1. Человек глупеет от счастья. Многие даже становятся от счастья идиотами. Как сохранилась эта, малая часть, не тронутая идиотизмом, но всё же поглупевшая, остаётся загадкой. Решит ли её «Этика» Аристотеля или его же «Этика к Никомаху»? Сомневаюсь. Но справиться, для верности, надо.
2. При этом также остаётся вопрос: (1) идиотизм — необходимое следствие счастья? И, стало быть, счастье предназначено для идиотов? (2) Или человек сам, будучи ввергнутым в неожиданное и непривычное состояние беспроблемности, решает задурить и принимается лаять и кукарекать не по расписанию?
3. Во всяком случае, счастье — тяжелейшее испытание для ума. Счастье для ума нетерпимо. И ум нетерпим для счастья. Ум в счастье спит. Ума в счастье нет. Он может только направлять человека к счастью, решая его проблемы на пути к этой благородной цели полноты идиотизма и предельной радости. А как проблемы будут решены, счастье подталкивает ум к суициду. Не от большого ума, конечно. А от его полного отсутствия у счастья. Но эта будущая суицидальная ситуация должна предвидящий ум задуматься и не потакать человеческим стремлениям к счастью.
4. Уму следует обмануть человека. Убедить его, что счастье — это не решённые проблемы и состояние блаженного безделья, а какая-нибудь деятельность, желательно тяжёлая и трудовая. Хорошую обманку предлагает лозунг «Счастье в труде!» Вот чем-то подобным уму и следует пользоваться. Он же умный. Обмануть сумеет? Сумеет? Сомневаюсь. Кто ж может обмануть ленивую скотинку? Только она сама и ещё более ленивая скотинка в ней самой. Уму надо отыскать это дно лени и, не отталкиваясь от него, потянуть на него всё ленивое существо. Так, чтобы ему лень было быть счастливым. А параллельно можно эффективно думать, решать проблемы, не обращая внимания на счастливых, несчастных, ленивых и трудолюбивых.
2023.05.01.