Найти в Дзене
Логопед дает совет

Еще разок про ₽, или как поставить звук [р] без логопеда

Оглавление

Иногда алгоритм Дзена предлагает мне статьи мамочек, которые легко поставили своему ребенку звук [р] без всякого логопеда: «Простой способ… Всего за один день…Расскажу как…»

Я тоже могу рассказать.

Ничего волшебного. Просто все совпало: у ребенка уже сформирован фонематический слух, он способен выделять звуки речи, и его анатомо-физиологическая система, которая обеспечивает базу для правильного произнесения звука дозрела.

Многие дети при таких условиях раньше или позже произносят звук [р], как, впрочем, и другие речевые звуки, без всякой помощи со стороны взрослых. Это происходит благодаря нормальному физиологическому созреванию речи.

Другим стоит немного помочь, и вот уж появляется нужный звук. В этом случае бывает достаточно ребенку просто показать, как это делают, т.е. постановка звука происходит по подражанию.

Наиболее распространенный способ, который описывают родители в блогах происходит от опорного звука «д». Ребенок прижимает кончик языка спереди к бугоркам за зубами, при этом быстро и часто повторяет звук «д», при этом идет достаточный поток воздушной струи. Немного усилий плюс желание самого ребенка и «ура», он уже «рычит».

Если у ребенка «во рту каша», по научному дизартрия или стертая ее форма, то скорее всего без логопеда не обойтись.

Почему не справиться без логопеда

– нарушен артикуляционный уклад;

–мешают содружественные движения (поднял язык наверх –закрылся рот);

– не у всех, но часто мешает повышенное слюноотделение;

– недостаточно речевого выдоха;

– ребенок не слышит ненормативность своего произносимого звука и не имеет мотива его исправить.

Самые распространенные способы постановки звука [р] для ответственных родителей

1.Постановка звука [р] по подражанию. Способ сработает быстро, если у ребенка все для этого готово.

Артикуляционный уклад звука [р]
Артикуляционный уклад звука [р]

2. Постановка от опорного звука [д].

Ребенок произносит звук [д] прижимая кончик языка спереди к альвеолам. Язык – это парус, который наполняется ветром. Ребенок должен подуть струей воздуха на «парус» достаточно сильно, чтобы возникла вибрация языка. Должен получится звук «дрррр». В процессе постановки можно использовать игровые приемы в виде подражания мотору автомобиля или мотоцикла.

3. Постановка от звука [ж].

Надо попросить ребенка произнести [ж] на одном вдохе и достаточно длительно, при этом он должен отодвигать кончик языка глубже в ротовую полость. В итоге получается одноударный [р].

4. Постановка от звука [з]. Обычно от звука [з] не ставят, потому что они очень различны по артикуяции и не могут быть друг для друга опорными. Но попробовать можно. Секрет в том, что ребенок произносит [з] очень кратко, лишь дотрагиваясь языком до альвеол и при этом сильно дует на язык. Будет четко слышен сначала одноударный [Р], который потом сравнительно легко переходит в вибрант. Этот способ может подойти при горловом [р].

5. Механическая постановка звука [р].

В. сам себе «заводит моторчик»
В. сам себе «заводит моторчик»

На видео подробно рассказываю, как поставить звук [р] 👇

Ну и напоследок, если не получается, обратитесь к логопеду. Специалист справится с задачей быстрее❗😉

Еще вам в помощь:

1. В этой статье приблизительные нормы развития речи детей от 5 до 6 лет и примерные упражнения для подготовки артикуляционного аппарата к постановке [р]

2.Упражнения для звука [р] показываю детям здесь👇