Так уж вышло, что этот фильм, пропитанный духом советского времени, стал для меня символом 1 мая. Почему-то и сегодня в 2023 году фильм 1956 года не теряет своей актуальности.
Казалось бы, что может быть нового? Но пересматривать старые фильмы иногда становится весьма полезным занятием.
Спустя годы внимательный повторный просмотр советской классики открывает глаза на простые истины, о которых не всегда задумываешься в потоке жизни. Спустя время меняется и взгляд на вещи: то, что казалось непонятным, неправильным, несуразным может найти своё логическое объяснение.
Полагаю, что читатель, который по счастливой случайности откроет эту статью, будет знаком с сюжетом фильма, поэтому пересказывать его полностью нет необходимости. На первый взгляд, всё действительно весьма просто: молодая учительница Татьяна Левченко приезжает в город рабочей молодёжи, где сталкивается с определенными трудностями, главной из которых становится влюблённость в неё взрослого ученика - Александра Савченко. Недостаток опыта не позволяет ей понять, что перед ней отнюдь не маленькие дети, которые будут беспрекословно учиться грамоте. Ученики вечерней школы имеют другие проблемы: семья, работа, быт, зависимости.
Имидж советского учителя или педагога, как она сама себя называет в первой сцене, не позволяет ей окунуться в культурную жизнь рабочего городка. Татьяна Сергеевна отказывается от танцев, от распития шампанского, ограничивает себя во всяком общении с местными.
По этой же причине в самом начале фильма учительница не открывает дверь своего нового жилища, игнорируя предложение Савченко. Высокомерна? Невежлива? Не думаю. Она понимает, что завтра она войдет в класс, где встретится с ними снова в рабочей обстановке. Таким образом, стена в отношениях "учитель-ученик" не должна быть разрушена.
Отдельного внимания заслуживает коммуникация с невестой Савченко - Зиной. Что в общем-то сложно назвать коммуникацией благодаря Татьяне. Лишь однажды она удивленно воскликнет в ответ, когда Зина истерично выбросит её вещи, отомстив таким образом за отобранного жениха. Но отсутствие реакции Татьяны Сергеевны на нападки со стороны девушки как раз-таки и говорит о более высоком уровне её воспитания.
В то же время увлечение Татьяны Сергеевны Блоком, который "писал про любовь", всё же намекает, что героине совсем не чужды простые человеческие чувства. Что возможно, с одной стороны, дает и некую надежду влюблённому в неё Савченко, а, с другой стороны, в очередной раз демонстрирует разрыв между ними (он не знал Блока).
На разность миров дополнительно указывает продолжение этой сцены. Внезапный визит Савченко не входил в планы Татьяны, и она увлекается прослушиванием концерта, якобы позабыв о своем нежданном госте. Искусство видится девушке более важным в тот момент времени или может быть ей нарочно хотелось приобщить своего ученика к прекрасному? Тем не менее, почувствовав себя лишним на этом празднике жизни, Александр удаляется. В этот раз Татьяна отдала предпочтение Рахманинову.
Та же пропасть прослеживается в общении Савченко с инженером - другом Татьяны Сергеевны. Ответ Александра на предложение инженера Николая пойти вместе с ними: "А мне в другую сторону". Он снова чувствует себя лишним, на этот раз уступая интеллигентному инженеру. При этом, встретив старую компанию, он также отказывается к ним присоединиться. Значит еще не все потеряно? Герой на распутье? Благоприятно влияет симпатия к Татьяне?
В это время отстранённость Татьяны играет с ней злую шутку - теперь уже она чувствует себя чужой. Истина заложена в словах инженера: "Это у тебя они класс, но ведь они рабочий класс". Встав на место проштрафившегося ученика, Татьяна Сергеевна решает исправить ошибку и с лёгкой руки своего друга направляется на завод. Горящие глаза, живой интерес. Мы видим, как эта "экскурсия" переворачивает её сознание.
Понимание того, что он не пара молодой образованной учительнице, вгоняет Савченко, как сейчас бы сказали, в состояние депрессии. Всё напоминает ему о неразделённой любви. Так в диалоге с младшим братом, который гордо сообщает ему о заметке в газете, он не сразу понимает, о чём речь. "Про кого про неё?" - "Про печь". И по классике жанра по близости оказываются "добрые друзья" (в его случае один друг), которые не упускают возможности подлить масла в огонь.
И вот Александр снова находится на распутье. Метание героя проявляется в сцене "под дождем". Когда, оставив Зину и старых друзей, он не бежит вслед за учительницей (уже не позволяет гордость?), он снова выбирает нейтральную дорогу.
А почему собственно не Зина, которая внешне выглядит довольно привлекательно? Вероятно с неплохим приданым. Зина понятна, проста и, не побоюсь этого слова, доступна. Остаться с ней - значит остаться на месте, в "плохой компании".
Как вы видим, каждый из героев проходит свой путь развития, заполняя недостающие лакуны мировоззрения. Как известно, с приходом весны просыпается всё живое, возрождаются чувства. Весна - начало жизни. И наш ученик будто снова предпринимает попытку покорить Татьяну (изображение №1 ↑). Будто разгадав секрет обольщения (Татьяне нравятся умные мужчины), он даёт верный ответ на один из вопросов экзамена и уходит (?!)... Между ними всё ещё остается та воображаемая пропасть? А может быть потому что школа - не место для выяснения отношений? Надежду на продолжение большой истории дарит нам не только "вопрос про многоточие", но и безмолвная реакция самой Татьяны: она задумчива, мечтательна, её глаза излучают свет, практически как тогда - при прослушивании концерта Рахманинова.
Вам также может быть интересно:
- "Провальные ремейки советских фильмов!"
- "Удачные ремейки советских кинофильмов".
- Тест на знание цитат из советского кино.