Найти тему
Анастасия Меньшикова

Как часто мы не выбираем себя

Недавно я столкнулось с такой ситуацией: на улице ребёнок просил маму зайти в кафе, чтобы съесть там любимое мороженое. Настойчиво так просил. Видимо, они там уже бывали, и мальчику это место сильно понравилось. А мама, в свою очередь, отказалась туда заходить, аргументируя свой ответ тем, что мороженое есть у них дома. И утащила расстроенного ребёнка за руку.

С одной стороны, действительно, что тут такого, какая разница, где мороженое есть? Да и мороженое, которое у них дома, может быть, даже вкуснее, так как привычное, своё, родное. Но, с другой стороны, в кафе совсем иная атмосфера, которая, скорее всего, и притягивала ребёнка. И, вероятно, он хотел не просто съесть мороженое, а именно оказаться в той атмосфере.

По внешнему виду было заметно, что эта семья далеко не из бедных и может спокойно позволить себе потратить сто пятьдесят рублей на порцию мороженого. А по горящим глазам ребёнка видно, что он не хотел домой. Но, видимо, очень хотела мама, поэтому и отказалась идти в кафе. Или ей просто стало жалко тратить деньги на то, что уже есть. По крайней мере, мальчик понял именно так.

Это синдром отложенной жизни.

Зачем есть в кафе, если можно есть дома? Зачем покупать копчёную колбасу, если можно купить варёную? Зачем ехать на такси, если можно добраться на общественном транспорте? Зачем жить в комфорте, если можно жить в дискомфорте? Зачем тратить деньги, если можно не тратить? И ещё много других похожих вопросов из нашего недавнего неоднозначного прошлого.

Ситуация с мамой и ребёнком очень чётко показывает, как одно поколение передаёт другому смыслы, актуальность которых уже давно под вопросом.

Даже если есть деньги и возможности, мы всё равно отказываем себе. Не ходим по ресторанам, не ездим на такси, не путешествуем в купе. Не покупаем то, что нам нравится и хочется. Потому что выращены тем поколением (или являемся его частью), которое привыкло экономить и откладывать хорошую жизнь на завтра. Ведём себя на основании тех ценностей, которые в нас вшиты. И, что особенно страшно, передаём их дальше, уже своим детям.

Часто ли вы покупаете себе кофе в кофейне, потому что просто хотите кофе? Часто ли едите в ресторане, потому что голодны? Часто ли вызываете такси, потому что это удобно? Часто ли позволяете себе то, что хочется в моменте? Мы все родом из детства. Мы тащим бракованные родительские программы с собой и, не задумываясь, передаём их новому поколению.

Недавно наткнулась на одну забавную цитату: «Я не выбрасываю старую одежду. Донашиваю её дома или оставляю на тряпки, как делала моя бабушка. И сейчас я вдруг увидела себя со стороны, как я в старом линялом халате мою пол тряпкой из старых трусов – и мечтаю при этом о больших деньгах. Мне было не смешно. Мне стало страшно…»

Сначала я рассмеялась, а потом неожиданно поняла, что отчасти узнала себя. На днях я держала в руках платье, которое испортила стиркой и на полном серьёзе раздумывала над его судьбой: отправить на тряпки или выкинуть. А потом опомнилась – какие тряпки! Сейчас их продают в каждом магазине – любых размеров, фасонов и цветов. На дачу? Но у меня нет дачи. Купить специально дачу, чтобы было куда отправлять старые платья? Нет, пожалуй, это уже перебор. Родительская установка вылезла во мне там, где не ждали. В мире, который уже давно не живёт в дефиците.

Знаете, сколько мне пишет людей, мечтающих прийти ко мне на консультацию, чтобы изменить свою жизнь к лучшему? Я не совру, если скажу, что на прошлой неделе написали восемь человек. То есть как минимум один человек в день мечтает выбрать себя и начать делать то, что ему по-настоящему хочется. У каждого свои причины: кто-то в депрессии, у кого-то проблемы в отношениях, у кого-то на работе. Кому-то не хватает ярких эмоций, а кому-то просто нужен «волшебный пинок».

И знаете, сколько из них действительно пришли? Ноль! Они до сих пор пишут, но так и не решились прийти. У каждого из них появились какие-то свои уважительно-оправдательные причины, убеждающие их, почему надо отложить свою жизнь на потом. После анализа диалогов я поняла, что все эти причины связаны с посторонними ситуациями или людьми, но никак не с ними. И это грустно.

Но вернёмся к мальчику с мороженым. Мне кажется, что мороженое в кафе – это не роскошь, а проявление любви. Это акт любви к себе и своему ребёнку. Ведь вы же тратите деньги даже не на чужого человека, а на своего собственного. Это же ваш малыш, у которого ещё вся жизнь впереди. Непредсказуемая и сложная. И вполне возможно, что спустя много лет он будет сидеть в каком-нибудь грязном сыром окопе и вспоминать это мороженое в кафе, как самый лучший момент в своей жизни. Не дай Бог, конечно. Но всякое может быть.

Думайте о себе, выбирайте себя, любите себя. Ведь вы у себя одни.