Современная Россия начиналась здесь, на Рюриковом городище! Сюда был призван править* первый русский князь, основавший династию, правившую 700 лет. Отсюда после его смерти Олег и Игорь ходили на Царград, заключили мир с Византией, по дороге захватили Смоленск и Любич, а придя в Киев, убили Аскольда и Дира, и объявили тот столицей своего государства. Это все вы легко можете почерпнуть из учебников истории. Но проникнуться историей, кожей ощутить «начало начал» возможно только на берегах Волхова. Поэтому мы и назвали это место сакральным для каждого российского путешественника, и рассказываем о нем вот уже третью статью подряд.
Удивительно, сколько всего на этом крошечном пятачке земли уместилось: и виды на Волхов и Юрьев монастырь, и древние артефакты, и даже недостроенная железная дорога (о ней чуть позже).
Единственным уцелевшим в веках и войнах памятником архитектуры на Городище оказался Благовещенский собор. Его поставил на Городище сын Владимира Мономаха князь Мстислав Владимирович в честь рождения своего первенца Всеволода, в крещении Гавриила.
Благовещенский собор, второй по величине собор Новгорода после Софийского. В отличие от кафедрального, он выполнял функцию придворного, княжеского храма, а находящийся почти напротив него на противоположном берегу Волхова Георгиевский собор Юрьева монастыря стал княжеской усыпальницей.
Сейчас руины церкви стоят под стеклянным куполом, внутри от проема к проему проложены мостки, подсветка, установлены интерактивные экраны и доски – церковь «заговорила» с нами из глубины веков. Мы искренне считаем такой вариант сохранение памятника истории музейным подвигом новгородцев. Ведь после Великой Отечественной казалось: не то, что восстановить, показывать туристам нечего. От идеи воссоздать храм полностью, к счастью, отказались: это был бы столь нелюбимый нами новодел, а не почтенные руины.
И вот вам первая загадка...
Почему на табличке указаны три даты постройки собора
Дело в том, что в 1342 году Благовещенский собор был разобран. А рядом, частично перекрывая старый фундамент, на новом основании был возведен новый. Причиной, скорее всего, послужили существенные деформации ранней постройки XII века.
Позднейшая переделка представляется аналогичной.
Долгое время историкам казалось, что от первоначального собора ничего не осталось. Однако в ходе реставрационных работ под полом были обнаружены фрагменты штукатурки с живописью. А значит, мы может предполагать, что старый собор был богато расписан. А еще, тут нашли разноцветную керамическую плитку.
В 2016 году перед западным фасадом храма мы видели раскрытые археологами остатки Благовещенского собора XII века.
Новый собор унаследовал основные черты старого. Благовещенский храм XIV века представляет собой четырехстопную постройку с одним алтарным выступом и трехчастным членением фасадов лопатками. Размеры стен без апсиды – 15 на 15 метров. В ходе перестройки утрачены верхняя часть кладки, своды и барабан. Но, благодаря работе археологов и реставраторов, мы можем видеть уцелевшие после Великой Отечественной части собора и XIV века, и остатки храма XII века.
Интересная особенность Благовещенской церкви – два типа колонн: ближе к входу расположены круглые в плане, а к алтарю – квадратные.
Кстати
- Помимо Благовещенского собора на Городище в разное время стояли каменная церковь Архистратига Михаила, деревянные церкви Святителя Николая Чудотворца, святых бессребреников Косьмы и Дамиана, и даже Аргамаков монастырь с Георгиевской церковью. Все они не просто не дошли до нашего времени, неизвестно даже их точное расположение. Но некоторые можно увидеть на иконе конца XVI века «Видение хутынского пономаря Тарасия».
- В Городище прошло детство Александра Невского, гостили иноземные посольства на пути в Москву.
- В 1477-1478 годах, во время осады Новгорода Московским войском (присоединение Новгородской республики к Москве), в Городище располагалось ставка Ивана III.
- После утраты государственного значения и статуса княжеской резиденции здесь был один из дворов новгородского купца Семена Стоянова, затем – сад Иверского монастыря.
- Петр I подарил Городище Александру Меншикову, а после опалы последнего территория отошла казне.
- В начале XIX века Городище в память о родоначальнике Российского государства стали называть Рюриковым.
В 2012 году к югу от церкви Благовещения в честь 1150-летия российской государственности был установлен Княжий камень. Огромный сорокатонный валун привезен из Батецкого района Новгородской области.
На нем высечена цитата из Радзивиловской летописи об основании легендарным Рюриком Новгорода: «И прия Рюрикъ власть всю одинъ, и пришед къ Ильмерю, и сруби городок надъ Волховом, и прозваша и́ Новъгород, и сѣдѣту, княжа, и раздая мужемъ своимъ волости и городы рубити».
Мост, которого не было
Первым важным событием, значительно изменившим исторический ландшафт вокруг Рюрикова городища, стало строительство Сиверсова канала в рамках Вышневолоцкой водной системы. Канал строился с 1798 по 1803 годы по инициативе новгородского губернатора Якова Ефимовича Сиверса, чтобы соединить Мсту в нижнем течении с Волховом, проложив таким образом путь для торговых судов в обход бурных вод озера Ильмень.
Проект не удался, канал был проложен по болотистой местности и почти сразу начал заиливаться. Однако он разделил городищенский холм на две части и изменил русло Малого Волховца.
На подъезде к Городищу есть еще одна достопримечательность, которую не хотелось бы обойти вниманием. Это недостроенный мост начала прошлого века, быки так и торчат из Волхова. Мост стоит недостроенным уже более ста лет.
История появления тут быков, ставших отдельной достопримечательностью, такова. В начале ХХ века собирались построить железнодорожные пути «Петербург – Орел» и «Нарва – Валдай», которые должны были пересечься в Новгороде. Грандиозную стройку задумали еще в 1913 году.
Городской голова Александр Соловьев отмечал, что «для Новгорода это было бы очень выгодно, ибо тогда мы получили бы кратчайший и прямой выход на Москву чрез Валдай и Бологое, а также чрез Бологое с Рыбинском и, следовательно, с волжскими грузами».
По планам, дорога должна была пересекать пять губерний, соединив тем самым порты Балтийского моря с городами центральной России. Совет министров постановил, что идея великолепна, и дал добро на начало строительства. Однако помешала Первая мировая война.
К проекту вернулись в 1916-м, посчитав, что создание новой железнодорожной линии будет преимуществом не только в мирное время, но и сможет служить для переброски войск в период военных действий. 800 верст путей «Петроград – Орел» должны были разгрузить Николаевскую и Витебскую линии, занятые снабжением тогдашней столицы.
Но до Октябрьской революции 1917 года удалось построить лишь несколько участков железной дороги на территории современных Новгородской и Ленинградской областей. И лишь один отрезок ввели в эксплуатацию в 1920-х.
Надо отметить, что против строительства железной дороги именно в этом месте поднялся настоящий общественный протест, одним из идеологов которого стал знаменитый художник Николай Рерих. Шутка ли, в непосредственной близости от насыпи оказались Спас-на-Нередице и Рюриково городище!
Да, эта несостоявшаяся насыпь тоже сохранилась. Но, поезда по ней так и не пошли. Иначе, как знать, как сказалось бы движение под завязку набитых товарняков на сохранности памятников.
«Стыдно нам, если и в наши дни вырастают такие проекты. Неужели наше строительство, так нужное и долгожданное, должно проходить лишь среди кощунства над лучшими местами государства. Неужели это нельзя предвидеть и вести проект дороги по ту сторону Новгорода, где ничто не нарушится, да, кстати, и болот меньше. Верю, что министр путей сообщения не даст совершиться делу непоправимому», – писал Рерих.
Железнодорожную ветку еще в проекте перенесли чуть севернее. Насыпь для нее перерезала протоку Спасовку. Был построен участок дороги через Новолисино и Тесово. Уже в советское время пытались реанимировать задумку, так, остались участки пути «Павловск – Новгород» (Павловская - Предузловая) и «Валдай – Крестцы», но полностью проект времен Первой Мировой так и остался проектом.
Насыпь начали убирать уже в новом веке, в 2014-м, именно по ее части сейчас идет автодорога к Городищу. Но кусочек пути оставлен, видимо, для истории. И в Волхове все еще стоят крепкие каменные опоры, которые должны были стать основой для железнодорожного моста. В том же 2014 году, когда территория городища была представлена частным инвесторам, предлагалось соединить Рюриково Городище с Юрьевым монастырем, построив велопешеходный мост или канатную дорогу на существующих быках. Возможно, этим планам еще суждено сбыться. Было бы здорово!
Что еще можно почитать и посмотреть у нас о Великом Новгороде:
________
* – куда именно сел на княжеский стол легендарный Рюрик: сразу в Новгород или все-таки «проездом» через Старую Ладогу с помощью цитат из разных летописных сводов рассуждали в прошлой части.
Оставайтесь с нами!
Сайт "Путешествия с собаками"
Дзен (Подписывайтесь!)
YouTube
Фото хозяйки
СМИ о нас