Найти в Дзене

Юлиан Отступник. Последний язычник на троне. Часть 2.

Итак, в первой части этой статьи, мною было рассказано о жизни Юлиана от юности и до бунта против императора. Здесь, будет освещена его дальнейшая жизнь вплоть до смерти.

Как было сказано в прошлой статье, на требование Констанция II прислать ему солдат для войны с сасанидами, Юлиан ответил бунтом против него и сам объявил себя императором. В 361 году, зная, что Констанций не сможет тут же выступить против него из-за войны на Востоке, Юлиан решает двинуться из Галлии в Иллирик, с целью скорее его занять.

Мятежник не был уверен в исходе своего предприятия, и как настоящий

посвященный интеллигент своего времени, занимался обнюхиванием требухи жертвенных животных и прочим вздором, свойственным более деревенскому колдуну а не правителю.

Восторженный почитатель Юлиана, Аммиан Марцеллин, в своей "Истории" пишет так: " Пока изменчивая судьба разворачивала такую цепь событий в разных частях земли, Юлиан среди множества разнообразных дел в Иллирике ревностно предавался исследованию внутренностей жертвенных животных и наблюдал полет птиц, стараясь узнать наперед исход событий"
Столица Юлиана - Лютеция и область Иллирии - выделены красным.
Столица Юлиана - Лютеция и область Иллирии - выделены красным.

Констанций был поставлен в тяжёлое положение. Ему, бывшему в Антиохии, стало известно о стремительном продвижении на Балканы армии узурпатора. Вынужденный оставить восточные границы, законный правитель империи, Констанций II выступает против Юлиана, но внезапно заболевает и понимая, что скоро умрёт, дабы не обрекать страну на изматывающую гражданскую войну, объявляет Юлиана Отступника своим наследником. 5 октября 361 года Флавий Юлий Констанций преставился.

Империю, оказавшуюся в руках идолопоклонника Юлиана ждал новый виток гонений на христиан и репрессий. Притворно отслужив панихиду по Констанцию II, новый император сразу взялся за дело. В Халкедоне была созвана комиссия для расследования "преступлений прошлого режима".

Неоднократно упомянутый Марцеллин даёт такую характеристику этому предприятию : "Все они переправились в Халкедон и там при содействии командиров и трибунов иовинианов и геркулианов вели следствие с большой строгостью в ущерб справедливости..."

Что характерно, Аммиана Марцеллина сложно упрекнуть в негативном отношении к Юлиану, но даже для него было очевидно, что меры предпринятые новым правителем были излишне жестки и несправедливы.

Здесь я не буду подробно останавливаться на каждом отдельном судебном процессе и описывать его. Достаточно сказать, что самой популярной мерой наказания стала ссылка (если повезло) или сожжение заживо.

...главная забота Юлиана была ... о религиозной революции, или, если угодно, контрреволюции. Он стремился вернуть язычеству господствующий статус в империи. К середине IV столетия число христиан, возросшее за время правления христианских императоров, все еще значительно уступало числу язычников. Язычники явно преобладали в сельской местности, потому их и стали называть "pagani" (как это созвучно с русским словом "поганый", впрочем далеко не все лингвисты согласны, что эти слова родственные- прим. автора), в то время как среди горожан Азии и Сирии, Египта и Африки, Балкан и Италии, от которых в гораздо большей степени зависел ход дел в государстве, чем от крестьян, христиане составляли уже большинство. - Владислав Цыпин "История Европы дохристианской и христианской".

Это очень важный момент. Юлиан наполненный миазмами язычества, сам себе в голове имел возвышенную и очень духовную картинку реставрации "старых" верований. Выходец из христианской семьи и без сомнения многое почерпнувший из учения Христа, он хотел не просто заново установить главенство идолов, но хотел преобразовать многобожие по подобию христианства, создать синкретическую (объединённую), новую религию. Словом, занимался тем же, что пленило умы оккультистов 19 - 20 веков.

Псалом Давида 95 ст. 5 "Ибо все боги язычников - бесы, а Господь небеса сотворил.
Псалом Давида 95 ст. 5 "Ибо все боги язычников - бесы, а Господь небеса сотворил.

Имея перед своими глазами пример милосердия и братолюбия среди христиан, Юлиан завидовал таким чувствам, бывших среди них и всеми силами пытался навязать многобожникам христианские представления о благотворительности и любви к ближнему. Однако он не находил понимания в языческой среде.

Даже раздосадованные потерей прежних доходов и униженные своим изгойством жрецы плохо понимали императора-идеалиста, когда он требовал от них религиозной ревности, бескорыстия и жертвенного служения бедным и больным, словно он так и остался христианином, или, как он сам любил выражаться, галилеянином, а не вернулся к вере отцов, не предполагавшей ни бескорыстия, ни жертвенности, ни тем более милосердия и благотворительности. - Владислав Цыпин "История Европы дохристианской и христианской".

Тогда же на христиан были воздвигнуты новые гонения. По приказу императора - кумиропоклонника у христиан были отняты церкви и переделаны в языческие храмы. Армии, постоянно воюющей империи, Юлиан своими указами нанёс весомый урон. Многие командиры - христиане были сняты со своих постов и лишены всей власти. Не самое дальновидное решение, обескровливать войска перед лицом многочисленных врагов Рима. Впрочем, уподобляясь гонителям прежних времён, Юлиан предоставлял выбор - отречься от Христа и сохранить статус или потерять всё.

Отношение христиан к Юлиану ярко демонстрирует один случай. Как то раз, Юлиан совершал жертву в храме Фортуны. Из толпы выделился слепой старик по имени Марис, бывший епископом - арианином. Он стал всенародно называть императора нечестивцем, отступником и безбожником. Юлиан вступил с ним с словесную перепалку и указывал ему (Марису) на то, что даже сам Христос не хочет вернуть ему зрение. На это Марис смело отвечал : “Благодарю Бога, что Он лишил меня зрения и не дал видеть лица того, кто впал в такое нечестие”»

Одной армией Отступник не ограничился. В 362 году был введен запрет на преподавание христианами грамматики и риторики в учебных заведениях и в частном порядке.

Аммиан Марцеллин так же не оставил этот момент без внимания, и хотя сам был язычником, сокрушался по поводу этих мер : "Изданные им указы, ... были вообще хороши, за исключением немногих. Так, например, было жестоко то, что он запретил преподавательскую деятельность исповедывавшим христианскую религию риторам и грамматикам, если они не перейдут к почитанию богов. Равным образом было несправедливо то, что он допускал включение в состав городских советов вопреки справедливости людей, которые были или чужими в тех городах, или же совершенно свободны от этой повинности благодаря привилегиям или своему происхождению."

Но уменьшить число христиан Юлиану не удалось, глиняные зубы служителя бесов, ломались об железную веру во Христа.

Римский историк и теолог 5 века Павел Орозий повествуя об этих событиях пишет следующее : " почти все те, кого касались предписания эдикта, предпочитали покидать службу, нежели оставлять веру."
Средневековая миниатюра с изображением Павла Орозия. Жил с 385 по 420 года.
Средневековая миниатюра с изображением Павла Орозия. Жил с 385 по 420 года.

В числе мучеников за Христа, пострадавших от рук Юлиана и его приближенных много имён. Особенно можно отметить следующих подвижников :

  • Священномученик Кириак, епископ Иерусалима. Кириак, бывший евреем, урождённым с именем Иуда, был в числе свидетелей обретения Животворящего Креста и чудес, совершаемых у него. Отказавшись отречься от Христа, он был жесткого бит и в конце концов брошен в кипящую воду по приказу бесноватого императора.
  • Порфирий Эфесский, бывший актёром. Он был участником кощунственного представления, в котором перед Юлианом, в карикатурной трактовке, в насмешку над верой, изображали таинство Крещения. Внезапно Порфирий понял, что он христианин о чём исповедовал во всеуслышание и после пыток был казнён на месте.
  • Преподобные Евгений и Макарий Антиохийские. За отказ от участия в языческих оргиях и за обличение императора в отпадении от Христа, были жестоко избиваемы и понуждались к отречению от Святой Веры. Стойко перенесши все истязания многобожников, были сосланы в Аравию где и вознеслись на Небо.
  • Великомученик Артемий Антиохийский. Был воином при Юлиане Отступнике. Видя, на какие мучения император обрекает христиан, прилюдно обличал его в жестокости и поклонении бесам. Был жестоко мучим, безуспешно склонялся к отречению. После истязаний был обезглавлен.
Святой Великомученик Артемий обличает Юлиана.
Святой Великомученик Артемий обличает Юлиана.

Впрочем, удовлетворяя и потворствуя кровожадности языческой толпы, Юлиан не смог добиться ни уничтожения христианства ни "реформации" язычества ибо словами Апостола Павла "идол есть ничто".

Важно отметить, что гонения носили по большей части не системный характер. Попросту говоря, обычно Юлиан не имел прямого отношения к тому или иному преступлению. Язычники, получили негласный карт-бланш на зверства, а их преступления не расследовались и всячески поддерживались властями на местах. Всюду убивали христиан, жгли церкви, разоряли кладбища, уничтожали мощи святых. Не нужно объяснять, что из себя представляла эта катастрофа, наша страна в прошлом веке перенесла тоже самое.

Так например, Аммиан Марцеллин приводит известие об убийстве епископа Александрии Георгия : "...вся чернь в возбуждении от неожиданной радости устремилась с ужасным криком в дом Георгия. Его вытащили, подвергли всякого рода истязаниям, волокли по земле и до смерти затоптали ногами."

Будучи прекрасно образован, Юлиан помышлял о возвышенных идеях, якобы сокрытых в языческих обрядах и мистериях. Искал мудрости и умиротворения в ветхой старине и её нравах. Не видя, что всё это не интересует рядового "pagani" и не находит отклика в сердцах даже у языческих жрецов. Пока Юлиан пытался проникнуть в тайны времён и соприкоснуться с сокровенным, простой идолопоклонник искал у "богов" помощи в житейских делах и жаждал тленных мирских благ.

Еще более удручала его религиозная холодность профанов, иными словами, народа. Когда в Антиохии совершалось празднование в честь Аполлона, Юлиан, в ту пору имевший там свою резиденцию, рано утром отправился в загородную Дафну, где находилось главное святилище этого божества. Он надеялся увидеть там «торжественное собрание народа для жертвоприношений, но вместо этого встретил одного только жреца, несшего гуся. Юлиан спросил, какая жертва будет приноситься? Жрец ответил: “Я от себя несу гуся” - Владислав Цыпин "История Европы дохристианской и христианской".

Однако долгая жизнь не была уготована Юлиану Отступнику. Как бы не обстояли дела в империи, угроза персов никуда не исчезала. С переменным успехом Юлиан бил врага, но уже было дойдя до Ктесифона (столицы державы Сасанидов) вынужден был отступить. Армия римлян постоянно была терзаема вражескими засадами и мелкими стычками.

Ктесифон выделен красным.
Ктесифон выделен красным.

В одной из них, 26 июня 363 года, в возрасте 31 года, был смертельно ранен идолопоклонник Юлиан Отступник.

Согласно православному преданию, описанному у святителя Димитрия Ростовского, уже по смерти своей воин Христов, соединившийся с Церковью Небесной, сослужил воинскую службу на благо Церкви земной. По молитве святителя Василия Великого перед иконой Пресвятой Богородицы об освобождении христиан от гонителя христианской веры Юлиана Отступника. Заступница рода христианского послала святого воина Меркурия в помощь от Церкви торжествующей к Церкви воинствующей. Образ святого великомученика Меркурия, изображенный на иконе рядом с образом Пречистой Богородицы, стал невидимым, а затем вновь показался с окровавленным копьем.
В этот самый момент Юлиан Отступник был пронзен на Персидской войне копьем неизвестного воина, тотчас ставшего невидимым. Окаянный Юлиан, умирая, воскликнул: "Ты победил, Галилеянин!"
Святой Меркурий пронзает Юлиана Отступника.
Святой Меркурий пронзает Юлиана Отступника.

Благодарю за внимание. Ευχαριστώ. Не забудьте подписаться.