Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Психологический анализ рассказов А.Грина. 77. "Вокруг света"

«Тот, кто хочет понять символ, всегда идет на риск». (О.Уайльд)

Вокруг света, 1916

Сюжет:

Радостный Жиль Седир возвращается домой из кругосветного путешествия, в родной Зурбаган, спустя два года. Он держал пари с местным богачом, что совершит путешествие и успеет вернуться в срок. И тогда Жиль получит деньги на реализацию своего изобретения. За это время он стал знаменитостью. Он заходит в кабачок и его узнают радостно-любопытные жители: они знают о пари и расспрашивают о приключениях и об увиденном в чужих странах.

Жиля ждет волнительная встреча с любимой женой — Ассоль, после которой к ним в дом приходит поверенный фабриканта Фриона и сообщает, что Фрион разорился и не может теперь выплатить обещанную премию и вручает письмо от некоего Аспера.

Жиль сражен. Однако находит в себе силы прочитать письмо Аспера с приглашением посетить его загородную виллу.

Там, на вилле, Аспер делает Жилю новое предложение: отправиться в кругосветное путешествие на два года заново начиная с сегодняшнего вечера. За это Аспер оплатит проигрыш Фриона и свой, двести тысяч.

В итоге Жиль принимает это предложение и простившись с любимой, снова отправляется в путь.

Утром он просыпается в поселке Альми, на своей первой остановке и слушает песню, которую играет пастух о Зурбагане и его весне, женщинах. Седира догоняет Аспер: он решил отдать деньги Жилю сейчас, не дожидаясь двух лет.

Рассказ, завершающий 1916 год.

Написанный в такой же легкой, практически юмористической манере, как и «Капитан Дюк», несмотря на тяжелый эмоциональный завал, с которым сталкивается герой в его середине.

«Если утром, незлопамятный от природы, он переживал в восторге удачи только вдохновенное и красивое, то теперь бился над пыльной, темной изнанкой сверкающего ковра» -

так описан этот момент.

И темы рассказов значительно перекликаются. У героя есть дело, мечта (и в данном случае это одно и то же), ради которого он живет и ради которой стоит жить и терпеть бедствия этой жизни. В данном случае это некое важное изобретение, которое Жилю нужно донести людям. Что это за изобретение, для читателя на первый взгляд остается неизвестным. Хотя мы, конечно, же, читая Грина и зная уже его хорошо как писателя, понимаем, что это может быть за изобретение и в чем оно состоит.

Его интерес, усилия, ценности разделяет с ним его жена. И как он сами признает, все это он делает ради нее.

Дорога. И снова эта тема, вокруг которой кружит гриновский герой. Ему словно постоянно нужно быть в пути. И кажется, хотелось бы отдохнуть и провести хотя бы несколько дней дома, насладиться обществом любимой и любящей жены, но нет такой возможности. Нечто более сильное и властное зовет в дорогу.

«Равнодушный ко всему, ровным, неслабеющим шагом прошел он долину и часть холмов, песчаной тропой вышел на семиверстную лесную дорогу...»
«Это о тебе, Ассоль. И ради тебя, право, не пожалею я ног даже для третьего путешествия. Не я один был в таком положении»,

- произносит он, слушая песню влюбленного пастуха. Пастух поет о Зурбагане и весне, о женщинах Зурбагана. Описание этой весны очень похоже на описание весны в рассказе «Зимняя сказка», 1912 года (см. Анализ 57), где в доме собрались ссыльные.

«В Зурбагане, в горной, дикой, удивительной стране,
Я и ты, обнявшись крепко, рады бешеной весне...», -

так начинаются стихи в рассказе «Вокруг света».

«Весна в наших краях …сильная, такая веселая ярость что ли. В один прекрасный день всходит весеннее солнце и толчет снег...» (из рассказа «Зимняя сказка»)
«Все скучаем, это сон, сон, мы проснемся, честное слово, надо проснуться, проснемся и мы. Будем много и жадно есть, звонко чихать, открыто смотреть, заразительно хохотать, сладко высыпаться, весело напевать, крепко целовать, пылко любить, яростно ненавидеть... подлости отвечать пощечиной, благородству - восхищением, презрению - смехом, женщине - улыбкой, мужчине - твердой рукой... Тело из розовой стали будет у нас, да...» -

- мечты, которыми делится четвертый — человек в меховой шкуре, который на время попадает в дом ссыльных и бежит дальше, куда-то в эту далекую страну с особой весной.

Достаточно парадоксальным способом получается действует герой, ведь он уходит от жены постоянно, оставляя ее одну.

Впервые Грин называет свою героиню именем Ассоль - в этом рассказе.

Автор: Орлова Ольга Анатольевна
Психолог, КПТ

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru