Год назад на Украине пострадали сотни перевозчиков, которые на момент начала СВО были в рейсах на украинской территории – все российские и белорусские фуры и грузы не выпустили из страны или забрали, угрожая оружием, сообщает Sputnik.
Предприниматель из Речицы потерял на Украине единственную фуру, на которую копил больше 20 лет. Машину с прицепом и грузом, все документы у него отняли вооруженные украинцы. А сам мужчина был эвакуирован на родину с помощью белорусских спецслужб.
Однако по возвращении на родину оказалось, что получить компенсацию по страховке за утерянный транспорт – невозможно. Белорус рассказал, как пытался отстаивать свои права и как проиграл дело в суде первой инстанции.
За одну поездку лишился всего
“Меня удивляет, что многие ни в Беларуси, ни в других странах не знают, что вытворяли украинцы по отношению к россиянам и белорусам, которые оказались на Украине и не успели быстро уехать в первые дни и месяцы военной операции. Когда я начинаю рассказывать, что у дальнобойщиков силой, под угрозой оружия отнимали фуры, прицепы, грузы, сильно удивляются. Вот так, без предписаний, официальных бумаг, просто потому что кто-то так решил. То, что там творилось, это был настоящий разбой и правовой беспредел”, – говорит Сергей Поплавский из Речицы.
Еще в феврале прошлого года мужчина был индивидуальным предпринимателем, занимался международными перевозками. У него была фура и прицеп, которые он купил несколько лет назад. Но мужчина лишился абсолютно всего в один момент – машину, груз, документы забрали украинцы только потому, что это был транспорт с белорусской регистрацией.
Сергей оказался в числе тех дальнобойщиков, которые в феврале прошлого года выполняли рабочие рейсы и на момент начала СВО оказались на территории Украины. Он полтора месяца жил на стоянке возле пункта пропуска “ЧОП” на украинско-венгерской границе. Надеялся, что фуру ему оставят и разрешать выехать из страны.
В письменном отказе выплачивать страховое возмещение за потерянные на Украине фуры было указано, что случай не является страховым, потому основания для выплат отсутствуют.
Компания ссылалась на то, что с 24 февраля 2022 года на Украине ввели военное положение, а по условиям страхового договора, территорией его действия не являются территории военных действий и вооруженных конфликтов. Кроме того, в ответе страховой компании указывалось, что мужчина не предоставил официальные документы, подтверждающие факт изъятия, национализации или ареста транспортного средства.
Сергей был не согласен с такой позицией, поэтому решил обратиться в суд. Был уверен, что выиграет дело. По его словам, на территорию Украины он въехал еще до начала СВО, то есть 22 февраля 2022 года, а на тот момент вооруженного конфликта не было. Потому, согласно его логике, страховая компания должна возместить ущерб.
“Согласитесь, я же не специально туда поехал. Никто не знал, что может начаться этот конфликт. Честно говоря, в местности, где я находился у украинско-венгерской границы, никаких военных действий не было и сейчас нет. Туда ни разу ракеты не прилетали. А погранпереход ни на один день после 24 февраля 2022 года не прекратил работу. Перевозчики везут на фурах в Европу украинские товары и наоборот. Границу пересекают словенские, словацкие, венгерские, турецкие перевозчики. А суд поддержал аргумент страховой, что это территория военного конфликта. Военный конфликт в сотнях километров от этого места”, – отметил Сергей, пытаясь понять, почему с точки зрения белорусского суда и страховой компании территорией военного конфликта считается вся территория Украины, а не восточная ее часть, где проходит СВО.
В суде попросили заявление из украинской полиции
Кроме того, принимая решение об отказе, суд опирался на тот факт, что у истца не было на руках документальных доказательств, что фура была похищена на Украине.
“На суде у меня было ощущение, что там не понимают, что творится на Украине. Судья у меня спрашивал, почему я, когда меня не выпускали через границу в Венгрию и потом, когда забрали фуру, не пошел в украинскую полицию и не написал заявление о краже. Я ответил, что не мог никуда пойти, потому что это было опасно, даже в белорусском посольстве рекомендовали не уходить за пределы стоянки. Слава богу, что оттуда живой вернулся. Там была угроза жизни нам – русским и белорусским водителям. Такие вопросы выглядели как издевательство “, – вспоминает Сергей и добавляет:
“Судья пояснял, что в таком случае заявление нужно было писать в Венгрии, Словакии или Польше, через эти страны мы возвращались в Беларусь. Я ответил, что мы ехали в составе большой группы, нас эвакуировали, в автобусе были и белорусы, и россияне, это была специальная операция белорусских властей по нашему спасению. Мы нигде не останавливались”.
В решении суда говорится: “для принятия решения о выплате страхового возмещения согласно Правил необходимо предоставление документальных доказательств именно той страны, на территории которой страховой случай произошел”.
Возражения истца о том, что территорию, где у него отняли фуру, не следует считать территорией военного конфликта, также было отвергнуто. В решении суда это объясняется так: “в данном случае имеет место манипуляция военно-юридической терминологией”.
Получается, что у перевозчика из Речицы в принципе не было шансов выиграть суд и получить страховые выплаты. Даже если бы мужчина каким-то чудом смог заявить в украинскую полицию о краже фуры, то случай все равно не признали бы страховым.
Потерял все и влез в долги
Сейчас Сергей Поплавский продолжает работать в сфере международных перевозок. Он пересел на старенькую фуру, на которой раньше работал его племянник.
“Я влез в большие долги, чтобы погасить кредит банка за фуру. Потому что выплаты по процентам были больше, чем я сейчас зарабатываю. Не говоря про основной долг. Машину, которую в 2019 году купил за 140 тысяч евро, я потерял. И это была моя единственная машина и самое дорогое, что я купил за свою жизнь. Я потерял абсолютно все. И я не знаю, как мне быть”, – говорит Сергей.
По его словам, он по работе часто общается с российскими международными перевозчиками и с их слов знает, что в России всем водителям и фирмам, которые лишились транспорта на Украине, выплатили компенсацию еще в прошлом году.
“Они уже давно на эти деньги купили новые машины и продолжили работать. Их страна о них позаботилась. А в Беларуси такое ощущение, что о нас забыли. По крайней мере, если вопрос и решается где-то наверху, то очень медленно”, – отметил мужчина.
Известно, что в середине февраля Сергей Поплавский и другие перевозчики, у которых отняли транспорт и грузы на Украине, получили письмо из Минтранса. Там была просьба заполнить таблицу и указать номера машин, прицепов, которые остались на украинской территории. На момент подготовки статьи ответа о судьбе этих списков перевозчики не получили.