Здравствуйте, дорогие друзья!
По Вашим просьбам сегодняшнюю выходную статью, предлагаю посвятить еще одной профессии, которая давно ушла в прошлое Петербурга. Про другие профессии я писала ЗДЕСЬ и ЗДЕСЬ.
Итак, знакомьтесь, каталь!
Вообще эту статью я давненько задумала, но мне потребовалось несколько месяцев, чтобы подыскать иллюстрации к ней, ведь редко кто в Петербурге конца 19 – начал 20 века фотографировал обычных людей – слишком дорогим удовольствием была фотография, чтобы тратить ее на поводы, не представляющие (как тогда казалось) какой-либо ценности и интереса. Это сейчас мы знаем, что фотография со временем станет полноценным документом, способным рассказать о прошлом, порой даже больше, чем документ текстовый, особенно если эта фотография живая, настоящая, то что сейчас называется стрит-фотографией. Ну да ладно, это я отвлеклась.
Каталями в дореволюционном Петербурге назывались люди, как правило физически крепкие представители бедного крестьянства, которые перевозили на специальных санях через замерзшую Неву людей или какие-либо грузы. Вообще, если честно, то изначально только грузы-то и перевозили, но позже стали возить и людей.
«Для выгрузки барж нанимались особые артели каталей, носаков и крючников. Катали перевозили груз в тачках...
Особенно гнетущее впечатление производили катали: черные, потные, с изнуренными лицами, с воспаленными от угольной пыли глазами»
Это цитата из прекрасной книги Пызина В.И и Засосова Д.А. «Повседневная жизнь Петербурга на рубеже XIX— XX веков; Записки очевидцев»
Для перевозки людей использовались, так называемые, финские сани – считается, что именно финны придумали прикрепить к саням сидения.
В Петербурге такой транспорт был популярен в конце 19 – начале 20 века, одновременно с централизованными ледовыми перевозами и переправами (я вам уже о них рассказывала ранее).
Не все катали были самостоятельными предпринимателями, если так можно выразиться, многие из них работали как раз при этих перевозах и переправах – те пассажиры, которые не хотели ждать вагончиков, могли воспользоваться услугами каталей, заплатив при этом в кассу 5 копеек (напомню, что перевоз в вагончике стоил 2 копейки).
Однако, часть каталей все-таки работали на себя – летом перевозили людей на специальных лодочках-яликах, а зимой превращались в санных толкателей.
Что еще интересно, в некоторых местах Невы для каталей были оборудованы специальные дорожки, которые расчищали и даже проливали водой для лучшего скольжения.
«Зимою многие из яличников превращаются в конькобежцев и перевозят через Неву на легких саночках по расчищенному катку: скользя на коньках, они подталкивают сзади саночки и живо перебегают с одного берега на другой, взимая пять копеек с пассажира, а за двоих - несколько дешевле. Такие катки устроены от Сената к 1-й линии Васильевского острова и к университету; от Зимнего дворца к университету и на Мытный перевоз; от Николаевского моста к Морскому училищу»
Цитата из книги «Петербургская жизнь в конце XIX столетия», автор Светлов С.Ф.
Просуществовала эта профессия до революции, а после ушла в прошлое вместе с тем прежним Петербургом и Российской империей, о которых сегодня мы можем только прочитать в книжках.
На этом прощаюсь с Вами до понедельника. Спасибо всем за внимание и отличным всем выходных!!
Напоминаю, что подобные статьи собраны в подборке: