Как я работал бы земледельцем
Когда я закончил среднюю школу (кстати, с серебряной медалью), стал вопрос: куда пойти учиться? То, что не в сельскохозяйственный институт, было ясно определённо. Как живёт село и земледелец я знал не только по фильму «Кубанские казаки», но и по тем наблюдениям, которые делал, выходя или выезжая за пределы города: примитивная техника, пыль, грязь, назём, люди в телогрейках и кирзовых сапогах, тяжелый физический труд, пьянство, мат… Нет и ещё раз нет – в сельском хозяйстве мне делать нечего. Так я решил тогда. Поступил на один из престижных факультетов Томского политехнического института – радиотехнический. Через пять лет получил диплом и не пыльную работу в том же вузе. За много лет прошел почти все ступени роста: инженер, старший инженер, аспирант, зав. лабораторией, старший научный сотрудник, доцент, зав. кафедрой. Как говорится, жизнь удалась. Работаю в тепле, телогрейку с кирзовыми сапогами не ношу, на хлеб с маслом зарабатываю. И всё было бы хорошо, если бы однажды, как говорится, в один прекрасный момент, сам того не осознавая куда и как далеко это может завести, «перекинул мостик» от телевизионной автоматики, которой занимался, на «берег» земледелия, о котором имел общие представления. И пошло, и поехало…
За 15 лет, работая без единого рубля госбюджетного или хоздоговорного финансирования, вне тематики своей основной профессии, разработал эскизный проект АМАК – автоматизированного мостового агротехнического комплекса и «застолбил» его двенадцатью авторскими свидетельствами на изобретения. Вот, думаю, осчастливлю российское земледелие своим чудесным АМАК, который может в автоматическом режиме, обеспечивая земледельцу высочайший комфорт, производить, например, зерно в массовом количестве при высокой урожайности. Излучая радость от содеянного и сознавая значение АМАК для Отечества, стал рассказывать всем и вся, как это здорово будет, если внедрить АМАК в производство! Как обрадуются наши земледельцы! Как повалит молодежь в сельскохозяйственные вузы, ослеплённая и вдохновлённая перспективами и возможностями АМАК! Какие горизонты открываются перед конструкторами, производственниками, наукой! Засучив рукава, взялся «пробивать» внедрение.
Пишу статьи, выступаю на научных конференциях и перед учёными советами вузов, на кафедральных семинарах, в ведущих сельскохозяйственных НИИ, в ВАСХНИЛ, в Госкомитете по науке и техники, и, наконец, в сельхоз отделе ЦК КПСС. Нигде не получил серьёзной и принципиальной критики по существу, наоборот – только положительные отзывы. Вот лишь некоторые их авторы (академики или доктора наук): Яковец Ю.В., В.Т. Сергованцев, А.А. Арбатов, В.З. Ямпольский, В.П. Тарасенко, И.Н. Пустынский. Высоко оценил АМАК человек «от земли» – Герой социалистического труда, Заслуженный агроном РСФСР, кандидат экономических наук Л.Д. Анохин. Для придания делу необходимого ускорения наиболее активные поклонники моего АМАК посоветовали написать первым руководителям государства, поставить их в известность – « чтобы помогли внедрить». Последовательно пишу деловые письма на имя Л.И. Брежнева, М.С. Горбачёва, Б.Н. Ельцина. Положительных реакций не последовало. Писал и В.В. – реакция та же. На сегодняшний день не удалось получить ни рубля на НИР и ОКР для создания хотя бы опытного АМАК. Построил только компьютерные трёхмерные модели, первую из которых показываю на рисунке. Почему не удалось внедрить? Наиболее точно, на мой взгляд, ответил бывший зам. министра высшего и среднего специального образования РФ профессор, доктор технических наук Ф. П. Перегудов: «В идею верю, во внедрение – нет. Если бы ты (обращаясь ко мне) предложил такой же АМАК для обороны или для нефтяников, тебе срочно создали бы институт и КБ и дали бы мощное финансирование». А один из друзей юмористически заметил: «Никогда твой АМАК не построят в России. А знаешь почему? На нём не съездишь в деревню за бутылкой».
Не вдаваясь в технические подробности (их много), главная суть АМАК заключается в следующем. На выровненное прямоугольное угодье по всей его ширине устанавливают сооружение в виде многопролётного моста, каждая опора которого имеет ходовую часть и свою однорельсовую колею. На торцевом пролёте (управляющем пролёте) устанавливают необходимую управляющую и энергетическую аппаратуру, а под остальными пролётами (рабочими пролётами) – стационарные или сменные орудия труда (навесные агрегаты) для пахоты, сева, полива, обработки растений, уборки урожая и других видов полевых работ. Энергообеспечение осуществляют с помощью контактной линии электропередачи, установленной вдоль угодья, а взаимосвязь с «внешним миром» – с помощью железнодорожного пути и соответствующего железнодорожного транспорта (или автомобильного). Все агротехнические работы выполняют в челночном режиме путём прогона АМАК от одного торца угодья к противоположному. Для сокращения транспортных коммуникаций при перемещении воды для орошения и продуктов урожая во время уборочных работ используют универсальное сооружение канал-хранилище, установленный под управляющим пролётом и вдоль всего угодья. Здесь следует заметить, что идея использования моста (мостового сооружения) в земледелии не нова. Ещё в 1861 году (год отмены крепостного права в России) английский инженер Халкотт получил патент на мостовое устройство для земледелия, в котором однопролётный мост с навесными орудиями труда тянули вдоль угодья два паровоза, каждый из которых шел по своему железнодорожному пути. К сожалению, осуществить свой проект англичанину не удалось. Думаю, что и до Халкотта идея мостового земледелия была реализована где-нибудь в Месопотамии, древнем Риме или Греции, когда какой-нибудь местный изобретатель попробовал между двумя волами закрепить длинную жердь, привязать к ней несколько мотыг и пахать, двигаясь вдоль угодья.
Как я работал бы земледельцем на своём АМАК, если бы волшебным образом он был построен, например, в 20 километрах от Томска. Опишу свой виртуальный рабочий день земледельца.
Встал в 8 часов утра, естественно, в своей томской квартире. Привёл себя в порядок, позавтракал, надел белую сорочку с галстуком (сегодня будет делегация из Канады – интересуются), выхожу на улицу и иду к остановке «Сельскохозяйственная». Сажусь на электричку, еду. Вместе со мной едут ещё четверо «амаковцев» – три инженера и агроном. В 9-00 электричка останавливается около управляющего пролёта АМАК, выходим. Принимаем свою смену, располагаясь у пультов управления просторного зала управляющего пролёт с окнами кругового обзора, кондиционером, комнатой отдыха, душевой и, само-собой, туалетом. Отработавшие смену уехали в электричке в Томск, вернутся через сутки. Сегодня обычный июльский день. На угодье – пшеница. План на сутки: ночью произвести полив, а днём – обеззараживание растений (завелись вредители).
Сидя за пультом, веду АМАК вдоль угодья и произвожу обеззараживание пшеницы. Использую навесные блоки с ультрафиолетовыми облучателями и воздухозаборниками, с помощью которых облучаю вредителей растений и мощными воздушными струями всасываю их в навесные блоки, где уничтожаю их с помощью термической обработки. АМАК веду медленно, обрабатывая пшеницу сразу по всему фронту АМАК. Агроном наблюдает за растениями, сидя за видеомонитором, но иногда садится в передвижную кабину и отправляется под избранный пролёт АМАК, чтобы непосредственно наблюдать за растениями и их обработкой. Двое инженеров либо сидят за пультами управления, контролируя работу навесных блоков, либо в ремонтной кабине выезжают к избранному навесному блоку, который нуждается в ремонте. Во время ремонта навесной блок поднимается временно в ремонтную кабину, вместо него из ремонтной кабины опускается запасной блок, который включается в рабочий процесс. Пока работа идёт в штатном режиме, мой напарник пошел отдохнуть в комнату отдыха, предварительно приняв душ. Через полчаса он меня заменит, а я тоже приму душ и отдохну немного. Жарко сегодня, хотя в зале управляющей кабины стандартные 20 градусов по Цельсию (кондиционер работает). А «за бортом» 35-градусная жара. А вот и канадская делегация прибыла на электричке. Отдохнувшего сменщика сажу за пульт управления, а сам встречаю канадцев. В зале управляющего пролёта, а потом и прогуливаясь по крыше АМАК, возвышаясь над пшеничным морем, отвечаю на вопросы канадцев.
– Какие культуры можно возделывать с помощью АМАК?
– Любые. Наиболее эффективно те, которые требуют неуплотнённой рыхлой почвы, орошения и оперативной уборки урожая.
– Можно ли вести уборочные работы в непогоду?
– Можно. Для этого используются навесные подсушивающие блоки и раздвигаемая крыша АМАК.
– С какой скоростью передвигается АМАК?
– Сейчас, когда осуществляем обеззараживание растений, мы движемся со скоростью 1 километр в час. При других работах скорость может быть иной – до пяти километров в час. Скоростных режимов у АМАК нет.
– Где хранятся неиспользуемые в данный момент навесные блоки?
– На торцах угодья. Они стоят на выровненных бетонных площадках и могут быть захвачены АМАК в любое время для выполнения необходимого вида работ.
– Можно ли увеличить количество рабочих пролётов АМАК?
– Можно. Чем больше рабочих пролётов, тем больше производительность АМАК и меньше себестоимость производимой продукции. Количество рабочих пролётов регламентируется размерами и конфигурацией угодья и финансовыми возможностями.
– Вы полностью отказались от тракторов, комбайнов, автомобилей, поливочных машин и другой традиционной техники земледелия?
– Полностью. АМАК обходится без них. Как видите, все процессы механизированы, электрифицированы и автоматизированы. Железнодорожный транспорт используем, поскольку он самый энергосберегающий.
– Ваш АМАК движется по рельсовым колеям. А можно использовать грунтовые или бетонные?
– Можно. Если использовать грунтовые или бетонные колеи возрастут энергозатраты на передвижение АМАК, хотя эти колеи менее материалоёмкие и значительно дешевле. Выбор за заказчиком.
– В зимнее время АМАК бездействует?
– Нет, не бездействует, а используется в роли тёплого и комфортного ремонтного ангара, если угодно, – ремонтного предприятия.
– Могут ли женщины работать на АМАК?
– Могут. И очень комфортно. Вилами и граблями здесь махать не надо. Вы же видите, мы все в белых халатах, а кое-кто и при галстуке. А вот инженерное или агрономическое образование – обязательно. Техники у нас работают, но, как правило, только на ремонтных работах. К автоматике мы их не допускаем.
– Как строился АМАК, кто его ремонтирует и модернизирует, кто готовит обслуживающий персонал?
– Этим занимается специально созданная мощная фирма «АМАК-строй», которая находится в Томске. Она включает несколько предприятий, ранее работавших «на оборону». Имеется научный отдел и КБ. А специалистов готовят Томские вузы – их у нас семь, включая первый в Сибири университет, которому уже 130 лет.
– Президент России был у вас на АМАК?
– Пока нет, но может и приехать. Думаю, что вопросы продовольствия волнуют его не меньше, чем вопросы обороны или добычи нефти. Построив десяток-другой АМАК Россия могла бы производить много миллионов тонн зерна на экспорт, как нефть или газ. Но нефть и газ когда-нибудь кончатся, а производить зерно можно почти вечно – пока светит Солнце.
Были и другие вопросы. Через час канадцы сели в электричку и, кажется, удовлетворённые уехали в Томск. Обещали построить такой же в Канаде.
Виды АМАК-систем можно посмотреть на моём сайте amak-sistema.ru
Юрий Жуков (радиоинженер, Томск) Как я работал бы земледельцем
29 апреля 202329 апр 2023
9 мин