Найти тему

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ ПО-ИНДИЙСКИ

Оглавление

Нет, здесь вы не прочтёте не единого слова о романе Достоевского, поскольку этот отзыв посвящён экранизации древнеиндийского эпоса "Великая Махабхарата".

Сразу скажу, поэму (она же ведический религиозный текст) я не читала и сужу только по тем, сотням серий, что видела на экране. И здесь описывается моё личное восприятие персонажей, которое не является абсолютной истиной. Однако при просмотре сериала испытывала огромный трепет и почтение поскольку знала, что речь в нём ведется не о материальном бытие, а о духовном.

ЭКРАНИЗАЦИЯ

Сериал снят по древнему эпосу о праведной борьбе братьев Пандавов с хитрыми и вероломными кузенами Кауравами, о дхарме и адхарме. а также карме - как расплате за нарушения законов нравственности. События уносят к арийским племенам, которые в дальнейшем породили многие цивилизации, в том числе (по некоторым источникам) и русские.

В общем, "Махабхарата" - это индийская "Война престолов", хотя вернее её сравнить с древнегреческой "Иллиадой", (ведь войну между арийскими племенами спровоцировала женщина) и библейской "Книгой царств".

Поскольку сериал длинный - это около 300 эпизодов по 25 минут, буду писать фрагментами с продолжениями. Так как очень хочется обдумать увиденное и поделиться мыслями по поводу сюжета и персонажей.

"Махабхарата" - это история нескольких поколений правителей династии Кауравов, от её взлёта, до падения.

ВЕЛИКИЙ БХИМА

-2
-3

Один из самых монументальных персонажей, который как связующее звено проходит от начала сериала, до его окончания. Актер Арав Чоудхарри блестяще справился с ролью столь великого война, до конца дней пытавшегося следовать законам праведности, по крайней мере, так, как он их понимал.

Бишма появляется в первом эпизоде, когда его мать - Богиня Ганга (священная индийская река) знакомит могущественного царя Шантану с его сыном. Выяснилось, что когда-то у человека и богини была любовь, плодом которой стал ребёнок. Ганга забрала мальчика с собой, пообещав правителю вернуть его, когда тот вырастет. В обмен великий царь дал слово, что Бишма унаследует его престол.

Но время летит, всё меняется, клятвы забываются. Вот и царь Шантану влюбляется в дочь царя рыбаков Сатьявати. Он уже ей обещает, что трон свой передаст их сыновьям. Поэтому, когда Бишма появляется во владениях своего отца, мачеха недовольна. Чтобы не сеять раскол между супругами и не ставить под угрозу царство, доблестный сын Ганги (он же полубог) отказывается от престола в пользу братьев и даёт обед целомудрия, а значит, никогда у него не будет ни жены, ни потомства.

Бишма всем сердцем верен престолу Хастинапура, великий воин он не знает поражений. На мой взгляд, он воплощение мечты об идеальном правителе: это сильная, волевая личность, наделённая острым умом, проницательностью, благородством, справедливостью. Поддержание правящей династии Хастинапура - дело всей жизни полубога, к чему он максимально серьёзно относится. Но как и все стратеги, мыслящие глобально, он сам того не замечает, как переступает через чувства и желания других людей. Так было и с царевной из соседнего государства.Бхишма в честной схватке победил её жениха, убив его случайно. Закон в этом случае был на стороне благородного воина. Однако сердце убитой горем царевны не хотело этого принимать. Она выпросила у Господа Шивы возможность самой лично покарать убийцу. Шива согласился, но с условием, что убить полубога она сможет только когда тот утратит свою праведность, а до тех пор великий Бхишма будет не уязвим. Тогда царевна принесла ступила в огонь, принеся своё тело в жертву. Она поклялась, что через 25 лет она снова родится на Земле и покарает обидчика.

Кстати, слово своё она сдержит, сыграв большую роль в падении и распаде правящей династии Хастинапура.

-4


Большую часть сериала Бхишма предстаёт в роли мудрого старца, генерала, который как преданный пёс оберегает трон своих племянников. Он имеет огромное влияние на принцев, его уважают и ценят даже враги. То же самый интригант Шакуни, ненавидящий "старика" умоляет племянника не лишаться помощи и поддержки Бхишмы, поскольку без защиты этой монументальной личности, Дурьехану не хватит ума и доблести, чтобы удержать власть.

Но, повторюсь, сын Ганги - заложник долга, и бывают случаи, когда это идёт в разрез с законами праведности и благочестия. Когда царицу Драупади выигрывают в кости его негодяи-племянники, старец предписанными правилами не может защитить несчастную женщину. Очень сильный момент фильма,, когда супруга Пандавов умоляет его о заступничестве, то, скованный данным словом, он стоит не шелохнувшись, при этом беззвучно рыдая от ужаса происходящего. Единственное, что в этой ситуации он делает, это проклинает Дурьёхана за беззакония творимые им, тем самым окончательно определяя участь трона, службе которому отдал всю свою жизнь.

В итоге он лично предаёт этот самый трон, развязывая кровавую бойню между подонками кауравами и благочестивыми пандавами. А царь Кришна (аватар Верховного Бога Вишну) упрекает старца, что тот человеческий закон всегда ставил выше милосердия (закона божьего), за что и наказан поведением родичей.

Таким образом, трагедия Бхишмы, несомненно великой личности, в том, что дело которому он посвятил всю свою жизнь, отказавшись ради этого в том числе и от личного счастья, оказалось бесполезным и никому не нужным. Все его усилия были напрасны.

ДХРИТАРАШТРА

-5

Братья Великого Бхишмы умерли в молодом возрасте, и тогда генерал решил воспитать племянников справедливыми правителями. Однако тут его ждало разочарование. Старший , Дхритараштра, был слеп от рождения. Причём здесь речь ведётся не только о физической слепоте, но и духовной.

Бхишма приложил огромные усилия, дабы ограниченные возможности здоровья каурава не мешали жить ему полноценной жизнью. Дхритараштра силён, может голыми руками одолеть сразу двух нападающих на него слонов, он свободно перемещается по дворцу не спотыкаясь и не падая. Однако юноша полон комплексов и вселенских страданий по поводу своей неполноценности. Он мечтает занять престол для возвышения себя над теми, кто его обижал. Как покажет время, амбиции старшего каурава вредны для трона, поскольку он глуп, недальновиден, труслив, избалован, слаб и жесток. Временами у него просыпается совесть и движимый чувством вины он способен на добрые поступки. Впрочем, истинное сострадание чуждо ему.

Он мечтает жениться на красивой царевне, которая станет его глазами при дворе и будет докладывать о всех происках недоброжелателей. В результате его ждёт разочарование. Поскольку он не ценит внутренние качества людей, ему нужен только внешний лоск для самоутверждения. И при том , что в жёны ему достаётся очень добрая и хорошая девушка Гандхари, которая не смотря на все отговорки брата, решается связать свою жизнь со слепым мужчиной. Чтобы быть с ним на одном уровне, она навсегда завязывает свои прекрасные глаза алой повязкой, чтобы полностью принять в себя взгляд на мир своего супруга. И это оказывается очень мрачный мир. Терзаемый страданиями из-за собственной неполноценности, Дхритараштра жесток с женой. Но в конце концов её любовь и преданность смягчают сердце не знающее истинной любви, и он принимает её.

Счастье царь Дхритараштра и царица Гандхари пытаются черпать в своих сыновьях. Но ту срабатывает один из главных мотивов сериала - от осинки не родятся апельсинки. Принцы с детства очень жестоки, высокомерны и вероломны, способны на любую низость, в том числе и на убийство двоюродного брата. Они ещё большие слепцы, чем из отец, хотя глаза у них зрячи. Кауравы не видят света, в их чёрствых сердцах нет места любви и состраданию. При этом они недальновидны и трусливы, обладают всеми качествами деспотов и тиранов.

Своё наказание Дхритараштра получает именно от сыновей, которых очень боится, понимая, что те в любой момент ради власти могут преступить через своего отца. Да, и по правде, в сериале мы можем наблюдать слепую любовь царя к детям, а вот отдачи на нее нет. Его любовь используется просто, как средство для манипуляции им. Ему суждено наблюдать, как его духовно слепые отпрыски сами идут к своей гибели, обрекая на гибель и собственных потомков.

-6

Таким образом, за все свои нарушения дхармы и неоправданные амбиции Дхритараштра наказан собственными сыновьями. Которые, как свора псов грызутся за наследство.

ПАНДУ

-7

Младший брат Дхритараштра , Панду, благочестивый юноша. Он старается жить по законам дхармы, престол как таковой ему не нужен вообще. Поэтому очень огорчается, что государственный совет в обход законного престолонаследника, хочет сделать царем его. Ему стыдно перед братом, которого он очень любит, он боится и упреков, что "подсидел". И хотя после уговоров главного министра и дяди Бхишмы Панду принимает на себя полномочия, правителя, но быстро от них отказывается. Ему важнее незапятнанная совесть, то есть чистая карма.

Отказ его от престола связан с непреднамеренным убийством мудреца. У Панду было две законных жены - мудрая и благочестивая Кунти и невероятно красивая, но недалёкая Мадри. Конечно же молодого и красивого мужчину больше тянуло к последней. Однажды Мадри попросила супруга убить золотого оленя, который пробежал мимо неё в лесу, и принести ей его шкуру. Но олень оказался не животным, а мудрецом, предающимся в такой форме любовным играм со своей женой. Мудрец умирает, сжимая в объятиях мертвое тело любимой, но перед тем проклинает Панду. Отныне, при первой же попытки интимной близости с женщиной, царя ждёт неминуемая смерть. А, значит, у молодого мужчины никогда не будет наследников.

Гложимый чувством вины, Панду складывает с себя полномочия правителя и покидает дворец. Теперь он и его жёны живут в лесу в хижине, как отшельники отшельники, довольствуясь малым.

Однако Кунти оказывается женщиной с историй (о которой я расскажу, когда буду разбирать женские образы "Махабхараты"). За благочестие и духовность один мудрец подарил ей мантры, благодаря которым она может рожать детей от богов посредствам непорочного зачатия. Так на свет появляются пятеро братьев пандавов. Полубогам суждено стать зачинчиками одной из самых кровопролитных войн арийского мира. К счастью, их отец до до падения Хастинапура не доживает, он умирает через несколько лет после их рождения.

-8


В целом, образ принца Панда не является цепляющим и запоминающимся. Его функция -просто быть формальным отцом потомства, тем самым легализируя борьбу полубогов за престол.


Продолжение следует