1920. Май, 2
Создана особая губернская продовольственная комиссия-тройка
в составе председателя губпродкомиссара Степенского, губвоенкома Атрашкевича и предгубкомтруда Грея «в целях более интенсивного снабжения республики хлебом и фуражом».
[ГАТО.Ф.Р.-84.Оп.1.Д.35.Л.1.; 1917-1921. Народ и власть. С.168.]
1934. Май, 2
Умер в ссылке в далеком поселке Усть-Цильма Коми (Зырян) АО епископ Виктор, в миру – Островидов Константин Александрович (1875-1934).
Краткое житие с допросного листка – Ответы на вопросы следователя при допросе 22 декабря 1932 года:
«Родился я в городе Саратове в семье псаломщика, образование получил в духовном училище, которое окончил в 1893 году и сразу же поступил учиться в семинарию, которую окончил в 1899 году, по окончании семинарии поступил в Казанскую академию, которую окончил в 1903 году. И сразу же принял монашество. С этого времени жил по разным монастырям. Причем два года я пробыл в городе Хвалынске, куда был командирован специально для укрепления вновь основывающегося монастыря. После этого я уехал в Палестину и прожил в Иерусалиме вплоть до 1908 года. Возвратясь обратно из Иерусалима, я в России был во многих монастырях настоятелем и на других должностях.
В 1919 году был посвящен в сан епископа и направлен в город Вятку, где и служил вплоть до 1923 года. В 1923 году был осужден органами ОГПУ. После чего систематически отбывал ссылку, как-то с 1923 по 1926 годы отбывал ссылку в Нарымском крае, после чего получил минус шесть и в 1928 году был вновь осужден в концлагерь сроком на три года; отбыв концлагерь, получил ссылку в область Коми Усть-Цилемского района, где и находился по день настоящего ареста, то есть 13 декабря 32-го года. Причину настоящего ареста ничем объяснить не могу, так как преступления за собой не чувствую.
По своим религиозным убеждениям являюсь последователем патриарха Тихона, обновленчества и Сергиевщины не признаю».
О жизни епископа Виктора в Сибирской ссылке известно совсем немного, главным образом из нескольких его писем семье Чудиновских, прихожан Всехсвятской церкви города Вятки. Село, в котором пребывал владыка, было совсем маленьким – четырнадцать дворов – в 60-70 верстах от районного центра Колпашево Нарымского края. В одном из посланий он писал: «Место наше глухое. Почта за 60 верст, и один не пойдешь – медведи в тайге, да и не пройдешь пешком, а надо на лодке. Но есть люди, которых угнали еще дальше: один священник ехал 32 дня на лодке до Колпашева, нашего главного села»...
Первое свое лето владыка Виктор провел на рыбной ловле на реке Кеть и на озерах, но зимой, в тех местах очень длинной, немного скучал. Занимался изучением английского языка, который, «может быть, когда-нибудь сгодится». В свое время в Иерусалиме он занимался, по совету архиепископа Антония изучением арабского языка, находя в этих занятиях утешение в скорби. Хотел владыка даже преподавать в школе, но, видимо, не получил на это разрешение от местных властей. С местным населением у ссыльных были хорошие отношения, он помогал крестьянам лечить больных, делясь лекарствами, которые привез или получал в посылках. «Народ живет бедно… Ребятишки малые ходят почти голыми, нечего надеть, и все болеют от холода. Льна и конопли сеют мало, а покупать материю очень дорого. Мужчины с осени уезжают на промыслы далеко верст за двести, в глушь в тайгу за белкой или рыбу ловить неводами – вот этим и живут, а своего хлеба совсем мало. Кругом непроходимые болота»...
Осенью 1926 назначен епископом Ижевским и Вотским. В октябре 1927 написал письмо митрополиту Сергию с опровержением Декларации, объявил об отделении и перешёл на самоуправление. Возглавил движение исповедников православия, названное его именем («викторианским») в Вятской и Вотской епархиях. Объединил приходы в Вятке, Ижевске, Воткинске, в Глазовском, Слободском, Котельническом и Яранском уездах. Находился в тесном общении с ленинградскими иосифлянами. Не подчинялся указам сформированного Е. Тучковым «синода», возглавляемого митрополитом Сергием (Страгородским).
В конце февраля 1928 года епископ написал «Послание к пастырям», в котором подвергал критике позиции, обозначенные в декларации. В частности, он писал:
«Иное дело – лояльность отдельных верующих по отношению к гражданской власти, и иное — внутренняя зависимость самой Церкви от гражданской власти. При первом положении Церковь сохраняет свою духовную свободу во Христе, а верующие делаются исповедниками при гонении на веру; при втором положении она (Церковь) лишь послушное орудие для осуществления политических идей гражданской власти, исповедники же веры здесь являются уже государственными преступниками...
Ведь так рассуждая, мы должны будем считать врагом Божиим, например, святителя Филиппа, обличавшего некогда Иоанна Грозного и за это от него удушенного, более того, мы должны причислить к врагам Божиим самого великого Предтечу, обличавшего Ирода и за то усеченного мечом»...
4 апреля 1928 года был арестован в Глазове и перевезен в Вятку, затем в Москву. Заключение отбывал в Соловках.
По воспоминаниям Дмитрия Сергеевича Лихачёва, находившегося в лагере вместе с Владыкой:
«Духовенство на Соловках делилось на «сергианское» и «иосифлянское»… . Иосифлян было громадное большинство. Вся верующая молодёжь была также с иосифлянами. И здесь дело было не только в обычном радикализме молодёжи, но и в том, что во главе иосифлян на Соловках стоял удивительно привлекательный Виктор Вятский… Он был очень образован, имел печатные богословские труды. <…> От него исходило какое-то сияние доброты и весёлости. Всем стремился помочь и, главное, мог помочь, так как к нему все относились хорошо и его слову верили… <…> Вышел приказ всех заключённых постричь и запретить ношение длинных одежд. Владыку Виктора, отказавшегося этот приказ выполнить, забрали в карцер, насильно обрили, сильно поранив лицо, и криво обрезали снизу одежду. Думаю, что сопротивлялся наш Владыка без озлобления и страдание свое считал милостью ей…».
Все свои посылки с материка Владыка раздавал заключённым.
Весной 1930 года Святителя переводят на материк. По постановлению ГПУ по пересмотру дела в апреле 1931 он был приговорён к ссылке на 3 года в Северный край и, после освобождения из лагеря летом 1931 года, сослан в село Усть-Цильму Северного края. Но через несколько месяцев в 1932 году его вновь арестовали, этапировали в город Сыктывкар и приговорили к 3 годам ссылки в Коми-Зырянскую АО. Там он проживал в селе Нерица Усть-Цилемского района в доме председателя сельсовета, помогая его семье в простых хозяйственных работах. В то время в селе жили сосланные старообрядцы. Владыка помогал крестьянам колоть дрова, беседовал о вере. Он часто удалялся в тайгу для глубокой молитвы.
Святитель скончался 2 мая 1934 года от воспаления лёгких. В районный центр его не смогли отправить из-за разлившейся реки.
Летом 1997 г. на сельском кладбище среди дремучих таежных лесов москвичи отыскали крест, на котором по дереву было выцарапано: «Епископ Виктор (Островидов)».
Канонизирован в лике святых в 1981 Собором Русской Православной Церкви Заграницей. В 2000 Архиерейским собором Московской патриархии определен в Собор новомучеников и исповедников.
Источники и литература:
- Вятский исповедник: Святитель Виктор (Островидов). Жизнеописание и труды / Сост. Л. Е. Сикорская. – М.: Братонеж, 2010. – (Серия «Новомученики и исповедники Российские пред лицом богоборческой власти»).
- «Из ссылки шлю вам благословение». Письма из Сибири епископа Виктора (Островидова), публ. В. Семибратова // «Вятка» № 1, 1997. С. 34-38.
- ВИКТОР (ОСТРОВИДОВ). Древо. Открытая православная энциклопедия
- Фильм "Претерпевшие до конца". Киностудия Отечество. Москва. 1997. Российский государственный архив кинофотодокументов. Автор: сценария и режисер Борис Криницын. Оператор: Геннадий Беляев.
В фильме рассказывается о жизни священноисповедника Виктора (Островидова), викария Вятской епархии, который скончался в ссылке в 1934 г. в Коми области, где в июле 1997 года и производились съёмки. Кинофильм "Претерпевшие до конца" является в полном смысле документальным. В нём запечатлён момент обретения мощей священноисповедника Виктора и обращение к православию и крещение жителей села Нерицы, в котором ещё помнят епископа Виктора.
Полную информацию об этом человеке, фотографии и копии документов вы сможете посмотреть в личной карточке «Островидов Константин Александрович» Томского мартиролога.
Музей располагает электронной базой данных более чем на 200 тысяч человек, прошедших за годы советской власти на территории Томской области через горнило «чрезвычаек» и «троек», раскулачиваний и массовых депортаций народов.