В 20-х г. в РПЦ окончательно оформляется обновленческий раскол. «Это был предательский удар по Церкви изнутри, нанесенный в пору тяжких испытаний, когда в разгар кампании по изъятию церковных ценностей она подверглась особенно жестким гонениям со стороны своих внешних врагов» (Прот. В. Цыпин "Обновленчество", «Прав. Бес. №3, с.29).
Еще в 1905 г. в Петербурге созрела группа 32-х священников, которые взывали к обновлению основ церковной жизни, шумно выступали в печати с тем, чтобы клирики и миряне получили равные права с епископами в решении всех вопросов церковной жизни. Призывали к возращению в древне-апостольские времена. В среде духовенства обнаружились увлечения радикального и даже революционного характера. «Либерально обновленческое течение объединяло часть городского духовенства (главным образом из молодых) и профессуры духовных заведений, тяготившихся архаичностью многих компонентов вероучения и обрядности, общим застоем церковной жизни и засильем епископата. Из внецерковных кругов их поддержали представители буржуазии и либеральной интеллигенции». После Февраля 1917 г. активизируются «Союз церковного обновления», «Всероссийский союз демократического духовенства и мирян». Этот союз издавал газету «Голос Христа», журнал «Соборный разум». В своих публикациях обновленцы ополчались на традиционные формы обрядового благочестия, на канонический строй церковного управления. Профессор Петербургской духовной Академии Б.В. Титлинов будучи редактором «Церковно-общественного вестника» превратил этот журнал в рупор модернистских идей.
Обновленцы выступали против восстановления патриаршества. В итоге они поддержали идеологию социализма и признали его высшей, самодовлеющей общественной целью и ценностью. В газете «Известия» от 14 мая 1922 г. они поместили письмо, в котором осудили позицию РПЦ относительно советского государства. Обновленцы пытались совместить такие понятия, как христианство и социализм, и находили в них много общего. «Христианство, - читаем мы в статье, опубликованной в журнале обновленцев «Живая церковь»(1922, №4-5), - провозгласило трудовую общину своим идеалом, общность имущества как долг человеколюбивой жертвенности…но ведь это же коммунизм… Идеал социализма - христианский идеал. Идеал коммунизма - христианский идеал. Все они почерпнули свое воодушевление социальной справедливостью из одного источника – идеала христианского».
На левом фланге обновленчества стоял «Союз общин древле-апостольской церкви. Программа союза провозглашала, что его целью является коммунизм, что она не только лояльна Советской власти, «но более, поскольку в принципах Октябрьской революции нельзя не усмотреть принцип первохристианства, церковь религиозно принимает нравственную правду социального переворота и активно, доступными ей церковными методами проводит эту правду в жизнь» (Атеистич. Чтения №5 1971. «Христианский социализм»).
Откровенное отождествление социализма и христианства раздражало власть. Действительно это «за уши» притянутое сходство было налицо. Если христианство действует из принципа человеколюбивой жертвенности, то социализм на насильственном распределении благ из-за чего возникают гражданские войны, откровенный разбой и бандитизм, прикрытые личиной благотворительного социализма.
В №10б 1926г. сообщается о диспуте митрополита Александра (Введенского) и А.В. Луначарского в экспериментальном театре. С 1921 г. Луначарский входил в комиссию при Антирелигиозно-пропагандистском отделе ЦК партии. С позиции воинствующего атеизма Луначарский высмеял всякие попытки Введенского доказать полезность церкви в стране Советов, даже обновленческой («Воинствующий атеист», Атеистические чтения, №8,1976 с.9). В 1927 г. лидеры обновленчества празднуют пятилетний юбилей своего движения. Но уже спустя год праздничное настроение идет на убыль, тираж уменьшается (3000 экз.), а в 1930 г. он сокращается вдвое. Власть охладела к обновленцам. На какой-то момент государство сослужило им службу, но в ответ им пришлось отплатить ему за это дорогой ценой, ценой полного подчинения этому государству. Обновленцы не сумели добиться доверия со стороны народа, слишком явной была их связь с богоборческой властью. К концу третьего десятилетия обновленцы потеряли свой авторитет. В это же время прекращается издание обновленческой периодики.