Продолжение. Начало тут
Третьему начальнику Антонины Матвею Захаровичу Аграненко, который из председателей колхоза был выбран председателем горисполкома в хрущевские времена, ничего от нового "мэра" не нужно. Просто во времена своего председательства в колхозе он дружил с директором школы, сыном которого и является новый "мэр". И захотелось старику увидеть "мэра", которого он знал, когда тот под стол пешком ходил.
А работает Матвей Захарович ночным сторожем на автостоянке, и болен раком, уже не операбельным, и жить ему осталось не больше полугода, но об этом еще не знает. Зато знает Антонина. Матвея Захаровича играет Алексей Жарков. Его тоже снимал Орлов в "Женщинах, которым повезло" в роли командира женских курсов снайперов.
Матвей Захарович введен в фильм, чтобы сказать доброе слово в адрес Никиты Сергеевича Хрущева, показать, что это был не просто примитивный "волюнтарист" и "кукурузник", а очень недооценный и противоречивый персонаж советской истории. А сняли в свое время Матвея Захаровича с должности в связи с почти детективной историей.
Как честный коммунист, поверил он в решения ХХ съезда КПСС о "демократизации внутрипартийной жизни и возвращении к ленинским нормам партийной морали", и решил написать т. Хрущеву письмо об имеющихся с его точки зрения недостатках в практике экономической политики построения коммунизма. Что он там написал на эту тему в фильме не указывается, но вполне можно догадаться - и о "кукурузе", и о "догнать и перегнать", и о хаосе при разделении партийных организаций на "сельские" и "промышленные". Но самое главное Матвей Захарович решил раскрыть глаза т. Хрущеву на т.н. "расстрел мирной рабочей демонстрации в Новочеркасске".
Рассказал ему об этих событиях инструктор горисполкома Федор. И очень они возмутили Аграненко. Как так, на сорок пятом году Советской власти советские войска расстреливают мирную демонстрацию советских рабочих, которая шла под красными флагами и с портретами Ленина, Маркса и Энгельса. Неправильно это. Вот и решил Федор написать письмо и лично вручить его т. Хрущеву, который должен скоро посетить их город.
Здесь надо отметить, что авторы фильма поддались политической конъюнктуре момента или просто добросовестно заблуждались. События в Новочеркасске являлись одним из "трех источников и составных частей" того базиса антисоветской истерии, официально раздутой Горбачевым и Яковлевым, начиная с 1989 г.
"Сталинские репрессии", "Пакт Молотова-Риббентропа", "Катынский расстрел польских военнопленных" и "Расстрел рабочей демонстрации в Новочеркасске в 1962 г." - вот были главные идеологические тараны, с помощью которых т.н. "демократы" крушили Советский Союз, не гнушаясь фабрикации фальшивых исторических документов, в частности в отношении советско-германского договора о ненападении и "расстрела в Катыни". По "новочеркасским событиям" даже возбудили уголовное дело в отношении высшего руководства СССР того времени - второго секретаря ЦК КПСС Фрола Козлова и первого зампреда Правительства СССР Анастаса Микояна, которых уже не было в живых. Дело расследовалось до 1994 г.
Но если с " пактом" и "Катынью" антисоветский замысел удался, до сих пор это краеугольные камни антисоветизма и русофобии, которые пока не удается отправить на свалку истории, то с "новочеркасскими событиями" "номер не прошел", не получилось навесить на Советскую власть это якобы преступление. Все-таки политика политикой. а уголовный процесс уголовным процессом. Не нашли следователи доказательств вины Козлова и Фролова о том, что была команда умышленно расстрелять "мирных демонстрантов". Более подробно этот вопрос у нас рассмотрен в статье о фильме А. Кончаловского "Дорогие товарищи". И все кто начнет обвинять автора в предвзятости и незнании истории, сначала прочтите эту статью.
Но в момент съемок фильма его авторы находились в плену яковлевской антисоветской пропаганды и потому не знали всех подробностей этих событий. Прямо как Матвей Захарович, который пишет свое письмо со слов своего друга Федора.
И начинается развиваться почти детективный сюжет том, как Аграненко передать письмо Хрущеву лично в руки. Тут и ночные конспиративные встречи на ночной улице, и тайное изготовление экземпляров письма при помощи Антонины, и подыскивание тайника для хранения письма в туалете квартиры передовика, именно во время посещения этой квартиры Хрущевым Аграненко и собирался передать письмо. И предательство со стороны ближайшего друга Федора, который, чтобы спасти Матвея Захаровича от необдуманного поступка передал копию письма секретарю райкома партии.
Федор никакой не стукач, а трезвомыслящий, интеллигентный человек. Который понимает всю бессмысленность и опасность затеянного Захаром Матвеичем. Александр Овчинников очень убедителен в этой маленькой роли.
Федор не предает, а именно спасает простодушного своего друга от вполне возможных репрессий. Бесполезно жаловаться Хрущеву на самого Хрущева.
А потом и секретарь райкома партии Василий Фомич в исполнении Николая Пенькова в свою очередь прочистит Аграненко мозги.
Какого же матерого волка здесь изобразил Пеньков. Чувствуется за человеком не простая биография, все прошел, все знает, все умеет. Не какой-то там абстрактный "партократ", а настоящий Хозяин, умный, всезнающий и понимающий, злой и беспощадный к такому вот сельскому идеалисту, который верит в "решения ХХ съезда партии" об осуждении "культа и "возвращении к ленинским нормам морали". Злой потому, что видит как они ошиблись назначив этого простодушного председателя колхоза на руководящую должность. А с другой с другой стороны нравится ему этот простой мужик, который решил поиграть в игры, в которых ничего не смыслит. Который простодушно верит Хрущеву, а тот уже и собственный "культ" начал т.с. "культивировать".
Но Аграненко не такой уж дурачок, вовремя понял, что погорел и потому прикидывается раскаявшимся, сдал все экземпляры письма. А Василий Фомич ему якобы и поверил, и потому не стал принимать к Аграненко меры. Но ведь все равно не выдержал Аграненко
Мужик что бык: втемяшится
В башку какая блажь -
Колом ее оттудова
Не выбьешь: упираются,
Всяк на своем стоит!
поднял среди ночи Антонину, оторвав от мужа, и заставил по памяти напечатать письмо вождю по новой. А поскольку Хрущев изменил планы и не стал заезжать в их город, то Матвей Захарович выскочил на загородное шоссе и попытался остановить проезжавший кортеж Хрущева, чтобы отдать письмо. Но машины не остановились. А через полгода Аграненко все-таки сняли. Не оправдал доверия. И всю оставшуюся жизнь этот идеалист винил себя, что не удалось тогда ему пробиться к Хрущеву со своей правдой, может быть и жизнь страны по другому бы пошла.
Вечный вопрос - хороший царь и плохие бояре, а между ними простой народ, жаждущий справедливости. Вот смысл третьей серии. А новоявленному "мэру" в очередной раз Антонина показала, что "не все так просто". Разные люди были до него - слабые духом и герои.
А о четвертой встрече нового "мэра" со своими предшественниками в четвертой части.