Внезапно, после долго затишья появилось время и желание оживить блог. Больше для себя, просто хочется эту историю как-то продолжить, а я прошел всего треть списка, но рассказать, на самом деле, еще есть что. К тому же новый сезон летний начинается, и если получится, еще пару тройку мест планирую в этом году посетить.
Ну а сегодня решил вернуться в прошлое, так как есть у меня один пункт отмеченный уже очень давно, с той поездки прошло ровно 11 лет. Это будет первый шаг в освоении мною любимого Кавказа и первым пунктом из списка 100 чудес России будет Эльбрус. Да, информация по логистике и инфраструктуре будет не совсем актуальна и статья получится не в привычном стиле, это скорее воспоминания, но это все таки мой блог, так что отстаньте, как хочу так и пишу).
Здравствуй дорогой читатель! Если вы здесь оказались случайно, и не понимаете, для чего это написано и зачем, то предлагаю предварительно ознакомиться с моими пояснениями, которые я вынес в отдельную статью. Много времени это у вас не займет, но будет понятна суть истории. Ссылка на статью.
Общая информация
В горах Кавказа большое количество красивейших мест и известны и описаны они уже очень давно, многие классики литературы там бывали и жили, в последствии описывали в своих произведениях и воспоминаниях всегда с теплотой. Пожалуй, Лермонтов первый приходит на ум.
И самое известное место на Кавказе – это, конечно же, гора Эльбрус, она же является самой высокой вершиной в этой цепи гор, да и вообще самой высокой в России и Европе. Расположен он на границе Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкессии.
Является стратовулканом с двумя вершинами - Восточной, высотой 5621 метра и Западной, высотой 5642 метра над уровнем моря. Эльбрус включен в список высочайших вершин света "Семь вершин".
Со склонов Эльбруса стекают всего 23 ледника, общей площадью 134 квадратных километра. Однако последние годы их площадь уменьшается.
Первое зарегистрированное восхождение на вершину было совершено в 1829 году. А уже с конца XIX - начала XX века восхождения стали довольно регулярными, по мере развития инфраструктуры, как транспортной, так и сервисной.
Практически вся инфраструктура выстроена с юга и востока Эльбруса. Первое убежище для восходящих появилось в 1909 году на высоте 3200 метров на южном склоне, это была каменная полуземлянка. В 1932 году на высоте 4200 метров было возведено деревянное здание на 40 мест для альпинистов и туристов - "Приют одиннадцати", на базе которого в 1939 году начала действовать гостиница. Постепенно количество приютов увеличивалось, но всего их было не очень много.
Первая же канатная дорога была запущена на Эльбрусе в 1969 году от станции "Азау" (2350 метров) до станции "Кругозор" (3000 метров). В 1976 году ввели вторую очередь от станции "Кругозор" до станции "Мир" (3500 метров). В к концу 70-х открыли еще одну канатную дорогу от станции "Мир" до станции "Гара-Баши" (3780 метров). Уже в современное время, после 2014 года открыли новые очереди современных подъемников.
Мой опыт
Что до меня, то так получилось, что на Эльбрусе я побывал в мае 2013 года совершенно бесплатно. Это был первый раз, когда я оказался на Кавказе. В компании, куда я устроился в том же году, организовывали тренинги для сотрудников каждый год и в тот год нас решили вывезти на Эльбрус. Времена тогда были еще спокойные, сытые, поэтому можно было позволить такое.
Времени прошло достаточно много, но воспоминания у меня сохранились хорошо, событие все-таки не рядовое было для меня.
Так как я побывал там уже достаточно давно, мне сложно сказать, как там сейчас обстоят дела. После 2014 года многие туристы лыжники постепенно стали переориентироваться на внутренние курорты и популярность Приэльбрусья, в том числе, стала расти. Вместе с этим туда потекли и деньги, стала развиваться инфраструктура, но и расти цены на местные услуги размещения и питания. Это нужно учитывать.
Для того чтобы взобраться на Эльбрус, необходимо добраться до поселка Терскол или Азау, которые находятся ближе всего и куда ведет единственная автомобильная дорога.
Чаще всего отправляясь на Кавказ, первой точкой назначения выбирают Минеральные Воды, так как туда летают и ходят большое количество самолетов и поездов и цены на билеты обычно не кусаются. А уже оттуда все добираются кому куда необходимо. Билеты на самолет туда-обратно обойдутся от 3000 рублей без багажа до 7000-8000 рублей в среднем, в зависимости от сезона, лететь 2 часа. Билеты на поезд обойдутся в 3000-5000 рублей в плацкарте в одну сторону, ехать сутки.
Также можно долететь до Нальчика, билеты туда будут стоить дороже, от 5000 рублей до 8000 рублей и рейсов меньше, но добираться до Эльбруса чуть меньше. Из Москвы также ходит один поезд раз в 2 дня, билеты стоят примерно столько же 3000-5000 рублей, ехать чуть больше суток.
Далее, если следовать из Минеральных вод, то можно заказать прямой трансфер до Терскола, такси обойдется в среднем 3000 рублей и ехать предстоит 2,5 часа. Также сейчас появился автобус от РЖД, который идет от вокзала до Азау, билет стоит примерно 1000 рублей и по времени это займет 4 часа.
Такси из Нальчика обойдется чуть дешевле 2000-2500 рублей и потребуется 2 часа на дорогу. Если же совсем заморочиться общественным транспортом и экономией, то можно добраться на автобусе из Минеральных вод до Нальчика за 2-2,5 часа, билет обойдется примерно в 300 рублей. Из Нальчика же ходят автобусы до Терскола и билет обойдется примерно во столько же.
В общем, сейчас есть множество вариантов на любой кошелек. Как я уже упоминал, место за последние 7-8 лет стало довольно популярным после 2014 года, поэтому попасть туда проще стало по транспорту, но дороже по проживанию. Гостиниц сейчас также довольно много и стоимость ночи варьируется в среднем от 1500 до 6000 рублей. Однако в горнолыжный сезон цены могут прилично подрастать и выбор ограничен.
Мы же добирались туда как раз через Минеральные воды, далее нам был организован автобус до Терскола. Останавливались мы в гостинице Поворот, она до сих пор успешно работает.
В самом поселке много кафе и ресторанов, где можно отведать местную кухню. Стоит отметить, что я обожаю кавказскую кухню, каждый раз как там бываю, мне сложно устоять от переедания. В поселке продают различные товары местного производства, сувениры, соленья, варенье и так далее.
Всего мы пробыли там 5 дней и из них пару дней нас поводили по окрестностям, в том числе мы поднимались на Чегет и Эльбрус.
Подъем на Чегет начинается от станции "Поляна Чегет" на высоте 2100 метров. Мы жили совсем недалеко, поэтому от гостиницы можно было пешком дойти. Подъем разделен на 2 станции, которые называются "Чегет-2" и "Чегет-3" соответственно на высоте 3000 метров. Тогда это был обычный кресельный подъемник - просто одноместное сиденье, перекидываешь цепь перед собой и поехал. И страшно и прекрасно. На сколько я знаю, там ничего не поменялось в этом плане.
Уже на первой площадке открывается потрясающий вид на ущелье, от которого дух захватывает. В этот день нам повезло с погодой и было тепло и солнечно. Отсюда также хорошо было видно заснеженные вершины Эльбруса.
Так мы доехали до верхней станции, немного там походили, сделали фото и спустились обратно к промежуточной станции "Чегет-2", откуда несколько человек изъявили желание спуститься пешком. Я тогда был совсем молодым и отчаянным, так что вписался не раздумывая. На это у нас ушло больше часа, но несмотря на усталость было здорово конечно.
В очередной свободный день у нас был запланирован подъем на Эльбрус. К сожалению, в этот день было пасмурная погода, поэтому почти всю дорогу не было солнца и стоял туман, пока мы не поднялись к станции "Гара-Баши".
Первый подъем начинается от станции "Азау" к станции "Кругозор". Далее следует станция "Мир", где уже все закрыли облака, точнее мы в них приехали, и заметно похолодало.
Там мы не задержались надолго, а сразу поехали до станции "Гара-Баши" на высоту 3780 метров. В 2015 году построили еще одну очередь подъемника до высоты 3847 метров, таким образом она стала второй по высоте канатной дорогой в Европе, но мы ее не застали еще.
На этой высоте уже было все в снегу, зато мы поднялись выше облаков, поэтому открылось солнце и холод особо не чувствовался. Далее, для желающих, можно было подняться еще выше до места, где находился "Приют одиннадцати". Это можно было сделать на снегоходе или ратраке. Наша группа распределилась и я попал на ратрак, так как снегоходов было не много.
Таким образом, я попал на высоту 4200 метров и это максимально возможная высота, на которую можно забраться неподготовленному человеку без особых проблем. Чтобы добраться дальше необходимо уже идти пешком в полной экипировке и с подготовкой соответствующей. Тем не менее я считаю, что можно зачесть мой результат и сказать, что на Эльбрусе я был и постоял не так далеко от вершины.
Сказать, что тебя переполняют эмоции наверху, это ничего не сказать. Невероятные ощущения на такой высоте, когда ты по сути находишься в облаках, а тебя окружают просто какие-то невероятные виды. В общем, воспоминания до конца жизни.
Наверху мы оставались недолго и сделав достаточно фотографий, отправились в обратный путь.
Также, в один из дней мы решили сходить к водопаду Чаранбаши-Су, куда ведет горная дорога от поселка Терскол. По ней даже можно проехать на авто повышенной проходимости. Весь путь занимает несколько километров и дорога всегда идет в подъем. Особой сложности она не представляет, может дойти почти любой желающий в более менее нормальной физической форме.
Водопад представляет собой широкий скат по скале, внизу которой есть углубление и можно зайти за сам водопад. Фото получаются очень крутые.
Из интересных мест, куда нам еще удалось попасть это форелевое хозяйство, где можно самостоятельно поймать рыбку, которую тут же приготовят с различными закусками, что мы и сделали.
Также в окрестностях находится поляна Нарзанов, где можно попробовать чистейшей минеральной водички с известным многим вкусом. Да и вообще, в любое свободное время мы шли куда-нибудь гулять и наслаждаться видами и природой тех мест. В общем, заняться там есть чем, в какое бы время вы не приехали.
Что я могу сказать в итоге, я сам родился и вырос среди гор, только в Восточной Сибири и для меня горы это что-то родное и люблю я их, пожалуй, даже больше чем море. Поэтому попав в эти места, я испытал настоящую эйфорию. Никого не могут оставить равнодушным виды, открывающиеся в тех местах, даже местных я думаю. Невероятная красота, которую я бы увидел еще раз с огромным удовольствием и однозначно советую побывать там всем хотя бы раз в жизни. Мне же от поездки остались приятные воспоминания, множество фото и магнитик на холодильнике). Однако на сам Кавказ я в дальнейшем еще ездил в другие места, но это уже другие истории, о которых надеюсь все же рассказать.
А на этом у меня все. Получилась скорее небольшая ретроспектива в прошлое. Фото с поездки сохранились в хаотичном порядке, но основные моменты запечатлели. В очередной раз благодарю всех заглянувших в мой журнал, а я ставлю себе еще одну галочку и постараюсь двигаться дальше.
Сложность добраться — 5 из 10. За несколько лет инфраструктура стала более развитой и добраться до Эльбруса сегодня особых сложностей не составит, в том числе и по финансам. Вариантов достаточно, основные я указал в статье.
Необходимость посещения — по моему скромному мнению, обязательно стоит там побывать, особенно если вы любите горы, любите природу, любите потрясающие виды, вы вряд ли разочаруетесь.
Адрес места: Кабардино-Балкарская республика, Эльбрусский район, село Терскол.