Найти в Дзене
Валерий Ростов

Music Rarities 79. Жемчужина немецкого краут-рока, необычная группа Dzyan.

группа Dzyan
группа Dzyan

Dzyan

Одна из самых малоизвестных жемчужин немецкого прогрессивного краут-рока группы Dzyan (названа в честь индийской священной книги) образовалась в январе 1972 года в городе Мангейм на юге Германии.

Это их первоначальный состав

- Ludwig Braum / drums, percussion
- Gerd Ehrmann / saxophone
- Reinhard Karwatky / bass
- Harry Kramer / guitar
- Jochen Leuschner / percussion, lead vocals
+
- Gunter Kuhlwein / organ, electric piano

группа Dzyan
группа Dzyan

Наверно неправильно называть их стиль просто прогрессивный рок или краутрок, музыка у них намного шире, здесь есть и обычный рок, а также этническая музыка, эйсид-рок, лонг-спейс-рок, и конечно очень много джазовых импровизаций, поэтому многие музыкальные критики относят группу к разным направлениям.

Группа была создана как студийный проект и уже в апреле того же 1972 года на лейбле Aronda был записан их дебютный одноименный альбом, который представлял собой как бы научную работу по исследованию импровизаций в стиле лонг-спейс-рока, основанных на джазовых грувах, фанке, хард-роке, авангарде, кентербери, поэтому иногда создается впечатление, что коллектив не может определиться и решить какое направление им выбрать.

альбом Dzyan 1972 года
альбом Dzyan 1972 года

Треклист

1. Emptiness (9:39)
2. The bud awakes (2:57)
3. The wisdom (10:21)
4. Foghat's work (6:31)
5. Hymn (1:12)
6. Dragonsong (7:31)
7. Things we're looking for (1:52)
8. Back to Earth (4:11)

Total Time: 44:14

В альбоме сильно прослеживаются этнические и мистические мотивы, особенно когда начинаются импровизации ритм-секции акустических перкуссий, тем более, что большинство треков инструментальные с огромным количеством импровизаций, очень четко демонстрирующие профессиональные возможности талантливых музыкантов.

В целом звук записан на очень высоком уровне, а сама музыкальность просто великолепная, тут прослеживается странная смесь виртуозного гитарного краут-рока с большим количеством невероятных этнических мотивов, органного прогрессивного рока с джазовыми нотками и конечно просто взрывающих мозг саксофонных импровизаций. Причем вокальных партий немного, но они звучат просто великолепно, вокалист Jochen Leuschner обладает довольно мощным тенором, с прекрасным английским без акцента, который выдает прекрасные баллады кентерберийской сцены в духе Soft Machine, а его вокальные данные очень похожи на Robert Wyatt. В альбоме такое большое количество смешения жанров и направлений музыки, что у каждого могут возникнуть ассоциации с разными группами, так в некоторых местах можно услышать влияние камерной музыки в духе Henry Cow, а джазовые саксофонные импровизации отнесут нас к Van Der Graaf Generator или Passport, органные пассажи делаю группу похожей на Uriah Heep или Deep Purple, а этнические перкуссионные пассажи практически очень похожи на Embryo. Вся музыка хоть и разнообразная, но в тоже время очень расслабленная и не напрягает слушателя. На протяжении всех треков изюминкой является виртуозная игра гитариста Harry Kramer, благодаря красивому плавному звучанию fuzz в духе многих великих гитаристов мира. И конечно же нельзя не заметить огромную роль ее основателя бас-гитариста Reinhard Karwatky, которые исполняет очень сильные, профессиональные басовые партии дополняя и разнообразя общий фон альбома.

После выхода альбома группа практически распадается, из нее уходят Ludwig Braum и Harry Kramer, но бас-гитарист Reinhard Karwatky, в течении месяца находит двух новых музыкантов в свой коллектив барабанщика Lothar Scharf и универсала мультиинструменталиста Eddy Marron, который был не только гитаристом, но и хорошо владел игрой на саксофоне и ситаре. Группа этим составом совершает насколько концертных туров и в ноябре уходят трое, в том числе недавно пришедший Lothar Scharf, на место которого был взят Peter Giger, так сформировалось трио музыкантов.

Состав для второго альбома

- Eddy Marron / acoustic, 6- & 12-string guitars, baglama, vocals
- Reinhard Karwatky / bass, double bass, Super String synth
- Peter Giger / drums, percussion

группа Dzyan
группа Dzyan

В результате перестановок группа в этом составе заключила контракт с студией Dierks, а ноябре 1973 года на лейбле Bacillus выпустила свой второй фантастический альбом “Time Machine”, в котором группа сократила количество треков до четырех, тем самым удлинив и усложнив их.

альбом “Time Machine” 1973 год.
альбом “Time Machine” 1973 год.

Треклист

1. Kabisrain (7:59)
2. Magika (8:45)
3. Light Shining Out Of Darkness (3:13)
4. Time machine (17:47)

Total Time: 37:44

У музыкантов Dzyan появилось больше времени в каждой композиции для импровизаций, причем сохранив многое от прогрессивного рока они все больше стали ориентировать свою музыку в сторону эйсид-рока, кентерберийского джаз-рока, этнической музыки в виде игры на турецком народном инструменте bag lama, а также на индийском ситаре. Причем если на дебютнике основную роль в джазовости играл саксофон, то здесь прекрасно и очень виртуозно исполнял импровизации на гитаре Eddy Marron (он же играет партии на ситаре и саксофоне) в духе великого гитариста John McLaughlin из знаменитой Mahavishnu. Многие критики называют этот альбом скачком вперед в музыкальном отношении, музыканты как бы переместились на машине времени в другое измерение по отношению к дебютнику, больше стали уделять времени инструментальным, техническим джазовым экспериментам с виртуозными гитарными импровизациями и басовыми грувами, причем треки как бы плавно перетекают друг в друга сливаясь в одну композицию. Некоторые же критики считают альбом шедевром немецкого краут-рока, что он опередил время и музыка здесь хоть и кажется экспериментальной, и импровизационной, но в тоже время она очень приятна и довольно доступна, слушается на одном дыхании.

Открывается альбом медленным построением и иммерсивным эмбиентным произведением в стиле психоделического джаз-рока под влиянием испано-арабской музыки с очень большим количеством сольных партий пьянящей испанской акустической гитары заставляющей слушателя находиться в ожидании дальнейших действий. А дальше еще больше разнообразия и экспериментов с применением загадочной музыки ситара необычной этнической перкуссии, агрессивной игры на барабанах, взрывной электрогитары и четкими басовыми партиями.

В следующем 1974 году барабанщик Peter Gigerчасто отлучался, так как был приглашен поработать сессионным музыкантом в ECM, а также он совершил гастрольные туры с знаменитым композитором и контрабасистом Eberhard Weber. Но музыканты Dzyan даже в его отсутствие продолжали сочинять новый материал, еще больше экспериментировать, расширяя разнообразный спектр акустических инструментов и углубляясь в этническую и экспериментальную музыку. В результате их стараний тем же составом коллектив записал свой третий и последний альбом “Electric Silence”, в этом же 1974 году в студии Dierks, на том же легендарном лейбле Bacillus, который многие называют их лучшим выпуском.

альбом “Electric Silence” 1974 год.
альбом “Electric Silence” 1974 год.

Треклист

1. Back to Where We Come (8:57)
2. A Day in My Life (4:03)
3. The Road Not Taken (4:54)
4. Khali (4:55)
5. For Earthly Thinking (9:38)
6. Electric Silence (4:30)

Total Time 36:57

Состав группы

- Eddy Marron / acoustic, 6- & 12-string guitars, sitar, baglama, tambura, Mellotron, vocals
- Reinhard Karwatky / 4- & 8- string basses, 4- & 5- string double basses, Super String synth, Mellotron
- Peter Giger / drums, percussion

Сам конверт был украшен забавным гротескным мультяшным оформлением, но само содержание в нем это еще более насыщенная, амбициозная и разнообразная музыка, чем на первых двух альбомах, в котором сливаются воедино уникальная смесь разнообразных жанров спейс-рока, краут-джаз-рока, психоделической музыки с мистическим тонким восточным колоритом. Группа еще больше усовершенствовали свое звучание превратив его в импровизацию и экзотические звуки содержащие тонкий и мистический восточный колорит, эксперименты и мистицизм. Для этого они, как говорилось ранее еще больше расширили свой инструментарий, в который добавились контрабас, меллотрон, ну и конечно новые этнические инструменты ситар, саз, баглама, тамбура, да и к тому же создали новый суперструнный синтезатор, который добавил шум, имитирующий срабатывание нагруженной пружины. Все эти инструменты дали возможность Dzyan еще больше погрузиться в потустороннюю, невероятной красоты и странности восточную музыку, создавая в ней еще больше оригинальности, разнообразия и таинственности. Коллектив еще больше стал уходить прог-рока и джаз-рока и все больше применяя в музыке авангардный джаз в стиле Popol Vuh, иногда и американского джазового композитора Sun Ra. Что еще интересно, то имея в обойме прекрасного гитариста в “Electric Silence” группа практически не применяет так сильно его гитарные способности, возможно из-за его очень большой загруженности игрой на других экзотических акустических инструментах и духовой секции, а возможно все это было их задумками, к тому же все композиции исполнены идеально, привнося убедительные разнообразные экспериментальные звуковые эффекты и импровизации, отчего слушатель получает всю полноту картину задуманного Dzyan. В результате получилась удивительная, ритмически авантюрная и уникальная джазовая программа в экспериментальном роке, возможно шедевральная.

К концу 1974 ее главный вдохновитель и организатор басист и клавишник Reinhard Karwatky уходит из группы, в результате группа распадается, а другие два его участника создают коллектив Giger.Lenz.Marron с известным джазовым бас-гитаристом и композитором Günter Lenz.

В 2010 году вышел еще один альбом “Mandala”, составленный из записей, записанных вживую в 1972 году на студии SWF-Studio U1 и две трека из их концерта под открытым небом на Orangerieв июне 1972 года.

альбом “Mandala” 1972 год.
альбом “Mandala” 1972 год.

Треклист:
1. Resurrection (9:49)
2. Dragonsong (11:33)
3. Mandala - Transmigration [Bonus Track] (2:08)
4. Steel's Electric (6:30)
5. Daddy Groove (8:43)
6. Saz (8:08)

Бонусный трек:
7. Celestial City (4:23)

Состав группы

- Lothar Scharf / drums, percussion, timpani
- Reinhard Karwatky / electric bass, contrabass, percussion, design (sound effects), photography
- Eddy Marron / electric guitar, baglama
- Gerd "Bock" Ehrmann / tenor sax
- Jochen Leuschner / vocals, congas, percussion