18+
Готическая литература зародилась в XVIII веке, но наибольшее развитие получила уже в XIX столетии. Этот жанр не только сохранил свои характерные черты сквозь время, но и успешно видоизменил их с учётом новой реальности.
В XIX веке готическая литература соединяется с новеллой – формой небольших рассказов. Начинает складываться целый пласт готической новеллистики, которая уже предназначена для широкого круга читателей, но которую ещё нельзя назвать «массовой».
Европу охватывает интерес к науке и мистическому, иррациональному. Складываются благоприятные условия для развития рынка печати – как в экономической, так и в социальной сфере. Все эти факторы способствуют тому, что к готической литературе усиливается интерес. При этом жанр начинает развиваться в двух направлениях – одно стремится к упрощению в угоду читателю, другое же подпитывается научными достижениями.
Большое значение для современного жанра ужасов имеет холодное лето 1816 года. Тогда на берегу Женевского озера, на вилле Диодати, собралась небольшая компания – Джордж Байрон, Джон Полидор, Перси Шелли и Мэри Годвин. Холодная погода не давала им покинуть особняк, и они стали коротать вечера перед камином. Было решено устроить небольшое соревнование, чтобы было не так скучно – победит тот, кто напишет самую жуткую историю.
Мэри Годвин (в будущем Мэри Шелли) держала свой путь через замок Франкенштейн, где, якобы, раньше была настоящая алхимическая лаборатория. Она также слышала о гальванизме и месмеризме. Все эти идеи она соединила в своём творении, которое будет дорабатывать и издаст в 1818 году под названием «Франкенштейн, или современный Прометей», но без указания авторства. Само произведение писательница посвятила своему отцу, Уильяму Годвину. Критики встретили роман довольно прохладными отзывами, но публика была в восторге, и уже в 1823 году состоялась первая театральная постановка.
Сюжет всем известен: учёный Виктор Франкенштейн увлечен темой зарождения жизни и смерти. Он соединяет фрагменты тел умерших людей и находит способ оживить полученного монстра, но затем он пугается собственного создания, и это становится лишь началом череды его кошмаров.
В сюжете можно выделить три слоя: первый – письма Р. Уолтона, мореплавателя, который повстречал Виктора Франкенштейна, второй слой – рассказ самого Франкенштейна о свершившихся событиях, и третий – скрытый мифологический слой. Мэри Шелли называет Виктора Франкенштейна современным Прометеем, который сотворил людей из земли и воды. На самом деле его фигура также близка и к Асклепию, который воскресил Ипполита. Чудище Франкенштейна же, по сути, является гомункулом – существом из средневековой алхимии, искусственно созданным человеком.
Благодаря приёму с несколькими рассказчиками Мэри Шелли позволяет роману перетекать из одной временной линии к другой. Писательница вообще выходит за рамки жанра – научная природа воскрешения делает роман близким к фантастике, а отсутствие чётко обозначенного антагониста отличает роман от других готических произведений.
В 1831 году роман был значительно переработан и переиздан уже с авторством Мэри Шелли. В нём также были указаны обстоятельства, при которых он был написан. В будущем он станет основной для множества экранизаций и вдохновит других писателей на их произведения, а Франкенштейн станет одним из наиболее ярких образов жанра ужасов.
В этот же период, на этой же вилле между Джорджем Байроном и Джоном Полидари случился спор. Дело в том, что Джордж Байрон написал рассказ о двух приятелях, которые путешествуют вместе, одного из которых звали Августом Дарвеллом. В Греции один из товарищей умирает и заставляет другого, Августа, поклясться, что он никогда и никому не расскажет об обстоятельствах его смерти. Главный герой возвращается домой в Англию и встречает почившего товарища вполне себе живым и более того, обрученным с сестрой Августа.
Всё было бы хорошо, но Джон Полидари решил написать свой рассказ, который стал первым известным художественным произведением про вампиров. По сюжету романа главный герой Обри обращает пристальное внимание на эксцентричного лорда Ратвена. В Греции Обри знакомится с девушкой Иантой, которая рассказывает ему легенды о вампирах. Обри в них не верит, хотя в каждой из них узнает лорда Ратвена. Однажды Обри возвращается домой слишком поздно – он слышит крик, а внутри находит бездыханную Ианту, которую осушил вампир. На помощь приходит лорд Ратвен, который приезжает к своему знакомому и помогает ему справиться с горем. Они вместе путешествуют, пока на них не нападает шайка разбойников, которые убивают Ратвена на глазах у главного героя. А затем в Лондоне… они внезапно встречаются вновь. Знакомый сюжет, не так ли?
Вот и лорду Байрону он показался весьма знакомым. И пускай в собственное произведение он не верил, но такой явный плагиат его разозлил. Вскоре дружба между Байроном и Полидари кончилась, и многие исследователи сходятся в том, что именно это стало причиной разлада. В 1819 году повесть была опубликована – правда, под авторством Джорджа Байрона. Поговаривают, что это была такая попытка Полидари извиниться перед бывшим товарищем.
Так, если «Вампир» Полидари стал первым художественным произведением о вампирах, то следующим, наверно, стал знаменитый «Дракула» Брэма Стокера? Как бы не так.
В 1872 году была опубликована «Кармилла» Джозефа Ле Фаню. События разворачиваются в Штирии, одной из австрийских земель. События начинаются с письма генерала Шпильсдорфа – он должен был привезти свою племянницу в гости к главной героине Лоре и её отцу, но она умерла. Лора, разумеется, очень огорчена, ведь в округе нет её ровесниц. Чудесным образом вскоре после этого у их жилища ломается экипаж, в котором ехали двое – девушка Кармилла и её мать. Кармилла ранена, а мать никак не может отложить своё путешествие. Она просит оставить Кармиллу погостить у главных героев на каких-то три месяца. Разумеется, ничего хорошего у них не вышло.
В «Кармилле» более явно демонстрируется сексуальный подтекст, который в дальнейшем будет очень близок с темой вампиризма. Несмотря на то, что «Кармилла» гораздо менее известна, нежели «Дракула», именно она оказала сильнейшее влияние на роман Стокера. В черновиках события «Дракулы» разворачивались в Штирии, хотя позднее место событий было перенесено в Трансильванию. Удалённая первая глава очень сильно перекликается с началом «Кармиллы». А ещё в обоих романах есть персонажи знатоки вампиров, которые сражались с ними и помогают главным героям.
«Дракула» Брэма Стокера гораздо лучше знаком широкой публике. Роман был издан в 1897 году. Его главной особенностью является то, что он написан в эпистолярном жанре – как сложенные воедино записи и письма главного героя. Это помогло добавить роману достоверности и правдоподобия.
Стряпчий Джонатан Харкер отправляется в Трансильванию к графу Дракуле, чтобы продать ему недвижимость в Англии. Как и во всех готических романах из этого путешествия не вышло ничего хорошего.
Исследователи предлагают множество трактовок романа и его образов, многие из которых связаны с вытесненными запретными влечениями. Сам Стокер изобразил вампиризм как некоторое заболевание, соединив в романе тем самым секс, кровь и смерть.
Брэма Стокера вдохновила не только «Кармилла». Прозвище главного антагониста он позаимствовал у исторической личности, Влада Цепеша, правителя Валахии из XV века. У настоящего Дракулы не было имущества в Трансильвании.
Была ещё одна кровавая личность, которая повлияла на образ вампира у Стокера не меньше, чем Влад III – Эржебет Батори, самая известная женщина-убийца. Многие исследователи сходятся в том, что дело против неё было сфабриковано. Официальные же легенды гласят, что графиня похищала и жестоко убивала невинных девушек, обмазывалась их кровью и принимала с ней целые ванны. Кто-то полагает, что она хотела себе вернуть таким образом утраченную молодость, другие утверждают, что она страдала эпилепсией, а в те времена её лечили, обмазывая людей кровью.
Хоть Брэм Стокер и не стал первым, кто написал роман о вампире, он стал одним из самых известных писателей в этом поджанре. Критики его времени, тем не менее, встретили роман с сочувствием – в первые годы публикации роман не вызвал ажиотажа, и Стокер умер практически в нищете. Популярным он стал только после фильма немецкого режиссёра Мурнау «Носферату», но об этом в другой части.
Был ещё один готический роман, на который «Кармилла», возможно, оказала влияние. В 1898 году Генри Джеймс издаёт «Поворот винта». Несколько героев собираются у камина, чтобы прочесть повесть женщины, которая умерла двадцать лет назад.
Ключевой особенностью произведения является приём ненадежного рассказчика. Читатель мечется, не в силах определить – выдуманы ли описываемые в нём события или они происходили взаправду.
Одним из наиболее значимых авторов готической литературы стал Эдгар Аллан По. Его рассказы обладают особым психологизмом – изменениями человеческого сознания, страхом, потери контроля. Атмосфера в них преимущественно угнетающая, наполненная безнадежностью и отчаянием. По стремился постичь человеческую психику, её тайны и патологии, которые обнажались при определенных условиях. Центральной темой, конечно, стало именно чувство страха: страх перед будущим, другими людьми, жизнью и смертью.
Многие исследователи сходятся во мнении, что вершиной его творчества является «Падение дома Ашеров». Там проявляется уже не страх перед жизнью или смертью, а страх перед самим страхом, настолько сильный, что он заставляет личность разлагаться.
Во многих его произведениях проскальзывает тема тяги человека к нарушению запрета. Сам автор назвал это «бесом противоречия». Воплощение этого противоречия можно найти в его новеллах «Чёрный кот» и «Сердце-обличитель». В них невозможно найти рациональные объяснения мотивации героев, которые совершают и безобидные шалости, и тяжкий грех в виде убийства. Это тенденция, тяга к саморазрушению, будто описывается как часть человеческой природы.
Ближе к концу 19 века получает развитие жанр, близкий к готической литературе, - истории о привидениях. Сами привидения далеко не всегда в них присутствуют, но при этом отсутствуют ужасы, связанные с готическим антуражем.
Готический роман сохранил из XVIII века свои характерные черты, но успешно трансформировал их согласно веяниям того времени. Это позволило жанру достичь большего расцвета и подвести зрителей к следующему этапу развития жанра ужасов – началу XX века и эпохе немого кино. Об этом уже в следующей части