Расселение, питание, увеселение
В этой связи и хочется поговорить о недавно завершившемся в Краснодаре XVII региональном фестивале «КУБАНЬ ТЕАТРАЛЬНАЯ — 2023» имени народного артиста СССР М.А. Куликовского, который все время откладывался и переносился. И в результате сдвинулся на весну, на апрель, в то время как раньше аккуратно открывался в день рождения патриарха кубанского театрального искусства — 15 ноября, в чем и была его определенная изюминка. Да и «по дороге» он лишился еще одной своей индивидуальности — премии губернатора Краснодарского края имени М. А. Куликовского, награды престижной, денежной, пусть и небольшой. Сегодня всё это отменено за ненадобностью и предпочтение отдано файер-шоу.
Меня удивляет, как и в прошлый раз, одна особенность – за фестиваль, за его организацию, прием гостей, расселение, питание, увеселение и так далее и почему-то за выбор жюри отвечает один из участников фестиваля-конкурса Краснодарский краевой театр драмы. Не странно ли это? А учитывая, что сегодня наша драма, мягко говоря, находится не в самой лучшей форме, организация театрального форума была сродни правлению колхоза. Когда отвечают все за всё и никто ни за что.
Вот одна из мизансцен фестивальной жизни. Подхожу к заведующей литературной частью театра драмы, некой мадам, приставленной к экспертам, и прошу программку к спектаклю новороссийского коллектива, но в ответ слышу: «Да я сама хожу и ищу их для жюри». И это происходит у нее в родном театре. Кстати, о жюри. Я долго не мог получить информацию и понять, кто же будет оценивать кубанский чудо-фестиваль. Все меня «футболили» друг к другу. А когда узнал, то ахнул от его состава. В оценщиках от Краснодара было аж три дамы: журналистка, к театру не имеющая никакого отношения, почему-то нейропсихолог, которая кроме поклонов и «спасибо» ничего толком не могла сделать и сказать, и еще одна персона – как съюморил ведущий на церемонии закрытия, «девушка с говорящей фамилией». Я сейчас умолчу о «гастролирующих» москвичах, тоже, видимо, вскочивших в последний вагон. Можно только себе представить уровень разбора конкурсных работ. А итоги так вовсе фееричны.
Не всем сестрам по серьгам
Жюри на моем веку впервые не отметило ни лучшего спектакля, ни лучшей режиссуры и, как сказал один из его членов, мы не пошли по пути «всем сестрам по серьгам»… Однако некоторым сестрам, довольно-таки неказистым, досталось и по паре украшений, а вот в «золушки» попали почему-то Адыгейский камерный музыкальный театр имени А.А. Ханаху и театр, созданный по инициативе губернатора Краснодарского края В.И. Кондратьева – Театр защитника Отечества («ТЗО»). Я видел их спектакли: и музыкальную комедию из Майкопа «За чем пойдешь, то и найдешь» («Женитьба Бальзаминова») А. Островского (режиссер Юнус Сулейманов), и «Оскара и Розовую даму» Э. Шмитта в постановке Александра Николаева «ТЗО». И сказать, что эти работы не достойны наград, мне кажется слишком несправедливо. К примеру, то, что показал Туапсинский театр юного зрителя, когда все действо актеры нещадно вопили, голосили и лупасили друг друга, – так, видимо, директор театра Светлана Позолотина представляет комедию дель арте, в стиле чего попытались сотворить несчастного Буратино (режиссёр-постановщик А. Гударева), – это не просто опасное зрелище, но и вредное, особенно для детей. Но ТЮЗу досталась наградная формулировка «За искренность в движении к театру мечты»!
Не менее «искромётный» пассаж – «За неординарность творческого выбора» – ожидал и Русский государственный драматический театр имени А.С. Пушкина Адыгеи, на который впору вешать амбарный замок. Их спектакль «Пополам» (режиссёр-постановщик Т.Дрожжина) по роману А. Беляева «Голова профессора Доуэля», увы, не выдерживает никакой критики. Ставить такую литературу – дело невероятно сложное, и когда фантастику стараются втиснуть в фантастику, как правило, происходит полный конфуз, что и случилось с майкопчанами. Но к неспособности найти режиссерский ход и к постановочной анемии можно еще прибавить неумелую актерскую игру и неприглядные костюмы.
Актер без свежести
А вот Театральное объединение Республики Адыгея (Национальный театр имени И.С. Цея) удостоилось спецприза «За вдохновенное воплощение национального характера» в спектакле «Шыу Маф» («Всадник счастья») по пьесе Тимура Дербе «Бромберский процесс» (спектакль идет на адыгском языке). Получил его Азамат Хуадоков. Актеру из соседней республики можно было спокойно отдать и награду «За лучшую мужскую роль», ушедшую на сей раз в актив Арсения Фогелева за исполнение Зилова в «Утиной охоте» режиссера Д. Безносова. Азамат с первых минут появления на сцене обращает на себя внимание – он обаятелен, пластичен, статен, красив и с хорошей энергетикой, в нем есть та свежесть, которую давно потерял артист Фогелев. И даже в спектакле, который в конце режиссером Андзором Емкужевым превращен в плакат и агитку, слабом композиционно, невероятно пафосном и отчасти «подсмотренном», А. Хуадоков выгодно выделяется.
Повествование основано на реальных исторических событиях 1851 года. В городе Бромберге 20 января судили группу черкесов, не захотевших оставаться на российской военной службе из-за плохого обращения и перешедших на территорию Пруссии…
Саму пьесу надо было однозначно перемонтировать и перестроить, и тогда, может быть, ушли бы линейность и повторы, тормозящие действие. И я подозреваю, что сегодня в Адыгее происходит под видом объединения театров банальное уничтожение режиссуры.
На Кубани с ней тоже не все ладится. Многие задаются вопросом, а почему краевой театр драмы на конкурс не выдвинул ни одной работы главного режиссера Арсения Фогелева? И «Месяц в деревне» – спектакль, показанный вне конкурса, и вампиловская «Охота» – опусы главного режиссера муниципального молодежного театра Даниила Безносова. Отчего такая скромность и нерешительность? Ответ на поверхности: показывать-то особо нечего. А в это время наша «молодежка» продемонстрировала своего стильного, даже изысканного «Золотого петушка» в постановке Ирины Ткаченко и художника Ирэны Ярутис. Спектакль живописный, построенный на пластике, живом вокале, заслуживает, особенно работа художника, самых лестных слов. Но лучшим художником стала Настя Васильева за «Утиную охоту», а не Ярутис, чьи спектакли всегда образны и тонко сделаны. В «Петушке» была отмечена как лучшая актриса второго плана талантливая, неповторимая Юлия Макарова, и данный факт не может не радовать.
Боком, «крабом» и этюдом
Лучшей же актрисой фестиваля стала Дарья Женихова, работающая в труппе «Одного театра». Ее роль в «Серой радуге» режиссера Николая Русских, бесспорно, приковывает к себе внимание больше, чем, к сожалению, сам спектакль… Но стиль «Одного театра» – а это боком, «крабом» (я имею в виду позу) и этюдом – не меняется уже много лет. По самой актрисе просто плачет достойный режиссер, так как налицо и потенциал, и бесспорная индивидуальность.
Но, конечно же, сравнивать тех же актеров частных, самодеятельных театров с оперными артистами дело неблагодарное. И Игорь Горбань, ставший лучшим дебютантом фестиваля за работу Юродивого в опере «Борис Годунов» Краснодарского краевого музыкального театра КТО «Премьера» имени Л.Г. Гатова, – это другая высота и класс, впрочем, как и сам спектакль в постановке Ольги Ивановой. Но смущает в этой истории один нюанс – почему на региональном фестивале поют приглашенные вокалисты, неужели нельзя показать своих?
Театры кукол. Каждый идет собственной дорогой: Краснодарский краевой театр кукол показал «Дон Кихота» в постановке Валерия Баджи и удостоился номинации «Лучший актерский дуэт»: Александр Куча за исполнение Дон Кихота и Павел Романычев за роль Санчо Пансы. «Новому театру» КМТО «Премьера» презентовали формулировку «За увлеченную работу над новыми формами сценической деятельности», за спектакль «Кошка, которая гуляла где хотела» режиссёра Бориса Ходырева.
К сожалению, а может, к счастью, я не видел Театр старого парка из города Геленджик, поселок Кабардинка. Своего Е. Замятина, его драму «Мы» театр не привез в Краснодар, и жюри само отправилось в морские края. Но то, что однажды пришлось посмотреть там, меня глубоко расстроило. Их спектакль «По щучьему велению» иначе как халтурой не назовешь. А само здание театра – что-то вроде дорогой, вычурной шкатулки-игрушки – требует иного репертуара и подхода.
В глухой акустике
Но своим размахом и претензией меня сразил Новороссийский муниципальный драматический театр имени В.П. Амербекяна, которому оказалась мала (!) огромная сцена краевой драмы, и своего Шукшина «Охота жить» (режиссёр-постановщик Г. Цнобиладзе и режиссёр Е.Кушпель) они развернули, выдвинувшись в первые ряды партера. А по сути, сценография, состоящая из пары рейтуз и нескольких простыней и пододеяльников с дровами, могла бы уместиться и на пятачке. Шукшинские истории камерные и такого масштаба явно не требовали, как и сам театр – очень кондовый народный коллектив. В этом самодеятельном ансамбле на самом деле выделялся и своей речью, и умением двигаться Евгений Архипов, отмеченный как актер второго плана. А вот руководитель новороссийцев Евгений Кушпель больше представительствовал на сцене, так сказать, выступал, видимо, забыв, что театр – это все-таки территория лицедейства, а не самопрезентации. Василий Макарович Шукшин требует внутренней глубины, пронзительности, искренности, и только кажется, что он прост.
А в то время, когда новороссийцам показалась мала сцена-аэродром краевого флагмана, музыкальный из Адыгеи почему-то запихнули в крошечный театрик «VERITAS», что недавно открылся на улице Красноармейской, известной своими ночными клубами, который для подобного формата не приспособлен. Это опять же говорит о системе организации, где всё делалось на авось. Для фестиваля даже не удосужились выпустить буклет, а оформление на открытии – это разбитый огород с тыквами и подсолнухами на стилобате театра, а в фойе – артисты краевого музыкального, изображающие сцены из оперы «Евгений Онегин» на ступеньках. В глухой акустике и в вульгарном оформлении в стиле дешевого кабаре всё смотрелось словно дурной сон.
Я уже не говорю о ведущих (один из них Арсений Фогелев), в развязной форме зазывавших всех в буфет.
Вот вам и «Ах, фестиваль, фестиваль»! Может, для кого-то это и был праздник, но известный актер Станислав Иосифович Гронский, удостоившийся номинации «Театральная легенда Кубани», явно слукавил, когда присоединился к хвалебному финальному хору, ведь он помнит его другим, он сам его когда-то организовывал, и делал все намного интересней и лучше.