаться от использования дахм. Взамен этого предлагается так называемая «временная могила».
В Авесте описывается возможность захоронения человека во временной могиле, если не удаётся найти или сделать дахму. Согласно авестийским представлениям эта временная могила должна быть устроена так, чтобы мертвечина ни в коем случае не соприкасалась с землёй. Поэтому её нужно обложить ветками или листьями так, чтобы надёжно защитить землю от мёртвой плоти...
Современные зороастрийцы часто используют именно такой способ захоронения. Правда, вместо веток и листьев используется вполне себе промышленный бетон.
Эта дискуссия обострилась во время пандемии ковида, когда нужно было ограничить контакты как с живыми, так и с уже умершими. И предлагалось полностью отказаться от дахм и использовать исключительно временные могилы, которые закатывались в бетон...
В жизни зороастрицев есть не только похороны, но и праздники.
В Авесте год зороастрийца разделён сезонными праздниками, которые сопряжены с разными этапами жизни скотовода. Так, в середине весны празднуется дата, связанная с началом доения скота, а в середине лета скот выгоняют на пастбища и с этим тоже сопряжён праздник.
В середине сентября наступает период жатвы и это ещё один праздник. Месяц спустя в середине октября скот угоняют с пастбищ и наступает период оплодотворения скота.
В январе самый холодный праздник зороастрийского календаря. Ведь именно тогда зима наиболее сурова, ночь длинна, а день короток. Как и во многих других культурах в зороастризме ночь считается временем, когда злые силы действуют особенно широко и они особенно сильны.
Наконец, последний шестой праздник приходится на день весеннего равноденствия и этот праздник традиционно ассоциируется с «фраваши».
«Фраваши» это, скажем так, добрые ангелы, которые защищают зороастрийца от каких-то повседневных дурных дел. И особенный праздник в честь фраваши является своего рода праздником поминовения усопших и праздником начала новой жизни, потому что весеннее равноденствие — это как раз начало нового календарного цикла жизни человека.
Однако самый главный праздник иранского календаря, который обычно ассоциируется как с древним Ираном, так и с зороастризмом, в Авесте не упоминается. Это праздник «Навруз», который современные иранцы празднуют как Новый год...
Навруз на даты приходится тогда же, как и последний шестой праздник из тех, которые описаны в Авесте, праздник в честь фраваши, то есть весеннего равноденствия.
Хоть о Наврузе и не упоминается в Авесте, но у нас есть сведения о том, что этот праздник праздновали ещё с VI века до нашей эры и он довольно широко отмечался при иранских монархиях Ахеменидов и Сасанидов.
Отмечается этот праздник также и в современном Иране, хотя, казалось бы, какое отношение имеет к исламу зороастрийский праздник. Однако, так уж получилось, что и в исламскую эпоху иранцы и их единоверцы арабы и тюрки праздновали Навруз.
В частности, один арабский историк, который посетил Багдад в IX веке, сокрушался, когда видел, как мусульмане празднуют Навруз и ведут себя подобно персам...
В современном Иране Навруз празднуют 20 или 21 марта, и он опять же ассоциируется с настоящим приходом весны. И разные атрибуты празднования Навруза как раз связаны с пробуждением природы от зимней спячки и приходом новой жизни. Само по себе слово «Навруз» переводится как «новый день» и символизирует наступление Нового года и новой жизни.
Главным атрибутом новогоднего стола в Иране вовсе не ёлка и не телевизор, а «хафт син».
Хафт син – это семь предметов, которые начинаются на букву «син» (S или Sîn (س) в персидском алфавите). Эти семь предметов, это «сир» – так называется чеснок по персидски, «сиб» - яблоко, «сабзе» - пророщенная зелень, «сенджед» - небольшие ягодки, которые сложно переводятся на русский язык, «серке»- уксус, «саману» - халва, «сумак» - это приправа, которая также по-русски называется словом «сумах»...
Хафт син есть в каждом иранском доме на Новый год, а кроме этого рядом с хафт сином, например, кладут Коран.
Так получается, что в мусульманском Иране празднуют зороастрийский праздник и снабжают его своими атрибутами. Состав хафт сина, например, также не жестко регламентирован.
В Таджикистане, где также празднуют Навруз, вместо одного из предметов на букву «син», кладут, например, самсу ...
Так зороастрийский праздник, который не упоминается в Авесте, в мусульманскую эпоху стал праздником не только иранцев, но и других народов Азии и Закавказья...
Все иллюстрации для публикации взяты из свободного доступа в сети Интернет.
Если будет времечко - взгляните на тематические подборки публикаций, которые организованы на моём канале.
Взгляните на тематическую подборку «Из истории религий, монастырей и религиозной культуры» https://dzen.ru/suite/357f1d48-d095-4b35-8dd5-f0e7f785c0b7
Посмотреть другие публикации, тематические подборки и подписаться на канал «Московский летописец» можно здесь (переход по ссылке) https://dzen.ru/id/5fea6a1ac0060a2f292e44f9
Источники:
1. Бойс М. Зороастрийцы. Верования и обычаи. — М.: «Наука», 1987.
2. Брагинский И. С. Арйана Вэджа // Мифы народов мира. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — Т. I.
3. Лелеков Л. А. Авеста в современной науке. 2-е изд. М., 1992
4. Рак И. В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). 1998.
5. Материалы с сайта arzamas.academy
6. Авеста в русских переводах (1861—1996). Сост. И.В. Рак. СПб.: Нева, 1997