Найти в Дзене
Северяночка

Мед-пиво пили в доме, где выставлена вторая по величине в России коллекция пивных бутылок: показываю раритеты и тару с юмором

Начну сразу с дегустации. Набор из 7 сортов пива (по 100 мл) и одного стакана воды (освежить рецепторы) стоит 350 рублей. Сырные палочки - еще 320. Интерьер необычный, трактирно-деревенский, брутальный. Но не без частички нежности. То акварель с ромашками. То вдруг вариации на тему, очевидно, жизни и творчества вологодского поэта Николая Рубцова. Вот он угадывается на полотне современного художника! Под самым полотком в зале ресторана неожиданно - берестяная лодочка. Чем вам не современный сап? На таких плавали по Вологде да по Сухоне наши предки. И эта - на ходу, что называется. Но пришли мы сюда не пьянства окаянного ради, а токмо пользы для - на экскурсию. Куда сюда? В "Заречный кварталъ 1840" в Вологде. Возможно вологжане уже приметили, как преобразился этот старый деревянный дом на перекрестке Чернышевского-Некрасова. И может быть гадали: что же там? А там (то есть тут) теперь гастро-пространство. Иначе я не знаю, как это и назвать! На первом этаже - пивной ресторан. На второ
Оглавление

Начну сразу с дегустации. Набор из 7 сортов пива (по 100 мл) и одного стакана воды (освежить рецепторы) стоит 350 рублей. Сырные палочки - еще 320.

Интерьер необычный, трактирно-деревенский, брутальный. Но не без частички нежности. То акварель с ромашками. То вдруг вариации на тему, очевидно, жизни и творчества вологодского поэта Николая Рубцова. Вот он угадывается на полотне современного художника!

-2

Под самым полотком в зале ресторана неожиданно - берестяная лодочка. Чем вам не современный сап? На таких плавали по Вологде да по Сухоне наши предки. И эта - на ходу, что называется.

-3

Но пришли мы сюда не пьянства окаянного ради, а токмо пользы для - на экскурсию.

Куда сюда?

В "Заречный кварталъ 1840" в Вологде.

Возможно вологжане уже приметили, как преобразился этот старый деревянный дом на перекрестке Чернышевского-Некрасова. И может быть гадали: что же там?

Фото у меня только зимнее, чего-то снаружи забыла обновить:)
Фото у меня только зимнее, чего-то снаружи забыла обновить:)

А там (то есть тут) теперь гастро-пространство. Иначе я не знаю, как это и назвать!

На первом этаже - пивной ресторан.

На втором - отреставрированные залы.

На третьем (то есть на чердаке, дом-то двухэтажный!) - экспозиция "В бутылочку".

-5

Основа ее - как раз вторая по величине частная коллекции пивных бутылок в России. Да-да, она у нас в Вологде! Причем тут выставлена только половина, еще около 500 экземпляров пока в запасниках.

-6

Коллекция, как я уже сказала, частная. Владелец - предприниматель Виктор Чучин, на средства семьи которого был отреставрирован этот дом в Вологде.

Собирать старинные бутылки Чучин начал около 20 лет назад, когда стал совладельцем пивоваренного завода «Бавария» в Великом Устюге.

Виктор Чучин - владелец коллекции, собиратель и меценат
Виктор Чучин - владелец коллекции, собиратель и меценат

Сам завод "Бавария" был построен в Великом Устюге (Вологодская губерния) в 1877 году уроженцем города Нюрнберга Людвигом Георгом Зебальдом. Место для строительства завода Зебальд выбрал на Красной Горе. И не случайно!

Основатель и первый владелец пивомедоваренного завода «Бавария» Георг Зебальд
Основатель и первый владелец пивомедоваренного завода «Бавария» Георг Зебальд

Именно там находился родник, качество воды которого соответствовало всем требованиям производства пива. Интересно, что завод "Бавария" со времени своего основания не прекращал свою работу ни на день!

Для иллюстрации не наша "Бавария", но знаменитая Трехгорка
Для иллюстрации не наша "Бавария", но знаменитая Трехгорка

Если не мед-пиво варили, так лимонады и безалкогольные напитки делали. А потому не был разграблен и растащен по кирпичикам, как многое из нашей истории, а сохранил и множество артефактов, и обширный архив. Археологам и краеведам еще предстоит над ними огромная работа в Устюге!

-10

А вот реставраторы в Вологде потрудились отлично! Место снова стало живым! Листаем!

Экспозиция «В Бутылочку» и сам музейный комплекс «Заречный кварталъ 1840» находятся в здании с историей: до революции тут был приют ремесленной школы.

-12

После - жилой дом. Кое-кто из его жильцов после реставрации уже заглядывал сюда: дивился, как тут все преобразилось. Были и слезы умиления. Да и как, скажите, не умилиться, к примеру, сохраненному порогу. Смотрите, как он стерт тысячами шагов прежних домочадцев!

-13

Истории рассказывали невероятные. К примеру вот тут, прямо в этом закупке, где выставлены сейчас куклы, одна из жилиц держала поросенка! А это, на минуточку, второй этаж!:)

-14

Парадная старинная лестница не сохранилась, и полностью воспроизведена по чертежам и архивным документам. Обратите внимание на рисунок белых балясин!

-15

Они воссозданы на основе двух сохранившихся. Сейчас во многих восстанавливаемых домах Вологды их берут за образец. Вот они на фото - листаем!

Но вернемся на чердак и поглядим-дивимся на бутылочки. Есть здесь и очень ценные экземпляры, одни из первых в России.

-17

И попроще да поновее, но зато какие интересные!

-18

Вот тут причудливое соседство. Иосиф Сталин в виде керамической посуды. Крышка - головной убор вождя народов.

-19

А вот у членов императорской семьи, что стоят рядом (ох, какая злая ирония!) - летят головы с плеч!

-20

Обратите внимание, более старые бутылки - светлого, прозрачного стекла. Но очень скоро пивовары поняли, что пиво под действием света в такой таре продолжало бродить.

-21

И стали применять стекло темное: зеленое, коричневое и даже почти черное!

-22

Про этикетки интересное. Первоначально этикетки на бутылки не клеили. Всякая тара любого завода была 1. индивидуальной (прямо на бутылке было и название, и герб, и адрес, и даже (позже) телефон производителя. 2 чаще всего, оборотной или возвратной. Так что обычай сдавать посуду не в советское время появился, а гораздо раньше!)

-23

Именно поэтому сейчас мы может видеть это разнообразие рифленых рисунков и форм самих бутылок.

Производители стремились к тому, чтобы их продукция была узнаваема, а значит, бутылкам придавали как можно больше индивидуальности. Надписи «собственность завода» или «заявлено промышленности» означали, что тара была оборотная и сдавалась на предприятие.

-24

Некоторые экземпляры прям очень фантазийные! Листаем!

А некоторые с юмором! Вот эта - правая, к примеру, называется "Пей в три горла", а рядом с ней - в бараний рог закрученная: "Завязал":)

-26

По крайней мере, наш экскурсовод нам именно так объяснила. Вообще, конечно, я вам очень рекомендую прийти в "Заречный кварталъ 1840" именно с экскурсией. И не только пива выпить, но и море интересной информации услышать!

-27

Отдельная зона выделена деревенскому пивоварению.

-28

Технологии эти, к счастью, не утрачены и сегодня – их продолжают использовать нынешние деревенские пивовары, которые и передали часть своего инвентаря музею.

Если вам была интересна статья, большая просьба поставить лайк и написать комментарий! Дзен очень неохотно продвигает материалы об истории, музеях, экскурсиях. Все ему подавай обзоры Светофора да фикс-прайса! Ваш лайк поможет продвижению материала, да и автору будет приятно!

Зря что ли ваша Северяночка не только мед-пиво пила, а еще и фотографировала до конспектировала! Часто ли вы в пивной конспекты ведете, а?:)

А еще у меня к вам вопрос. Вот тема такая нетривиальная: вроде тут и история, а вместе с тем кабак! Как вы считаете, может это сочетаться?

Хотя, как по мне, детей можно и нужно к культуре пития приучать с юности. Кажется, Окуджава вспоминал, что им, детям, чуть ли не с 10 лет вина разбавленного наливали и выпивать учили. Но это в культуре южных народов, а у нас на Севере, такое, скорее, табу.

Этичен ли такой музей вообще? Семьей ведь не пойдешь, да и не все, знаю по своим читателям, к алкоголю относятся терпимо?