Начинаю отвечать на вопросы читателей. Начну с самого простого, о том, как я стала преподавателем вуза.
Можно сказать, что я выросла в преподавательской семье, поэтому решила продолжить семейную традицию, но это будет правдой лишь отчасти.
Да, в дошкольном возрасте я часто видела, как мама, завершив домашние дела, накрывает обеденный стол на кухне чистой скатертью, раскладывает тетради и начинает их проверять.
Меня к тому времени уже укладывали спать, но через стеклянную дверь я видела, как мама что-то исправляет в тетрадях ручкой с красной пастой, а потом делает пометки с блокноте.
Кстати, не могу вспомнить, работала ли она в это время еще в вузе или уже ушла в школу? Наверное, еще в университете, но тогда мне это было совершенно неважно, зато я прямо мечтала, как вырасту и тоже буду проверять тетрадки и ставить оценки!
- Бойтесь своих мечт, они имеют свойства сбываться! Я вот сейчас пишу статью, а со стола на меня укоризненно глядят непроверенные задачи "хвостатых" студентов. И никаких положительных эмоций у меня не вызывают!
Изредка меня не вели в детский сад, а брали на работу в университет. Я сидела на задней парте на маминых занятиях и иногда мешала вести пары. Нет, не шумела, не капризничала. Злостно подсказывала "плавающим" студентам во время опроса, где антонимы, где омонимы, где топонимы. Детская память, как губка - раз услышала и запомнила. Кстати, так же легко потом и забыла.
Чтобы не срывать учебный процесс, мама уводила меня из аудитории и вручала лаборантам. Те поили чаем с карамельками, заправляли черновиками печатную машинку, и я с упоением стучала по клавишам. Они же познакомили меня с таким техническим чудом, как копирка. Рисуешь одного зайчика, а получаешь двух одинаковых. Разве не чудо?
После занятий с красными чернилами на носу, пальцами, испачканными копиркой и очень счастливая, я уходила домой в полной уверенности, что университет - лучшее в мире место. И конечно, я вырасту и буду здесь работать. Только не про топонимы буду студентам рассказывать, а про жуков и крокодилов.
В школе я увлеклась собаководством. Читала о собаках все, что могла найти - от книг Конрада Лоренца и Джеймса Хэрриота до научных статей, смысл которых не всегда доходил до меня полностью. В этот период я изменила своей "преподавательской" мечте и грезила стать кинологом. Но кинологов, как таковых, в нашем городе никто не готовил. Куда же пойти учиться после школы?
В школьные годы я ходила в НОУ (научное общество учащихся) при кафедре зоологии. По сути, это был кружок, только с бОльшими возможностями, благодаря вузовскому оборудованию и коллекциям. Руководитель нашего кружка, Тамара Ивановна, видя мои страдания по кинологии, посоветовала поступать на биофак и пообещала, что собаководство можно рассматривать как направление для студенческой научной работы, для курсовых и диплома. Так оно и вышло. Мой научный руководитель, сам заядлый собаковод, разрешил взять кинологическую тему для дипломной работы и сам за руку отвел в областное охотобщество, где познакомил с главным кинологом, Владимиром Дмитриевичем.
Как же я мечтала когда-нибудь стать главным кинологом!
Кстати, мечты опять же сбываются. Мои постоянные читатели знают, что помимо основной преподавательской работы я еще и кинолог областного охотобщества. Не прошло и тридцати лет...
На последнем курсе я сдала квалификационный экзамен на звание эксперта-кинолога, "дослужилась" до общественного инструктора в одном из клубов собаководства нашего города, но при этом отчетливо понимала, что сделать кинологию профессией не получится. Профессиональные кинологи требовались единично, в основном, в силовые ведомства, куда мне по здоровью путь был закрыт.
Помимо кинологии меня увлекли научные исследования, шеф предложил сменить тему научной работы и через год после окончания вуза поступить в аспирантуру. А пока изучать литературу, осваивать методики изучения биоритмологии и поведения мелких млекопитающих.
Только вопрос с трудоустройством так и остался открытым. На родном биофаке вакантных ставок не было. Совсем. Даже лаборантских. К счастью, удалось пристроиться на факультет довузовской подготовки. Должность называлась гордо - методист подготовительных курсов, но на самом деле я работала, скорее как УВП (учебно-вспомогательный состав).
Через год мне дали немножко часов на выездных подготовительных курсах. Та еще работка...После рабочей недели встаешь в выходной в 5 утра, бредешь к университету, грузишься в раздолбанный микроавтобус и вместе с коллегами едешь в какой-нибудь отдаленный райцентр. Там в очень интенсивном темпе ведешь занятия для поступающих в вуз. Часов на подготовку на выездных курсах очень мало, а объём материала огромный! Именно тогда у меня и начала формироваться привычка рассказывать о чем-либо максимально "кратко и по делу".
Кстати, сейчас на Дзене я как раз борюсь с привычкой писать "по делу" - кратко, сухо и без эмоциональной окраски. Что для научного текста огромной плюс, для художественного и публицистического - большой недостаток.
Возвращаясь к первому опыту преподавания. Вечером после интенсивных занятий собираешь кипу тетрадей с контрольными работами, лезешь обратно в микроавтобус и едешь домой. Ближе к ночи водитель высаживает тебя у дома, и ты бежишь быстро-быстро, прижимая к себе пачку денег подмышкой. Да, в мои обязанности входил еще и прием оплаты на выездных курсах. Утром еще раз все пересчитать и сдать по ведомости в кассу, а потом проверить контрольные, вложить квиточки об оплате в тетради и отослать их по почте обучающимся.
Летом вместо отпуска я уезжала на биостанцию собирать материал для диссертации. На второй год я поступила в заочную аспирантуру. Стипендии аспирантам-заочникам не полагалось, зато срок обучения был не три года, как у очников, а целых четыре. Три года на полевые исследования и год собственно на написание диссертации и защиту. Вот в таком режиме я и отработала три года, а потом ушла в декрет.
Так как я работала на подготовительных курсах временно, по выходу из декрета опять встала проблема трудоустройства. Большими трудами шеф выбил мне 0,2 ставки ассистента. Так я стала хоть чуть-чуть вузовским преподавателем, но жить на такие деньги было невозможно. Пришлось идти работать в школу. Вечерне-школьная моя эпопея заслуживает отдельного рассказа.
Через пару лет ушла в декретный отпуск одна из сотрудниц кафедры, и меня опять взяли временно замещать, теперь уже на должность старшего преподавателя. Так я и работала на подмене уходящих в декрет. Эдакий высококвалифицированный гастарбайтер!
И только спустя три года после защиты кандидатской меня взяли на постоянную полную ставку доцента. Только я совсем не радовалась - вакансия возникла потому, что умер мой научный руководитель, сгорел от рака буквально за несколько месяцев.
Вот такой поворот судьбы...
Так и работаю..От одного избрания по конкурсу до другого, а сроки контрактов все короче и короче. Раньше на 5 лет заключали договоры, теперь максимум на три. Поговаривают, что скоро каждый год будем переизбираться...