Найти тему
VIDEO\GAMES

Книга мастеров (2009)

"И так сойдёт!"

В 2022-м, хлопнув дверью погромче, от нас свалил Disney, так и не запустив стриминговый сервис, а вообще-то у компании довольно долгий опыт нахождения в культурном пространстве РФ. Сначала через импорт и официальную озвучку мультов ещё в девяностых, а потом и в производство оригинального контента взялись вкладываться. Первый блин, правда, в 2009-м году изрядно скомканным вышел. Помнится, "Книгу мастеров" я начинал смотреть раза два, и оба минут так через десять вырубал... слова "кринж" тогда в обиходе как-то не водилось, но это был именно он. С третьего раза вот осилил - заодно попытаюсь объяснить, почему даже браться за эту затею незачем.

молодые актёры вроде как даже стараются что-то отыгрывать... но вот только отыгрывать тут нечего
молодые актёры вроде как даже стараются что-то отыгрывать... но вот только отыгрывать тут нечего

Вот с чего может начаться сказочная история? Может со внезапного появления нечистой силы, устраивающей некоторый весёлую жизнь окрестностям? Ну, почти что... только для начала, нечистой силе нужно подрасти, набраться должного любопытства, и взяться хватать всякие блестящие камушки. Так из жизнерадостной дочурки бабы Яги соорудилась каменная княжна, и определённого толка геморрой для мастеров по работе с драгоценными камнями. Замутка такая - если артефактный минерал оживёт, то бездушная и бессердечная мразь покажет такой класс в нагибании мира, что леди Галадриэль при кольце всевластия и не снилось! Одна беда - пока что-то мастера нужного результата так и не добились, а следующий по наводке волшебного зеркальца - и вовсе редкостный неумеха, несмотря на потомственное ремесло. Тут надо какую-нибудь мотивацию сгородить, чтоб паренёк прокачивался... ну, например, приёмная доча княжны сгодится. То, что никто конечно сельскому дурачку красавицу отдавать не собирается, это уже отдельный разговор.

особый приз за отвратительную актёрскую игру уходит Ирине Апексимовой - её каменная княжна, это прям эталон пофигизма на образ персонажа
особый приз за отвратительную актёрскую игру уходит Ирине Апексимовой - её каменная княжна, это прям эталон пофигизма на образ персонажа

Хозяйка медной горы, баба Яга, русалки, Кощей, какие-то каменные чуваки, с явным татарским уклоном, барин с толстой капризной дочкой явно уже века из девятнадцатого... короче - полный фарш, ну или винегрет, кому что ближе. Если кого-то в "Последнем богатыре" смущало переплетение сказочных сюжетов и персонажей - тут этого ещё больше, причём чуть ли не в разы. И, казалось бы, ну а чего такого-то? Небольшой уклон в постмодернизм же - не сказать чтоб в нулевых этого было так уж мало. Беда в том, что это только вводная - с содержанием и исполнением фильма всё куда как страньше и неоднозначнее получилось. Тут нам и анахронизмы, и юморок на стыке Ералаша с Аншлагом, порой вообще чёрт пойми к чему в той или иной сцене пристёгнутый. И шутки, по десять раз повторяющиеся, видимо подразумевая дебилов в качестве целевой аудитории. Ну и это ещё ладно - в конце концов, забугорная фэнтезя подобного толка с живыми актёрами тоже нередко напоминает какой-то невразумительный балаган. Проблема тут, как мне кажется, в полном непонимании контекста - Disney явно не собирались самостоятельно копаться в национальном колорите, а потому отдали всё на откуп отечественным продюсерам. Ой, зря... очень даже зря они это сделали!

персонаж Артура Смольянинова тут, внезапно, чуть ли не самый прописанный... что странно, при его откровенной побочности
персонаж Артура Смольянинова тут, внезапно, чуть ли не самый прописанный... что странно, при его откровенной побочности

Ну, потому что помимо вышеперечисленных странностей, съёмочная группа зачем-то решила закосить под советскую сказочную классику Александра Роу. Вот только почерпнули оттуда исключительно визуально-стилистическую сторону. Странный подход, учитывая что та самая классика выглядела так как выглядела, потому что снималась на острие технологических возможностей своего времени. Без шуток - Голливуд того же периода не всегда мог предоставить сопоставимые эффекты и приёмы. Но, простите, какого чёрта в 2009-м году выпускать сказочный фильм, выглядящий в общем и целом как продукт из семидесятых, просто с куда более яркой палитрой? Да тут даже компьютерные эффекты из восьмидесятых пришагали, а хромакей передаёт привет "Горцу" 1986-го года. Про то, что актёры с пробором клали на отыгрыш, а шмотки на них смотрятся как будто в тюзовской постановке - вообще молчу. Да, я понимаю, восемь миллионов долларов - скромная сумма для конца нулевых... если речь идёт о Голливудском продукте - для РФ это офигеть просто какой жирный бюджет, даже учитывая переизбыток узнаваемых морд лица в кадре.

"Лёня, есть мнение, что наша сюжетка тут вообще не нужна вся целиком!"
"Лёня, есть мнение, что наша сюжетка тут вообще не нужна вся целиком!"

Только может стоило набрать чуть менее узнаваемых и чуть более заинтересованных, а в качестве постановщиков взять не очередных эффективных менеджеров? Ну ладно - нынче никакого Роу не видать на горизонте, но хоть чудовищную убогость затеи-то можно бы было самую чуточку обработать напильником. Я, серьёзно, вообще не понимаю о чём и для чего был снят этот фильм - сугубо заради капустника сказочных персонажей, и рандомного набора сцен с несмешными приколами? Наверное - потому что сюжет тут то и дело по пояс проваливается вникуда. 4 из 10 я поставлю, пожалуй. А ещё отмечу очень странные паттерны отношений, которые в киношку заложены - и манипуляции, и прочее непотребство - детская сказка же, ну, нахватайтесь дети дурных примеров - потом тратьте деньги на психологов, или ударные дозы бухнины, ага.

по просмотру, начинаешь понимать почему тут у волшебного зеркала в исполнении Валентина Гафта, такое выражение лица...
по просмотру, начинаешь понимать почему тут у волшебного зеркала в исполнении Валентина Гафта, такое выражение лица...

Ввиду отъезда хэштегов на починку, предлагаю, например, закинуть стольничек вечнодеревянных, если обзор понравился. Ну или лайк поставить - что тоже нефигово.