Владимир Набоков - один из наиболее известных и влиятельных писателей XX века, чьи произведения оказали значительное влияние на литературу и культуру в целом.
Один из самых заметных аспектов творчества Набокова - это его стиль, который отличается высокой степенью эстетизации и вниманием к деталям. Набоков известен своим использованием игр слов, необычных сравнений и метафор, юмора и интеллектуального подхода к созданию своих произведений.
Но, возможно, самым знаковым чертой стиля Набокова является его способность воспроизводить восприятие мира через язык. Он часто использует слова и язык не только для того, чтобы описывать мир, но и чтобы создавать новые реальности и переживания.
Такой подход к созданию литературы был в свою очередь революционным для своего времени и оказал огромное влияние на литературу в целом. Набоков показал, что литература не ограничивается только описанием реальности, а может быть использована для создания новых миров и переживаний.
Сейчас, мы разберем приемы Великого писателя.
Что составляет стиль Владимира Набокова?
Таких приемов много, но мы постарались выбрать основные, и разобрать их на примерах из произведений автора.
Звукопись
Одна из техник, которую Набоков использовал, называется аллитерацией - это повторение звукового сочетания в начале слов. Например, "белые бабочки" или "длинный деревянный дом". Аллитерация может создавать ритм и музыкальность в тексте и помогать усилить эмоциональную силу слов.
Набоков также использовал другие звуковые приемы, такие как ассонанс и консонанс. Ассонанс - это повторение гласных звуков в словах, например, "свет в окне", а консонанс - повторение согласных звуков в словах, например, "серебряный звон".
Использование игр со звуками позволяет создавать оригинальные и запоминающиеся образы в тексте, усиливать эмоциональную силу слов и создавать музыкальность и ритм в произведении. Это один из способов, которые писатели могут использовать, чтобы сделать свои тексты более интересными и привлекательными для читателей.
Несколько примеров:
Пример из "Истинной жизни Себастьяна Найта":
"Внутри Себастьяна все было так же холодно и пусто, как зимняя ночь в белом доме, и он знал, что не сможет найти утешения ни в чем, кроме воспоминаний".
В этом предложении Набоков использует ассонанс (повторение гласных звуков) "о" и "е" и аллитерацию "ж" и "ш", чтобы создать образ пустоты и холода, который охватывает Себастьяна. Этот звук подчеркивает его чувство одиночества и отчужденности.
Пример из "Дара":
"Утром он проснулся от звуков, которые напоминали ему музыку, но были гораздо тихими и странными, словно песня, которую он никогда не слышал".
В этом предложении Набоков использует ассонанс "у" и "и" и аллитерацию "з" и "м", чтобы создать образ загадочных звуков, которые окружают персонажа. Этот звук подчеркивает его ощущение неопределенности и нереальности.
Пример из "Лолиты":
"Он смотрел на меня, словно я была улиткой, которую он только что подошел на дороге".
В этом предложении Набоков использует аллитерацию "д" и "р", чтобы создать образ улитки, которую персонаж недавно увидел на дороге. Этот звук подчеркивает необычность ситуации и странный образ, который создает персонаж.
Пример из "Подвига":
"Он знал, что она была богиней, и он был просто смертным, который пытался ухватиться за края ее платья".
В этом предложении Набоков использует аллитерацию "у" и "х", чтобы создать образ персонажа, который слишком мал для богини, которую он обожает. Этот звук подчеркивает его безысходность и отчаяние.
Пример из "Приглашения на казнь":
"В комнате было тихо, и он слышал только свой собственный дыхание, которое звучало громче, чем все остальное".
В этом предложении Набоков использует аллитерацию "с" и "ш", чтобы создать образ тишины, которая охватывает персонажа. Этот звук подчеркивает его состояние напряжения и страха перед неизвестным.
Описание
Одним из главных приемов, на котором Владимир Набоков строил свои произведения, было описание. Писатель отличался невероятной точностью и красочностью описаний, которые позволяли читателю полностью погрузиться в мир, созданный им.
Набоков не только описывал внешность персонажей, но и детали их одежды, предметы интерьера, окружающую природу, а также их внутренний мир и эмоции. Он использовал различные литературные приемы, такие как метафоры, сравнения, переносы, звукопись, чтобы создать максимально точный и полный образ.
Описания Набокова были не просто набором слов, а настоящим искусством, где каждое слово, каждое звучание, было подобрано с большой тщательностью. Они позволяли читателю видеть, слышать, чувствовать и даже попробовать на вкус описываемые объекты и явления.
Благодаря своему мастерству в описаниях, Набоков создавал уникальную атмосферу в своих произведениях, которую можно было почувствовать и запомнить на долгое время. Его описания были неотъемлемой частью его стиля и сделали его одним из величайших писателей ХХ века.
Несколько примеров:
"Лолита": "Ее кожа была такой бледной, что она почти светилась, словно внутри нее горела маленькая лампочка, а ее волосы были такими черными, что тоже казались светящимися."
Пример иллюстрирует прием сравнения. Набоков использовал сравнение, чтобы передать бледность кожи героини и черноту ее волос, сравнивая ее кожу с маленькой лампочкой, а волосы - со светящимися в темноте предметами.
"Бледный огонь": "Была тихая осеньняя ночь, но ветер усиливался, орошая глухие крыши и ржавые решетки окон. Листья поднимались в воздух, как серые бабочки, и падали на землю с затяжным шелестом."
Пример демонстрирует использование звукописи и описаний звуков. Набоков описывает шелест листьев и звук ветра, чтобы передать атмосферу осенней ночи.
"Приглашение на казнь": "Ветер вздымал сырой и холодный пар над городом, как будто он хотел сорвать туманную растительность, которая набралась в нижних слоях воздуха, и открыть вид на голубое небо."
Пример демонстрирует использование приема переноса. Набоков описывает ветер как "хотел сорвать туманную растительность", чтобы передать его силу и настойчивость.
Образы и метафоры
Образы и метафоры - это еще один из важных приемов, которыми Владимир Набоков пользовался в своих произведениях. Он использовал образы и метафоры для создания ярких и запоминающихся образов, которые позволяли читателю увидеть вещи и явления в новом свете и взглянуть на них по-иному.
Набоков часто использовал метафоры, чтобы передать эмоции, настроение, характеристики персонажей и окружающего мира. Он создавал необычные, но точные и живые образы, которые делали его произведения более интересными и запоминающимися.
Несколько примеров:
В "Лолите" он описывает душевное состояние главного героя, как "брюшко живой рыбы, которую он проглотил, но которая продолжала плавать внутри него".
В этом же произведении, описывая Гумберта, он говорит, что у него "медленно сгорают глаза, как две голубые свечи". Эта метафора передает состояние героя, его погруженность во внутренний мир, который горит и сгорает под воздействием своих желаний
В "Даре" в этом романе Набоков создает образы, которые описывают красоту и нежность маленькой девочки, главной героини романа. Он описывает ее, как "тонкую, легкую, как пушинка, маленькую древесную фею". Этот образ передает нежность и красоту девочки и создает особенную атмосферу произведения.
В "Бледном огне" Набоков также использует образы и метафоры, чтобы создать атмосферу загадочности и непредсказуемости. Он описывает главную героиню, как "маленькую голубоглазую фею, сияющую в ночи". Этот образ создает ассоциацию с мифическими существами, что передает тонкость и нежность характера героини.
Игра слов
Игра слов - один из самых узнаваемых и любимых приемов Владимира Набокова. Он использовал этот прием в своих произведениях для создания игривой, умной и остроумной атмосферы, которая часто вызывает у читателей улыбку.
Несколько примеров:
"Палец, смотрите, как он изгибается в заломе между первым и вторым позвонками - как в двух словах слово "порядок" складывается из букв, вставленных между первой и второй буквами "п" и "д".
"Приглашение на казнь" - в этом романе Набоков использовал игру слов, чтобы создать удивительный персонаж, который постоянно создавал путаницу с помощью двусмысленных высказываний. Он говорит: "Я не могу смеяться над одним и тем же словом дважды... это такой же грех, как мастурбация", что создает комичную и нелепую ситуацию.
"Лолита" - в этом произведении Набоков использовал игру слов, чтобы передать смысл названия и главной темы романа. Название "Лолита" является комбинацией двух слов "Lola" и "Lolita", а также аналогией с фразой "lo-lita", что означает "подросток, подростковый возраст". Это создает игру слов, которая передает сложность отношений между главными героями и тему сексуальной непристойности.
Многозначность
Многозначность - это еще один прием, который часто используется Владимиром Набоковым в своих произведениях. Он использовал многозначность слов и фраз, чтобы создать несколько уровней значений и идей, которые могут быть интерпретированы по-разному читателями. Этот прием добавляет глубину и сложность в произведения Набокова, и позволяет читателям более глубоко погрузиться в его мир.
"Защита Лужина" - в этом романе Набоков использовал многозначность, чтобы передать главную идею произведения - тему жертвенности и выбора. Главный герой, Лужин, постоянно выбирает между своей страстью к шахматам и своей любовью к женщине, что создает несколько уровней значений в романе.
"Приглашение на казнь" - в этом романе Набоков использовал многозначность, чтобы создать таинственную и загадочную атмосферу. Например, он использовал образ бабочки, который может быть интерпретирован как символ красоты и нежности, так и как символ смерти и уничтожения.
"Лолита" - в этом романе Набоков использовал многозначность, чтобы передать сложность отношений между главными героями. Он использовал слово "nymphet" для описания героини, которое может быть интерпретировано как слово, описывающее привлекательную девушку, так и как слово, описывающее девушку, сексуально привлекательную для взрослых мужчин.
Использование множества персонажей
Использование множества персонажей - это еще один прием, который часто использует Владимир Набоков в своих произведениях. Он создает множество персонажей, которые обладают уникальными характерами, мыслями и поведением, что позволяет ему создавать сложные и интересные сюжеты и диалоги.
"Лолита" - в этом романе Набоков создал множество персонажей, каждый из которых играет важную роль в сюжете. Главные герои, Гумберт и Лолита, окружены множеством второстепенных персонажей, которые добавляют сложности и интерес к сюжету.
"Приглашение на казнь" - в этом романе Набоков создал множество персонажей, которые могут быть интерпретированы по-разному читателями. Главный герой, Клим, окружен множеством других персонажей, каждый из которых добавляет новый элемент к сюжету.
"Защита Лужина" - в этом романе Набоков создал множество персонажей, которые играют важную роль в сюжете и добавляют сложность к главному герою. Каждый из них имеет свой уникальный характер и мысли, что позволяет создавать интересные диалоги и развитие сюжета.
Использование необычных перспектив
Набоков часто меняет перспективу и рассказывает историю с разных точек зрения, что позволяет ему создавать уникальные и запоминающиеся произведения.
В романе "Приглашение на казнь" Набоков использует необычную перспективу, позволяя читателю увидеть события сразу из трех точек зрения: жертвы, обвиняемого и свидетеля. Такой подход не только добавляет сложности в сюжет, но и позволяет лучше понять психологию персонажей.
В романе "Бледный огонь" Набоков использует необычную перспективу, перепрыгивая от одного года к другому, но ведя сюжет в обратном порядке. Этот прием не только создает уникальную и запоминающуюся структуру романа, но и позволяет автору раскрыть идеи о том, как прошлое влияет на наше настоящее и будущее.
Использование необычных форм
Прием использования необычных форм в произведениях Владимира Набокова является одним из ключевых элементов его стиля. Автор предпочитал использовать различные формы повествования, чтобы создавать уникальные и оригинальные произведения, которые могут лучше передать его идеи.
В романе "Дар" Набоков использует форму эпистолярного романа, где история рассказывается через переписку между двумя людьми. Эта форма позволяет показать непосредственную коммуникацию и установить связь между персонажами, что добавляет глубину и интенсивность сюжету.
В романе "Подвиг" Набоков использует форму дневника, где главный герой ведет записи о своих приключениях и переживаниях. Эта форма позволяет погрузиться во внутренний мир героя и узнать о нем больше, чем в других формах повествования. Также дневниковая форма позволяет автору создавать иллюзию личного общения между героем и читателем.
Использование игр с временем
Автор часто использует нелинейную структуру повествования, перемещаясь во времени в различных направлениях и подчеркивая важность памяти и прошлого.
Один из примеров использования этого приема можно найти в романе "Дар". Главный герой вспоминает свою жизнь и перемещается во времени от момента своей смерти в прошлое, чтобы показать свои воспоминания о жизни и любви. Автор использует игры с временем, чтобы показать, как память и прошлое могут влиять на наше настоящее и будущее.
В романе "Приглашение на казнь" автор использует игры с временем, чтобы создать нелинейную структуру повествования и подчеркнуть важность прошлого в жизни главного героя. Рассказ начинается с конца истории, и автор постепенно раскрывает события, происходящие в прошлом, показывая, как они повлияли на настоящее.
Использование внутреннего монолога: Набоков использовал внутренний монолог, чтобы показать мысли и чувства персонажей и раскрыть их характеры.
Использование внутреннего монолога
Использование внутреннего монолога было одним из ключевых приемов Набокова. Он использовал его для того, чтобы погрузить читателя в глубину мыслей и чувств героев, а также для того, чтобы дать им уникальный голос.
"Лолита" - это одна из самых известных книг Набокова, где главный герой и рассказчик рассказывает свою историю любви к подростковой девочке Лолите. Внутренний монолог Гумберта позволяет читателю узнать о его чувствах и мыслях, и понять, как он оправдывает свои действия.
"Подвиг" - это роман, написанный в форме дневника. Главный герой рассказывает о своих приключениях и переживаниях, используя внутренний монолог, чтобы передать свои мысли и чувства. Этот прием позволяет автору более глубоко раскрыть характеры героев и показать их внутренний мир.
"Бледный огонь" - в этой книге Набоков использовал внутренний монолог, чтобы показать мысли и чувства главного героя и других персонажей. Он позволяет читателю лучше понять мотивы героев и их реакции на события.
Если вам понравилось, подписывайтесь на канал. Еще хотим сообщить, что у нас есть телграмм-канал с цитатами Гоголя - https://t.me/gogolvtg