- Но пришли мы сюда не пьянства окаянного ради, а токмо пользы для - на экскурсию.
- А еще у меня к вам вопрос. Вот тема такая нетривиальная: вроде тут и история, а вместе с тем кабак! Как вы считаете, может это сочетаться?
- Этичен ли такой музей вообще? Семьей ведь не пойдешь, да и не все, знаю по своим читателям, к алкоголю относятся терпимо?
Начну сразу с дегустации. Набор из 7 сортов пива (по 100 мл) и одного стакана воды (освежить рецепторы) стоит 350 рублей. Сырные палочки - еще 320.
Интерьер необычный, трактирно-деревенский, брутальный. Но не без частички нежности. То акварель с ромашками. То вдруг вариации на тему, очевидно, жизни и творчества вологодского поэта Николая Рубцова. Вот он угадывается на полотне современного художника!
Под самым полотком в зале ресторана неожиданно - берестяная лодочка. Чем вам не современный сап? На таких плавали по Вологде да по Сухоне наши предки. И эта - на ходу, что называется.
Но пришли мы сюда не пьянства окаянного ради, а токмо пользы для - на экскурсию.
Куда сюда?
В "Заречный кварталъ 1840" в Вологде.
Возможно вологжане уже приметили, как преобразился этот старый деревянный дом на перекрестке Чернышевского-Некрасова. И может быть гадали: что же там?
А там (то есть тут) теперь гастро-пространство. Иначе я не знаю, как это и назвать!
На первом этаже - пивной ресторан.
На втором - отреставрированные залы.
На третьем (то есть на чердаке, дом-то двухэтажный!) - экспозиция "В бутылочку".
Основа ее - как раз вторая по величине частная коллекции пивных бутылок в России. Да-да, она у нас в Вологде! Причем тут выставлена только половина, еще около 500 экземпляров пока в запасниках.
Коллекция, как я уже сказала, частная. Владелец - предприниматель Виктор Чучин, на средства семьи которого был отреставрирован этот дом в Вологде.
Собирать старинные бутылки Чучин начал около 20 лет назад, когда стал совладельцем пивоваренного завода «Бавария» в Великом Устюге.
Сам завод "Бавария" был построен в Великом Устюге (Вологодская губерния) в 1877 году уроженцем города Нюрнберга Людвигом Георгом Зебальдом. Место для строительства завода Зебальд выбрал на Красной Горе. И не случайно!
Именно там находился родник, качество воды которого соответствовало всем требованиям производства пива. Интересно, что завод "Бавария" со времени своего основания не прекращал свою работу ни на день!
Если не мед-пиво варили, так лимонады и безалкогольные напитки делали. А потому не был разграблен и растащен по кирпичикам, как многое из нашей истории, а сохранил и множество артефактов, и обширный архив. Археологам и краеведам еще предстоит над ними огромная работа в Устюге!
А вот реставраторы в Вологде потрудились отлично! Место снова стало живым! Листаем!
Экспозиция «В Бутылочку» и сам музейный комплекс «Заречный кварталъ 1840» находятся в здании с историей: до революции тут был приют ремесленной школы.
После - жилой дом. Кое-кто из его жильцов после реставрации уже заглядывал сюда: дивился, как тут все преобразилось. Были и слезы умиления. Да и как, скажите, не умилиться, к примеру, сохраненному порогу. Смотрите, как он стерт тысячами шагов прежних домочадцев!
Истории рассказывали невероятные. К примеру вот тут, прямо в этом закупке, где выставлены сейчас куклы, одна из жилиц держала поросенка! А это, на минуточку, второй этаж!:)
Парадная старинная лестница не сохранилась, и полностью воспроизведена по чертежам и архивным документам. Обратите внимание на рисунок белых балясин!
Они воссозданы на основе двух сохранившихся. Сейчас во многих восстанавливаемых домах Вологды их берут за образец. Вот они на фото - листаем!
Но вернемся на чердак и поглядим-дивимся на бутылочки. Есть здесь и очень ценные экземпляры, одни из первых в России.
И попроще да поновее, но зато какие интересные!
Вот тут причудливое соседство. Иосиф Сталин в виде керамической посуды. Крышка - головной убор вождя народов.
А вот у членов императорской семьи, что стоят рядом (ох, какая злая ирония!) - летят головы с плеч!
Обратите внимание, более старые бутылки - светлого, прозрачного стекла. Но очень скоро пивовары поняли, что пиво под действием света в такой таре продолжало бродить.
И стали применять стекло темное: зеленое, коричневое и даже почти черное!
Про этикетки интересное. Первоначально этикетки на бутылки не клеили. Всякая тара любого завода была 1. индивидуальной (прямо на бутылке было и название, и герб, и адрес, и даже (позже) телефон производителя. 2 чаще всего, оборотной или возвратной. Так что обычай сдавать посуду не в советское время появился, а гораздо раньше!)
Именно поэтому сейчас мы может видеть это разнообразие рифленых рисунков и форм самих бутылок.
Производители стремились к тому, чтобы их продукция была узнаваема, а значит, бутылкам придавали как можно больше индивидуальности. Надписи «собственность завода» или «заявлено промышленности» означали, что тара была оборотная и сдавалась на предприятие.
Некоторые экземпляры прям очень фантазийные! Листаем!
А некоторые с юмором! Вот эта - правая, к примеру, называется "Пей в три горла", а рядом с ней - в бараний рог закрученная: "Завязал":)
По крайней мере, наш экскурсовод нам именно так объяснила. Вообще, конечно, я вам очень рекомендую прийти в "Заречный кварталъ 1840" именно с экскурсией. И не только пива выпить, но и море интересной информации услышать!
Отдельная зона выделена деревенскому пивоварению.
Технологии эти, к счастью, не утрачены и сегодня – их продолжают использовать нынешние деревенские пивовары, которые и передали часть своего инвентаря музею.
Если вам была интересна статья, большая просьба поставить лайк и написать комментарий! Дзен очень неохотно продвигает материалы об истории, музеях, экскурсиях. Все ему подавай обзоры Светофора да фикс-прайса! Ваш лайк поможет продвижению материала, да и автору будет приятно!
Зря что ли ваша Северяночка не только мед-пиво пила, а еще и фотографировала до конспектировала! Часто ли вы в пивной конспекты ведете, а?:)
А еще у меня к вам вопрос. Вот тема такая нетривиальная: вроде тут и история, а вместе с тем кабак! Как вы считаете, может это сочетаться?
Хотя, как по мне, детей можно и нужно к культуре пития приучать с юности. Кажется, Окуджава вспоминал, что им, детям, чуть ли не с 10 лет вина разбавленного наливали и выпивать учили. Но это в культуре южных народов, а у нас на Севере, такое, скорее, табу.
Этичен ли такой музей вообще? Семьей ведь не пойдешь, да и не все, знаю по своим читателям, к алкоголю относятся терпимо?