- Привет, орел, как там наши дела? Присаживайся, дай мне сигарету, если не жалко!
Круассаны, Марлборо и мой кофе уже на столе. Щука в свертке лежит в стороне на краю.
Шеф первое. что делает, закуривает сигарету, по-свойски распечатывая мою новую пачку.
Официально он не курит и сигареты не покупает, а чтобы не спалиться и снова не начать
курить, для перекура кого-нибудь из курильщиков зовет к себе в кабинет, заодно стреляет
чужую сигарету, устраивая себе небольшую радость с дымком в полной расслабухе с утра под кофе.
- Привет, Ваше Величество! Наши повара с первого этажа нам прислали круассанов под кофе.
- Маленький блиц? Предлагаю по три минутки! – На столе у шефа разложена шахматная доска и стоят часы, готовые к бою». @
В отделе шефа без свидетелей зовут «Ваше Величество», когда к нему обращаются в частном порядке по личным вопросам.
Для обсуждения рабочих проблем он для всех Леонид Михайлович Лир, и за спиной его
зовут Король, а иногда Король Лир, если проблемы тупиковые, но он всегда находит как-то компромиссный выход из ситуации.
Он не против дружеского погоняла, которое прилипло к его фамилии, чувство юмора у него присутствует почти всегда, но он очень вязкий и настойчивый руководитель, и его решения отменить практически не возможно, это получается иногда только у меня.
Мы с ним просто советуемся иногда, как приятели-подельники!
Когда все от чего-то отказываются, я очередную его проблему забираю себе на завершение, хотя у меня и своих дел выше крыши.
Наш отдел немного недолюбливают в институте, потому что каждый наш проект больше похож на фантастику, чем на обычную промышленную реальность и порождает массу очень сложных проблем.
Все наши проекты нетиповые и создают то, что пока не существует нигде в мире и в нашей стране и создают проблемы обычному проектному институту просто королевского уровня!
Я беру две пешки и тусую их под столом по рукам, шеф устанавливает время на шахматных часах.
Мои руки уже на столе, шеф выбирает цвет войска, ему выпадает белый и начало партии.
Щелчок стопора на часах, и мы разыгрываем обыкновенный ферзевый гамбит для разминки мозгов стремительно и неожиданно сложно.
Партию проигрываю по времени, продолжение гамбита для меня оказалось нестандартным и не очень понятным.
Пару раз я задумался на домашних заготовках шефа и слил партию по времени.
Шеф с выражением ласкового и сытого удовлетворения на лице, как у кота, докуривает
сигарету, тлеющую в пепельнице, и первый начинает личный разговор, отпивая кофе и
выбирая себе круассан более зажаристый и хрустящий.
- У меня особых вопросов по работе к тебе нет. Интересуют планы на ближайшее будущее. Что думаешь, если я тебя в сентябре отправлю на месяц-полтора в командировку «отдохнуть» в еб@ня?
У вас там вроде все работы закончены по старым темам, вашу группу переключают с цифры на тему САУ решением с верха.
Я с облегчением вздыхаю, кто-то явно мне помогает начать тот сложный разговор,
который я давно откладываю всё время на потом: «Может это бог, которого я потревожил на рыбалке?».
Тяну время и не спеша прикуриваю сигарету. Пора шефа порадовать и выйти из под контроля его воли и желаний:
- Леонид Михайлович! Готов поехать в Индию в Пхилаи, на авторский надзор на монтаж станов или на наладку от нашей конторы, как шеф-надзор. Хорошо бы попасть в Африку по контракту на новую стройку кем угодно на пару лет, чтобы заработать на квартиру. У меня родилась дочка, пора решить что-то с собственным жильём! По съёмным хатам мотаться надоело, а хочется жить своей семьей отдельно от своих родителей или тёщи.
Глаза шефа не меняют выражение его лица, моё выступление вполне ожидаемое для него:
- Ну, как попасть за границу, ты сам знаешь, надо вступать в партию! Рекомендацию я тебе могу дать, если нужно! Других вариантов я не вижу.
Сейчас надо ехать в командировку, чтобы закончить последние проекты: кому-то - на реконструкцию стана в Череп, а кто-то поедет на шеф-наладку станций управления для телескопа в Кировоград на завод в Александрии, где они уже готовы для военной приемки и отгрузки на объект. Куда хотел бы поехать ты?
Я пью кофе и жую круассан и думаю, что ответить: «Наша партия в шахматы еще не закончилась видимо! В этой конторе вся служба, как шахматы! Но шахматы у интеллигентов всегда на первом месте сразу после решений партии!».
- Леонид Михайлович! В партию я вступать не могу по личным проблемам, у меня анкета с палевом – есть родственники за границей, да и сам я родился там. Вы это прекрасно знаете! Я думаю, что раз темы наших работ исчерпаны, то могу квартиру поискать на стороне в другом месте, сменив работу. Я как только найду вариант работы с ведомственной жилплощадью, так и уйду от вас на свободу. Те пять лет, про которые мы договаривались, когда меня пригласили тут поработать с цифровым приводом, закончились. Теперь я могу быть свободен? Свою часть работы я давно выполнил, и мои разработки переданы на публикацию научному консультанту, а проектную часть работы давно закрыта совместно с нашей
группой цифрового привода. Проект по телескопу давно принят Заказчиком и там проблем нет. Обкатку системы будет делать лаборатория другого института, сейчас как раз должна быть заводская передача
оборудования под проверку и наладку. Про себя тихо думаю, чтобы работать или служить Родине в партию вступать совершенно
не обязательно, а вот отдать свою свободу за успешную карьеру, я совершенно не готов, но обменять ее кусочек на квартиру временно вполне допустимо!
«Свободы много не бывает, чтобы ее себе добровольно ограничить, но можно пару лет и потерпеть, если в обмен получишь то, что очень нужно для семьи именно сейчас!»
Шеф из-за моего решения уволиться маленько удивлен и явно нервничает, понимая, что я торгуюсь, даже закуривает вторую сигарету!
По микромоторике пальцев, пока он достает сигарету из пачки, я замечаю его волнение и легкий тремор возбуждения:
- Ты в конторе на очень хорошем счету. Думаю, управляющий и главный инженер тебя поддержат, если надумаешь вступать в партию, и помогут проскочить очередь на командировки по заграницам, чтобы попасть в первый заезд. В общем, ты подумай, прежде чем уходить! У тебя тут есть неплохие перспективы сделать карьеру и поехать поработать за кордон или стать руководителем отдельной группы аналитики по цифровым приводам, если не захочешь заниматься САУ, а зарплату
я тебе подниму до прошлогоднего уровня! В партию вступать видимо придется, у тебя как раз возраст смены комсомольских дел на
партийный уровень. Если вступишь в партию, то перейдешь работать в спецотдел, там возможностей больше. Правда в зарплате потеряешь, но лет через пять поедешь работать за границу.
Надеюсь, если ты соберешься увольняться, то найдешь и подготовишь себе замену в группе и в конструкторском отделе, где ты пока технический руководитель и у меня нет явной замены на твоё место. А что в пакете, я так понял, что это мне? - По его неожиданному переходу внимания на рыбу, я понял, что его тирада про мою карьеру ничего особо для меня не значит и разговор на личные темы закончен.
Его возможности на данный момент ограничены только на моей зарплате и вступлении в партию. И то, под вопросом видимо, а мне он дает время подумать о своём предложении.
Зарплату нам «повышали» каждый год системно, однако по факту она всегда уменьшалась на какое-то время на 15-20%, а потом поднималась до обычного уровня у отдельных «ценных кадров», чтобы не началась текучка грамотных проектировщиков.
На решения сверху о снижении средней зарплаты проектировщики реагировали по-разному.
Считанные единицы послабее увольнялись, а оставшиеся находили способ поднять свой доход немного больше, работая и принимая на себя дополнительную нагрузку, за которую платят отдельно от зарплаты.
В 1983 году зарплату проектировщикам реально резанули сверху по решению ЦК КПСС, коренным образом сменив систему премирования.
Раньше премия могла равняться окладу, а после смены методики подсчета выработки , премия не может быть выше тридцати процентов.
При явном понижении окладов по сетке категорий это дало снижение средней зарплаты проектировщиков на 25 процентов в среднем!
Конструкторы снижение особо не заметили. так как почти все сидели на сделке и средний заработок им постоянно стабилизировали ведомственными тарифами! Конструкторы пахали, как рабы на галерах, получая своё рабочее место по распределению после обучения и сменить его практически не могли.
Меня эти колебания зарплаты особо не касались, я постоянно зарабатывал неплохо, работая официально на двух должностях за один оклад старшего инженера и две премии с разных отделов за хозрасчетные работы, которые мне отлично стабилизировали приличную зарплату.
Проще говоря, в соседнем отделе я получал премию за сдельную работу: что сдал, за то и получил деньги! Премия в том отделе равнялась зарплате инженера-конструктора, на том месте, на котором никто кроме меня не соглашался работать.
Плюс – мне отдельно оплачивалась работа технического руководителя у дипломников, которых можно было набирать себе до трех штук, чем я совершенно не брезговал в отличие от моих сослуживцев, которым было жаль тратить своё личное время за небольшие деньги на молодых балбесов.
Балбесов у меня был всегда полный комплект, все трое благополучно защитились, а самого толкового я уговорил поработать в нашем отделе после защиты диплома!
За трех балбесов-дипломников в течении полугода я получал в общей сумме целую четырнадцатую зарплату, которой вполне хватало на дорогие американские джинсы.
- Если буду увольняться, то замена будет. Есть прошлогодний дипломник толковый, я с ним переговорю, чтобы он со временем занял моё место и все дела передам ему, если мой ГИП Шура Балаганов будет не против.
В конструкторском отделе есть два старших техника, я их убедил учиться на вечернем по специальности, они уже на третьем курсе. Очень толковые девушки, если им дать должность инженера досрочно, также как и мне в своё время, толк будет не хуже!
Я бы в Череповец съездил порыбачить, но в Кировоград интереснее, там арбузы и тепло, девушки и телескоп! Куда ехать –мне всё равно, но лучше на Юг, чем на Север! В пакете копченая щука вашей теще или жене, вчера был на рыбалке. Лишняя, угощаю!
Шеф резко закончил наш разговор:
- За щуку спасибо! Сколько я тебе должен?
- Ничего не надо! Гусары денег не берут! – Кофе допит, шеф пытается мне всунуть три рубля, я ухожу, оставив деньги на столе!
Без пяти девять подтягиваются мои коллеги, которые на работу обычно не спешат в отличие от меня.
Мы наливаем себе кофе и уходим в курилку на «черную лестницу» обсудить текущую внешнюю политику.
Наш ГИП-главный инженер проекта по кличке Шура Балаганов, научный консультант по кличке Мичурин и старший инженер по автоматизации, погоняло - Доцент – настоящий чех, который после обучения женился на россиянке, остаются обсуждать внутреннюю политику на своем рабочем месте.
Кофе они не пьют, играют в шахматы блиц очень редко и не курят. В нашей компании никогда не выпивают на работе, чтобы отметить чей-то день рождения или маленький личный праздник типа покупки машины или рождения ребенка, например!
Они все трое - одиночки по разным причинам, и от большого коллектива отдела держатся особняком своей маленькой кучкой, общаясь только по работе.
Партийный товарищ в нашей группе один - это научный консультант. Он формально не участвует в текущих работах, но ставит везде свои подписи в позиции нормо-контроль и следит за патентной чистотой наших проектов.
Если что-то тянет в проекте на изобретение, то он патентует нашу идею, публикует научные статьи в специализированных журналах и снимает за это дело премии за рационализацию и развитие научной мысли, как автор!
Иногда и нам достается немного из его халявы – со своей премии он покупает нам торт и бутылку коньяка.
Весь прок от него для работы - он нас спасает от частых рабочих совещаний, на которые мы не ходим, чтобы не отрываться от работы.
У него научный статус - кандидат технических наук, если требуется покопать научную информацию по электроприводу или автоматизации, то он свято исполняет часть своей работы!
После перекура я отдаю два пакета с копченой рыбой нашему конструктору –старшему технику Томе. Она отдаст моё угощение девочкам из двух других групп нашего отдела.
Третий пакет с рыбой я сам несу своим конструкторам - техникам из соседнего отдела монтажных кабельных трасс и проводок, которых я обучаю быстро и правильно делать свою работу и зарабатывать постоянно премию.
Они все работают на сделке, и чем быстрее работают, тем больше будет выполнен объем работ, с которого они получат зарплату, а я получу свою не очень большую премию.
Часть этих денег я обычно трачу на своих подчиненных. Я покупаю им новые рапидографы, которые часто надо менять, хорошую импортную тушь, которая не растекается и легко снимается, если требуется что-то исправить или переделать, и специальные трафареты, шаблоны, гликоли, которые значительно облегчают и ускоряют их чертежную работу.
Всю сложную часть работы я обычно для них готовлю, раскладывая все аккуратно на простые вопросы, ответы на которые их не будут отвлекать напряжением женской головы.
Кабельные трассы и проводки я им раскладываю на простенькие картинки-эскизы от руки и таблички, чтобы потом было проще мне проверять спецификации и кабельные журналы.
Эту работу я делаю вечерами, честно отрабатывая свою премию.
И вот теперь я решил от всего этого избавиться! Избавившись от рыбы, до вечера я погрузился в обычную рутину работы, правда целый день ко мне заглядывали всякие разные люди и благодарили за вкусную рыбу, которую я просто так раздал, чтобы порадовать людей чем-то дефицитным и отвлечь их от скучных будней проектировщиков железок. Кто-то интересовался, как бы такой рыбы прикупить.
Больше всех была довольна за рыбу наша группа. Я оставил для своих коллег самого большого окуня и большого леща.
На обед мы добыли хлеба в столовой и под рыбку тяпнули по глоточку самогона, который я конечно притащил из машины ,отлив в бутылку.
Выпить был небольшой повод, это сдача очередного проекта заказчику и моя удачная рыбалка.
Чтобы нас не беспокоили, на дверь кабинета повесили табличку: «Совещание по закрытой теме! Вход посторонним запрещен!».
Дверь в наш кабинет конечно закрыли на ключ, и это никого не удивило!
Около пяти перед закрытием столовой я зашел забрать рыбу из холодильника.
Из столовой я вышел, унося помимо рыбы пару банок хорошей тушенки и батон полукопчёной Таллиннской колбасы, которые мне достались от поварих с небольшой наценкой из заказов, которые формировала столовая на наш проектный институт и соседей из конторы во второй половине нашего огромного здания.
Вечером по дороге домой я заехал в полупустой продовольственный магазин в рабочем районе рядом с Кировским заводом, где часто бывал по делам на прокатных станах.
В магазин я зашел посмотреть, что там можно купить на ужин. Кроме молока, кефира и черствого хлеба и пошехонского сыра и всякой мелочи вроде печенья, дешёвых конфет и макарон, соли и сахара я ничего не увидел полезного.
В мясном и овощном отделе было чуть лучше: там можно было купить мясо с костями на суп и свежие овощи: лук, морковь, капусту и свежий картофель с поля и невзрачные яблоки.
Два пакета с овощами и следами мяса на суп на косточках отправился в багажник.
Заехав во двор магазина, я запарковался во дворе. Около черного входа в магазин курил мой старый знакомый мясник и рубщик мяса Миша.
Его будущая жена работала с моей женой и была нашей общей знакомой, которую я и познакомил с Мишей, который нас постоянно снабжал мясом.
Один пакет с рыбой отправился через Михаила подруге моей жены. Михаил мне предложил взять десяток свиных котлет на косточке и приличный шмат парной говяжьей печёнки. Он как раз рубил мясо на следующий день.
Я с ним рассчитался за мясо и печень с небольшой наценкой в процентов в двадцать пять. В качестве ответной любезности я ему налил самогона в пустую бутылку от портвейна.
Миша самогону очень обрадовался и пытался за него и рыбу рассчитаться, от денег я отказался принципиально.
Тогда он попросил меня подождать немного и пошел в соседний дом, в котором был другой магазин.
После его возвращения у меня в багажнике появилось две банки болгарских маринованных огурцов и бутылка редкого Токайского вина. Деньги за дефицит он брать с меня отказался, практически мне вернув мою переплату за мясо и печень.
Пока мы курили мое Марлборо, я ненавязчиво поинтересовался,
может он реализовать копченую рыбу по своим знакомым и постоянным клиентам: сколько и по какой цене.
Он мне ответил, что свежая копченая рыба быстро разойдется по любой цене среди своих продавцов, и он просто готов ее брать сам по полтора-два рубля за килограмм в зависимости от размера в любом количестве на реализацию, а деньги будет отдавать к вечеру, если рыба будет утром.
На этом мы расстались, довольные, что продовольственные вопросы не создают проблем в наших семьях, пока мы с ним знакомы.
Дорога домой с рыбалки в понедельник оказалась очень длинной. К дому родителей я подъехал уже в ближе к вечеру очень уставший.
Машину я решил оставить под окнами родителей, и не гнать ее на стоянку. В нашем темном дворе среди четырех общаг лимиты машины никто не парковал, чтобы их не залили краской, не закидали яйцами или мусором, а могли побить стекла и даже ограбить, сняв колеса и взломать багажник. И сигналка бы не помогла!
Мы с женой временно жили совсем недалеко в соседнем дворе. Когда у меня должна была родиться дочка, я сделал ремонт в съёмной квартире. Хозяйка нас немедленно тут же уведомила, что ее дочь выходит замуж, и квартиру она больше не сдает.
Пока я искал варианты нового жилья, нас согласилась приютить моя золотая теща, освободив на нас троих самую большую комнату. Мне было все равно где жить, но со своей мамой не хотела жить моя жена как ни странно по личным проблемам.
Она уже лет десять жила самостоятельно вдалеке от своих родителей, так же как и я сам не хотел давно жить со своими.
С родителями я расстался как только закончил спецшколу и начал работать, получив паспорт и трудовую книжку на первой работе техником в проектном институте, том самом, в который вернулся, успев сходить в армию и поработать в других местах, не забыв поучиться разным премудростям самостоятельной жизни и получить пару высших
образований практически экстерном на всякий пожарный случай.
По пути на пятый этаж к родителям с пакетом овощей и мясом, я по привычке с детства посмотрел в окно в подъезде, там за окнами была сплошная темнота двора, окруженного темными домами, а в детстве я видел когда-то Финский залив и узкую полосу заката.
Мне отчаянно захотелось вернуться в детство на Вуоксу и там остаться жить!
Продолжение следует.
Охотник с Севера. Редактировал Bond Voyage.
Предыдущие главы и другие рассказы автора читайте здесь.
Дамы и Господа! Если публикация понравилась, поставьте автору лайк, напишите комментарий. Он старался для вас, порадуйте его тоже. Если есть друг или знакомый, отправьте ему ссылку. Спасибо за внимание.
==========================
Желающим приобрести авантюрный роман "Одиссея капитан-лейтенанта Трёшникова" обращаться kornetmorskoj@gmail.com
В центре повествования — офицер подводник Дмитрий Трешников, который волею судеб попал служить военным советником в Анголу, а далее окунулся в гущу невероятных событий на Африканском континенте. Не раз ему грозила смертельная опасность, он оказался в плену у террористов, сражался с современными пиратами. Благодаря мужеству и природной смекалке он сумел преодолеть многие преграды и с честью вернулся на Родину, где встретил свою любовь и вступил на путь новых приключений.
===================================================