Dzyan
Одна из самых малоизвестных жемчужин немецкого прогрессивного краут-рока группы Dzyan (названа в честь индийской священной книги) образовалась в январе 1972 года в городе Мангейм на юге Германии.
Это их первоначальный состав
- Ludwig Braum / drums, percussion
- Gerd Ehrmann / saxophone
- Reinhard Karwatky / bass
- Harry Kramer / guitar
- Jochen Leuschner / percussion, lead vocals
+
- Gunter Kuhlwein / organ, electric piano
Наверно неправильно называть их стиль просто прогрессивный рок или краутрок, музыка у них намного шире, здесь есть и обычный рок, а также этническая музыка, эйсид-рок, лонг-спейс-рок, и конечно очень много джазовых импровизаций, поэтому многие музыкальные критики относят группу к разным направлениям.
Группа была создана как студийный проект и уже в апреле того же 1972 года на лейбле Aronda был записан их дебютный одноименный альбом, который представлял собой как бы научную работу по исследованию импровизаций в стиле лонг-спейс-рока, основанных на джазовых грувах, фанке, хард-роке, авангарде, кентербери, поэтому иногда создается впечатление, что коллектив не может определиться и решить какое направление им выбрать.
Треклист
1. Emptiness (9:39)
2. The bud awakes (2:57)
3. The wisdom (10:21)
4. Foghat's work (6:31)
5. Hymn (1:12)
6. Dragonsong (7:31)
7. Things we're looking for (1:52)
8. Back to Earth (4:11)
Total Time: 44:14
В альбоме сильно прослеживаются этнические и мистические мотивы, особенно когда начинаются импровизации ритм-секции акустических перкуссий, тем более, что большинство треков инструментальные с огромным количеством импровизаций, очень четко демонстрирующие профессиональные возможности талантливых музыкантов.
В целом звук записан на очень высоком уровне, а сама музыкальность просто великолепная, тут прослеживается странная смесь виртуозного гитарного краут-рока с большим количеством невероятных этнических мотивов, органного прогрессивного рока с джазовыми нотками и конечно просто взрывающих мозг саксофонных импровизаций. Причем вокальных партий немного, но они звучат просто великолепно, вокалист Jochen Leuschner обладает довольно мощным тенором, с прекрасным английским без акцента, который выдает прекрасные баллады кентерберийской сцены в духе Soft Machine, а его вокальные данные очень похожи на Robert Wyatt. В альбоме такое большое количество смешения жанров и направлений музыки, что у каждого могут возникнуть ассоциации с разными группами, так в некоторых местах можно услышать влияние камерной музыки в духе Henry Cow, а джазовые саксофонные импровизации отнесут нас к Van Der Graaf Generator или Passport, органные пассажи делаю группу похожей на Uriah Heep или Deep Purple, а этнические перкуссионные пассажи практически очень похожи на Embryo. Вся музыка хоть и разнообразная, но в тоже время очень расслабленная и не напрягает слушателя. На протяжении всех треков изюминкой является виртуозная игра гитариста Harry Kramer, благодаря красивому плавному звучанию fuzz в духе многих великих гитаристов мира. И конечно же нельзя не заметить огромную роль ее основателя бас-гитариста Reinhard Karwatky, которые исполняет очень сильные, профессиональные басовые партии дополняя и разнообразя общий фон альбома.
После выхода альбома группа практически распадается, из нее уходят Ludwig Braum и Harry Kramer, но бас-гитарист Reinhard Karwatky, в течении месяца находит двух новых музыкантов в свой коллектив барабанщика Lothar Scharf и универсала мультиинструменталиста Eddy Marron, который был не только гитаристом, но и хорошо владел игрой на саксофоне и ситаре. Группа этим составом совершает насколько концертных туров и в ноябре уходят трое, в том числе недавно пришедший Lothar Scharf, на место которого был взят Peter Giger, так сформировалось трио музыкантов.
Состав для второго альбома
- Eddy Marron / acoustic, 6- & 12-string guitars, baglama, vocals
- Reinhard Karwatky / bass, double bass, Super String synth
- Peter Giger / drums, percussion
В результате перестановок группа в этом составе заключила контракт с студией Dierks, а ноябре 1973 года на лейбле Bacillus выпустила свой второй фантастический альбом “Time Machine”, в котором группа сократила количество треков до четырех, тем самым удлинив и усложнив их.
Треклист
1. Kabisrain (7:59)
2. Magika (8:45)
3. Light Shining Out Of Darkness (3:13)
4. Time machine (17:47)
Total Time: 37:44
У музыкантов Dzyan появилось больше времени в каждой композиции для импровизаций, причем сохранив многое от прогрессивного рока они все больше стали ориентировать свою музыку в сторону эйсид-рока, кентерберийского джаз-рока, этнической музыки в виде игры на турецком народном инструменте bag lama, а также на индийском ситаре. Причем если на дебютнике основную роль в джазовости играл саксофон, то здесь прекрасно и очень виртуозно исполнял импровизации на гитаре Eddy Marron (он же играет партии на ситаре и саксофоне) в духе великого гитариста John McLaughlin из знаменитой Mahavishnu. Многие критики называют этот альбом скачком вперед в музыкальном отношении, музыканты как бы переместились на машине времени в другое измерение по отношению к дебютнику, больше стали уделять времени инструментальным, техническим джазовым экспериментам с виртуозными гитарными импровизациями и басовыми грувами, причем треки как бы плавно перетекают друг в друга сливаясь в одну композицию. Некоторые же критики считают альбом шедевром немецкого краут-рока, что он опередил время и музыка здесь хоть и кажется экспериментальной, и импровизационной, но в тоже время она очень приятна и довольно доступна, слушается на одном дыхании.
Открывается альбом медленным построением и иммерсивным эмбиентным произведением в стиле психоделического джаз-рока под влиянием испано-арабской музыки с очень большим количеством сольных партий пьянящей испанской акустической гитары заставляющей слушателя находиться в ожидании дальнейших действий. А дальше еще больше разнообразия и экспериментов с применением загадочной музыки ситара необычной этнической перкуссии, агрессивной игры на барабанах, взрывной электрогитары и четкими басовыми партиями.
В следующем 1974 году барабанщик Peter Gigerчасто отлучался, так как был приглашен поработать сессионным музыкантом в ECM, а также он совершил гастрольные туры с знаменитым композитором и контрабасистом Eberhard Weber. Но музыканты Dzyan даже в его отсутствие продолжали сочинять новый материал, еще больше экспериментировать, расширяя разнообразный спектр акустических инструментов и углубляясь в этническую и экспериментальную музыку. В результате их стараний тем же составом коллектив записал свой третий и последний альбом “Electric Silence”, в этом же 1974 году в студии Dierks, на том же легендарном лейбле Bacillus, который многие называют их лучшим выпуском.
Треклист
1. Back to Where We Come (8:57)
2. A Day in My Life (4:03)
3. The Road Not Taken (4:54)
4. Khali (4:55)
5. For Earthly Thinking (9:38)
6. Electric Silence (4:30)
Total Time 36:57
Состав группы
- Eddy Marron / acoustic, 6- & 12-string guitars, sitar, baglama, tambura, Mellotron, vocals
- Reinhard Karwatky / 4- & 8- string basses, 4- & 5- string double basses, Super String synth, Mellotron
- Peter Giger / drums, percussion
Сам конверт был украшен забавным гротескным мультяшным оформлением, но само содержание в нем это еще более насыщенная, амбициозная и разнообразная музыка, чем на первых двух альбомах, в котором сливаются воедино уникальная смесь разнообразных жанров спейс-рока, краут-джаз-рока, психоделической музыки с мистическим тонким восточным колоритом. Группа еще больше усовершенствовали свое звучание превратив его в импровизацию и экзотические звуки содержащие тонкий и мистический восточный колорит, эксперименты и мистицизм. Для этого они, как говорилось ранее еще больше расширили свой инструментарий, в который добавились контрабас, меллотрон, ну и конечно новые этнические инструменты ситар, саз, баглама, тамбура, да и к тому же создали новый суперструнный синтезатор, который добавил шум, имитирующий срабатывание нагруженной пружины. Все эти инструменты дали возможность Dzyan еще больше погрузиться в потустороннюю, невероятной красоты и странности восточную музыку, создавая в ней еще больше оригинальности, разнообразия и таинственности. Коллектив еще больше стал уходить прог-рока и джаз-рока и все больше применяя в музыке авангардный джаз в стиле Popol Vuh, иногда и американского джазового композитора Sun Ra. Что еще интересно, то имея в обойме прекрасного гитариста в “Electric Silence” группа практически не применяет так сильно его гитарные способности, возможно из-за его очень большой загруженности игрой на других экзотических акустических инструментах и духовой секции, а возможно все это было их задумками, к тому же все композиции исполнены идеально, привнося убедительные разнообразные экспериментальные звуковые эффекты и импровизации, отчего слушатель получает всю полноту картину задуманного Dzyan. В результате получилась удивительная, ритмически авантюрная и уникальная джазовая программа в экспериментальном роке, возможно шедевральная.
К концу 1974 ее главный вдохновитель и организатор басист и клавишник Reinhard Karwatky уходит из группы, в результате группа распадается, а другие два его участника создают коллектив Giger.Lenz.Marron с известным джазовым бас-гитаристом и композитором Günter Lenz.
В 2010 году вышел еще один альбом “Mandala”, составленный из записей, записанных вживую в 1972 году на студии SWF-Studio U1 и две трека из их концерта под открытым небом на Orangerieв июне 1972 года.
Треклист:
1. Resurrection (9:49)
2. Dragonsong (11:33)
3. Mandala - Transmigration [Bonus Track] (2:08)
4. Steel's Electric (6:30)
5. Daddy Groove (8:43)
6. Saz (8:08)
Бонусный трек:
7. Celestial City (4:23)
Состав группы
- Lothar Scharf / drums, percussion, timpani
- Reinhard Karwatky / electric bass, contrabass, percussion, design (sound effects), photography
- Eddy Marron / electric guitar, baglama
- Gerd "Bock" Ehrmann / tenor sax
- Jochen Leuschner / vocals, congas, percussion