Найти в Дзене
diletant.media

Виновен ли был Сальери?

Оглавление

В 1997 году в Милане состоялся необычный процесс, по итогам которого был оправдан человек, умерший за 170 лет до этого суда, — Антонио Сальери.

Чёрный человек

По легенде, гениального Моцарта отравил завистливый Сальери. Источником этих сведений служит, конечно, «Моцарт и Сальери» Александра Пушкина, который взял за основу не исторические факты, а слухи, ходившие по Европе. Эта маленькая трагедия вдохновила британского драматурга Питера Шеффера на пьесу «Амадей», по которой Милош Форман снял оскароносный фильм.

Моцарт и Сальери слушают слепого скрипача, 1884 г. М. А. Врубель. Источник: ru.wikipedia.org
Моцарт и Сальери слушают слепого скрипача, 1884 г. М. А. Врубель. Источник: ru.wikipedia.org

В 1990-х со спектаклем «Амадей» в Италии гастролировала британская театральная труппа. Постановка стала последней каплей, переполнившей чашу терпения поклонников Антонио Сальери. Миланская консерватория решила, что пришла пора оправдать композитора, и инициировала для этого судебный процесс.

Высокие отношения, или Обстановка в Вене

А почему вообще считается, что Сальери был виновником смерти Моцарта? Давайте представим себе обстановку в тогдашней музыкальной столице Европы Вене. Охарактеризовать её можно одним словом: интриги.

Кадр из фильма «Амадей». Источник: YouTube
Кадр из фильма «Амадей». Источник: YouTube

Король Германии и император Священной Римской империи Иосиф II был известен как «музыкальный король», он оказывал покровительство людям искусства. Естественно, оказаться приближёнными к нему хотели многие, и в ход шли самые разные средства: от тайных козней до беззастенчивой лести. А нравы в венской художественной среде царили далеко не возвышенные.

Моцарт и Сальери

Считается, что Сальери завидовал Моцарту и мечтал превзойти «Фигаро». А для этого, конечно, плёл свои интриги. Но современные музыковеды, изучающие творчество Сальери, полагают, что интриговал итальянец не больше, а может быть, даже меньше, чем другие. Будучи одним из лучших дирижёров своего времени, Сальери пользовался действительно большим авторитетом, возглавлял придворную капеллу Вены, а его «козни» ограничивались включением или невключением тех или иных произведений в программы концертов.

В то же время Сальери был педагогом, воспитавшим многих ярких и талантливых композиторов, в том числе Бетховена, Листа и Шуберта (с последним он, кстати, занимался бесплатно). В 1815 году на праздновании 65-летия Сальери Шуберт преподнёс ему кантату на собственный текст.

Ни один из учеников не вспоминал Сальери как человека мрачного или недоброжелательного, хотя отношения у него складывались не со всеми.

Посмертный портрет Моцарта 1819 г. работы Барбары Крафт. Источник: Stanford University Press
Посмертный портрет Моцарта 1819 г. работы Барбары Крафт. Источник: Stanford University Press

Моцарт же, которого вслед за Пушкиным и Форманом мы представляем легкомысленным и ребячливым гением, был человеком с непростым характером. У Моцарта было немало врагов, потому что композитор ни в речах, ни в письмах не сдерживался в оценках.

Но было и кое-что ещё. Моцарт, относившийся к «немецкому» музыкальному лагерю Вены, своим безусловным талантом представлял опасность для «итальянской» группы, к которой принадлежал Сальери. Правда, в своём творчестве Сальери был ближе к немцу Глюку. Но, если не вникать в тонкости, формально Моцарт и Сальери относились к двум противоположным музыкальным «лагерям». А их противостояние было нешуточным.

«Моцарта больше нет»

Но вернёмся вновь к мифу об отравлении. Версия о такой причине смерти Моцарта появилась сразу после его кончины.

Сальери же, доживший до преклонных для своего времени 75 лет, в конце жизни страдал от расстройства рассудка и был помещён в клинику. Там он якобы пытался покончить с собой, признаваясь в причастности к смерти Моцарта. Но это, опять же, не более чем слухи.

Кадр из фильма «Амадей». Источник: YouTube
Кадр из фильма «Амадей». Источник: YouTube

Надо сказать, что причина смерти Моцарта неизвестна до сих пор. Композитор был похоронен в общей могиле (не по причине бедности, а просто так было принято), спустя несколько лет могилу Моцарта перенесли, а потом потеряли. Так что современные методы исследований, которые могли бы пролить свет на характер болезни композитора, бессильны: исследовать нечего. Не исключено, что он и правда отравился, но не ядом, а лекарством: во времена Моцарта врачи активно применяли препараты, содержавшие ртуть. Но это лишь одна из версий, основанная на косвенных свидетельствах.

Итальянский журналист и автор нескольких книг по истории музыки Пьеро Бускароли полагает, что Сальери пал жертвой общего представления о том, что в лице Моцарта немецкие композиторы одержали верх над итальянскими в противостоянии, о котором мы писали выше. И Сальери просто оказался удобной фигурой, чтобы приписать ему «месть». Примерно этой линии придерживалась и защита на миланском процессе 1997 года, который оправдал Сальери за отсутствием состава преступления.

Подробнее