Людовико Эйнауди, знаменитый итальянский композитор и пианист, сын известного издателя Джулио Эйнауди и внук президента Итальянской республики Луиджи Эйнауди, родился в Турине 23 ноября 1955 года. Склонность и любовь к творчеству Людовико унаследовал от своей матери, Ренаты Альдрованди, талантливой пианистки, дочери оперного режиссера, пианиста и композитора Вальдо Альдрованди.
"Впервые я услышал звуки пианино от своей матери. Я помню, как она играла и наполняла наш дом мелодиями!"
Музыкальный талант Эйнауди проявился в очень раннем возрасте. Будучи подростком, он играл на фолк-гитаре и сочинял свою собственную музыку. Профессиональное музыкальное образование Эйнауди начал осваивать в Туринской консерватории и затем окончил консерваторию Джузеппе Верди в Милане под руководством Азио Корги, где в 1982 году получил диплом по композиции. Эйнауди также брал частные уроки оркестровки у итальянского композитора Лучано Берио, которому он посвятил свой музыкальный альбом "Elements" (2015). Учеба Эйнауди у Берио привела к тому, что в 1982 году он получил стипендию на музыкальном фестивале в Тэнглвуде. И это событие стало решающим для его карьеры. Людовико всегда с теплом отзывался о своем учителе Лучано Берио: "Он показал мне, как мы превращаем литературу в музыку, науку в музыку, а затем музыку в литературу и архитектуру".
Обучение итальянец завершил в 31 год, а после этого еще десять лет искал собственное уникальное звучание. Он не хотел быть "одним из" и не желал становиться "вторым после", как это часто бывает с современными композиторами.
Следующие несколько лет Людовико посвятил сочинению произведений для балета, театра и кино. В 1984 году был поставлен его первый балет "Sul filo di Orfeo". Далее последовали работы "Тайм-аут" (1988), "Дикий человек" (1991) и "Сальгари" (1995), а также многочисленные пьесы для оркестров и ансамблей, которые он исполнил в лучших концертных залах Италии, Франции и США. Это помогло композитору усилить свой репертуар и получить международное признание.
Свою первую запись на BMG Recordings под названием "Time Out" Эйнауди выпустил в 1988 году. А уже в 1992 году, с альбомом "Stanze", сборником из шестнадцати композиций для арфистки Сесилии Шайи, он отправился в музыкальное путешествие.
Особое место в жизни Эйнауди занимают саундтреки. Композитор начал писать музыку к фильмам ещё в начале 90-х. За саундтрек к итальянскому фильму "Acquario" (1996) Эйнауди получил премию Grolla d’oro, (одну из старейших и важнейших итальянских кинопремий), в номинации "Лучший саундтрек".
Следующей работой композитора стал саундтрек к фильму "Не от мира сего" (1999), номинанту на премию "Оскар", саундтрек к фильму "Свет моих очей" (2001), который был удостоен премии Italian Music Awards за лучший саундтрек к фильму. Партитура, написанная им для телевизионного сериала "Доктор Живаго" (2002) одержала победу на Нью-Йоркском кинофестивале, а саундтрек к фильму "Странное преступление" (2004) получил награду за лучшую режиссуру на Авиньонском кинофестивале,
К фильмам "Это — Англия" (2006), "1+1" (2011), "Самба" (2014), "Искатель воды" (2014) и "Третье убийство" (2017) Людовико также написал саундтреки, которые знакомы каждому.
Свой первый фортепианный альбом Эйнауди выпустил в 1996 году под названием "Le Onde" ("Волны"). Альбом основан по мотивам романа Вирджинии Вулф "Волны" и посвящен одному из самых загадочных и волшебных мест на Земле — морю.
Три года спустя, талантливый композитор выпустил свой второй альбом с короткими пьесами под названием "Eden Roc" (1999). В альбоме отражены наименования различных населенных пунктов и отелей по всему миру. В этом проекте Эйнауди сотрудничал со струнным квартетом и армянским мастером игры на дудуке, Дживаном Гаспаряном.
В 2001 году Людовико Эйнауди выпустил свой следующий сольный фортепианный альбом под названием "I Giorni" (2001), который включает в себя цикл баллад для фортепиано. Вдохновением для создания этого альбома послужила поездка в Мали, страну в Западной Африке. Одноименная сольная фортепианная пьеса с тем же названием "I Giorni" была использована в рекламной кампании художественных и культурных программ BBC.
Два года спустя, в 2003 году, Эйнауди вернулся в Африку на фестиваль "Au Désert". В результате поездки был написан новый музыкальный альбом "Diario Mali", над созданием которого Эйнауди работал вместе с малийским музыкантом Баллаке Сиссоко.
В 2004 году Эйнауди выпустил свой музыкальный альбом "Una mattina", в котором музыка композитора становится более концентрированной. "Una mattina" — одно из самых известных произведений композитора. Эта композиция была задействована в известном фильме французского режиссера Оливье Накаша "Intouchables" или "1+1" (2011).
В 2005 году Эйнауди получает орден "За заслуги перед Итальянской республикой" пятой степени — высшую награду, вручаемую за значительные заслуги перед нацией в области литературы, искусства, экономики, благотворительности, общественной и гуманитарной деятельности.
После выхода альбома "Divenire" ("Становление") в 2006, ставшего "золотым" в Италии, композитор дает более сотни концертов по всей Европе. "Divenire" — это ода эмоциям жизни. "Это восстание, подобное восстанию природы, когда она стремится взять под контроль любую ситуацию", — отмечает итальянский композитор.
Многие из его произведений были исполнены величайшими оркестрами мира, включая Королевский Ливерпульский филармонический оркестр и оркестр La Notte della Taranta, которым Эйнауди руководил в течение двух лет. Кульминацией его европейского и американского турне, а также одним из самых знаковых событий в жизни композитора стало выступление в Лондонском королевском зале искусств “Альберт-холл” в марте 2010 года. Выступление было записано вживую и выпущено в виде двойного CD и DVD.
В 2013 году Людовико выпускает альбом "In a time lapse" ("В промежутке времени"). Это размышление о времени, записанное в монастыре, в котором итальянский композитор снова поражает захватывающей комбинацией сказочных фортепианных мелодий и насыщенных оркестровых звучаний.
Альбом "Elements", выпущенный в 2015 году, возник в связи с желанием композитора "начать все заново, следуя разными путями". Его альбом "Elements", выпущенный в 2015 году, стал немыслимо успешным в коммерческом плане – это единственная классическая запись за последние 20 лет, которая попала в британский альбомный чарт.
В 2016 году, по заказу международной общественной экологической организации Гринпис, на плавучей платформе среди льдов Северного Ледовитого океана, Людовико исполнил свою "Элегию для Арктики", как некий жест во имя защиты Арктики и планеты в целом. В том же году состоялся дебют "Dieci Notti" в миланском театре Даль Верме.
Появившийся после долгих зимних прогулок в горах, "Seven Days Walking" — амбициозный и дальновидный проект из семи пластинок, выпускаемый ежемесячно с марта по октябрь 2019 года, представляющий множество вариаций одного и того же маршрута, "следуя извилистому творческому процессу, как в лабиринте, среди форм, обнаженных холодом".
Выступления и мировые гастроли были прерваны пандемией, но часть его музыки из "Seven Days Walking" и "Elements" продолжала звучать сама по себе в двух отмеченных наградами фильмах: "Страна кочевников" Хлои Чжао (шесть "Оскаров", два "Золотых глобуса" и "Золотой лев" в Венеции) и "Отец" Флориана Зеллера. Большая часть его музыкальных произведений для большого и малого экрана собрана в альбоме под названием "Cinema", который был выпущен в июне 2021 года.
Летом 2021 у слушателей Эйнауди появилась возможность отправиться в уникальное музыкальное путешествие, окунувшись в волшебство природы. Эйнауди дал одиннадцать концертов, которые проходили в местах, добраться до которых можно было только пешком: в национальных парках, долинах, на озерах, в заповедниках и в горах. Таким образом, связь между музыкой и природой стала более ощутимой. По словам великого композитора: "Музыка и природа могут раскрыть человеческую душу". И Людовико доказал это своим творчеством.
Именно ощущение приостановленного времени во время карантина, “когда мир снаружи тих и безмолвен”, привело к созданию нового сольного фортепианного альбома, который был выпущен в январе 2022 года и озаглавлен "Underwater", — метафора текучести без внешнего вмешательства, более “свежий и непосредственный подход к музыке, в потоке эмоций, в интимной беседе, лицом к лицу, с фортепиано".
Людовико Эйнауди — поистине талантливый и выдающийся композитор и музыкант. Он обладает уникальным чувством мелодии и ритма, а также прекрасным навыком общения с аудиторией.
Как сказал Эйнауди:
“Для музыканта уникально чувствовать перспективу, которую дает музыка того времени, и переживать ее вместе с аудиторией”.