Всегда ли чтение – однообразный процесс? Одинаково ли мы воспринимаем информацию из учебников и романов? Какова роль читателя в том, чтобы проникнуться художественным произведением?
Если вам эти вопросы показались странными, статья придется как раз кстати.
Иногда наблюдаю за реакцией людей на различную литературу и диву даюсь. Как, чрезвычайно напряженная и драматичная история может оставить равнодушным? А Как рассказ с вполне простым и обыденным сюжетом довел читателя до слез и эмоционального взрыва?
Восприятие у всех разное, и мы не будем искать «ненормальных» среди читателей. Но вот о подходах к чтению литературы и о том, чем выделяется художественная, поговорим. Итак, в статье рассмотрим два таких момента:
1. В чем заключается компетентность читателя
2. Чтение художественной литературы как уникальное явление (по результатам опроса пользователей сайта)
Сперва выясним, что же такое компетентность читателя.
На лекциях по методике преподавания зарубежной литературы нас загадочно предупредили о важности читательской компетентности. Сразу же каждый задумался о том, является ли он компетентным читателем…
Имелось в виду, что обобщённо можно выделить два вида чтения: механическое и творческое. С механическим всё ясно – это употребление информации напрямую. Вот читаете инструкцию по использованию бытового предмета и понимаете, какие кнопки нужно нажимать. Никаких скрытых смыслов, намёков, поводов поразмышлять о жизни. Информация усваивается в чистом виде. Вам от этих сведений ни радостно, ни грустно. Вы просто узнали факт.
Грубо говоря, такое чтение является поверхностным. И применять, увы, его можно к художественной литературе тоже (но не нужно!). Ага, герой пошел в магазин, спасся от нападения, выиграл в лотерею – читатель выясняет конкретные факты и не вникает в перемены во внутреннем мире этого героя.
Что такое творческое чтение? Когда дело доходит до художественной литературы, человеку мало перечня событий. Поэтому, при хоть небольшом опыте чтения худ.лит, читатель переходит на новый уровень – творческий. Описанное в книге им переосмысливается, читатель эмоционально воспринимает повествование, не собирает данные, а уходит в процесс, у него включается воображение, он сопереживает герою, наслаждается красивыми оборотами и мозг не вскипает от перегруза информацией. Этот список можно продолжать до бесконечности. Итак, разница понятна.
У творческого чтения можно выделить три основных момента:
1. Чтение-восприятие (когда мы принимаем книгу, получаем первое впечатление – это обычно самая эмоциональная часть чтения).
2. Переосмысление прочитанного на основе жизненного опыта (когда у нас формируется собственное понимание книги, когда мы раздумываем над ней, опираясь на уже имеющиеся мысли, представления, верования).
3. Вынесение текста за процесс чтения (когда прочитанное находит отголосок в нашей жизни – чему-то учит, помогает по-новому взглянуть на мир и прочее, когда в трудной ситуации мы размышляем о том, а как поступил бы герой книги, например).
Знакомо, да? Сначала просто читаете и получаете удовольствие, потом ваши мысли крутятся вокруг произведения, а затем его «дух» преследует вас в жизни. Вот так-то оно непросто быть творческим читателем.
Собственно, компетентный читатель – этот тот, кто в совершенстве овладел и механическим, и творческим чтением и умеет применять эти навыки, подбирая под литературу.
С механическим чтением все достаточно прозаично – такой навык дается в течении первых лет школы. С творческим ситуация сложнее, так как в идеале научиться этому человек тоже должен в школе, но нередко случается так, что ученик не «начитывает» нужное количество художественного текста (добровольно!), чтобы переключиться на другой уровень восприятия. Бывает так, что под руки не попалась «та самая» книга – интересная, увлекательная, которая пробуждает не только любовь ко чтению, но и умение читать творчески.
Была свидетелем случая, когда нечитающему на досуге человеку (возраст 35 лет) намекнули на схожесть с Мартином Иденом. И намекнули неоднократно, поэтому ему, естественно, стало интересно, что за персонаж и что за книга. Но далее последовала такая фраза «А сколько там страниц? Ого, как много! Надо почитать критику». То есть человек просто не осознает разницы между механическим и творческим чтением, поэтому, если уж и загружаться информацией, то пусть текста будет поменьше.
Согласитесь, что читать много страниц механически намного труднее, чем творчески – когда читаешь часами напролет безо всякой усталости. Представьте, что вам сказали прочесть пятьсот страниц научного материала. Боязнь людей, которые не освоили навык творческого чтения, перед книгами выглядит вполне понятной.
Продолжение следует
Автор: Amaretto
Статья на сайте
Не пропустите новые публикации, подписывайтесь на наш канал, оставляйте отзывы, ставьте палец вверх – вместе интереснее! Приносите своё творчество на Синий Сайт! Самые интересные работы познают Дзен.
#синий сайт #наши авторы #что почитать #