Найти тему
Край Смоленский

Церковно-приходские школы

Проверка диктанта. Из жизни Глуховской церковно-приходской школы Бельского уезда Смоленской губернии. Фото начала XX в.
Проверка диктанта. Из жизни Глуховской церковно-приходской школы Бельского уезда Смоленской губернии. Фото начала XX в.

В нашей исторической памяти сложилось уничижительное отношение к церковно-приходской школе, хотя ее роль и значение для просвещения народа трудно переоценить, так как школа эта была массовой и давала достаточно прочные знания. Роль, которая отводилась церковно-приходской школе в дореволюционной России как школе, близкой к народу, была велика. Государство ставило перед собой задачу через образование поднять культурный и интеллектуальный уровень народа, что оказало бы самое благотворное влияние на его социально-экономическое положение, уровень жизни, а также поставило бы преграду политическому радикализму. 

Рисунок здания церковно-приходского женского училища в селе Сож Смоленского уезда Смоленской губернии. Начало XX в.
Рисунок здания церковно-приходского женского училища в селе Сож Смоленского уезда Смоленской губернии. Начало XX в.

В России начальные школы при церковных приходах появились после школьной реформы 1804 года, они находились в ведении духовного ведомства. К 1861 году духовенством было основано свыше 18 тысяч начальных училищ, за которыми закрепилось название «церковно-приходские школы». 

Отношение к церковной школе стало меняться на рубеже 1870-1880 годов. В 1884 году были изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым наряду с низшей по уровню образования школой грамоты создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные) учебные заведения. В одноклассных изучали закон Божий, церковное пение, письмо, арифметику, чтение; в двухклассных школах, кроме этого, изучалась история. Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. В школу принимались дети, начиная с семилетнего возраста. По достижении 12-16-летнего возраста они должны были завершить курс обучения. Для тех, кто не усваивал курс обучения за 2-4 года, предусматривались дополнительные занятия по отдельным предметам, ежедневные уроки для взрослых, воскресные занятия. 

На молитве. Из жизни Глуховской церковно-приходской школы Бельского уезда Смоленской губернии. Фото начала XX в.
На молитве. Из жизни Глуховской церковно-приходской школы Бельского уезда Смоленской губернии. Фото начала XX в.

В 1915 г. в Российской империи числилось 40 530 церковно-приходских школ. 

По сведениям на 1 января 1911 года, в Смоленской епархии насчитывалось 113 школ грамоты, где обучалось 2020 мальчиков и 1012 девочек. В 521 одноклассной и 14 двухклассных церковно-приходских школах насчитывалось 21 050 мальчиков и 10 272 девочки… 

Большое внимание в церковно-приходских школах уделялось изучению русского языка и литературы. В двухклассных школах проходили этимологию, производили грамматический и синтаксический разбор текстов. Выработка правильного, отчетливого и выразительного чтения составляла одну из важнейших задач занятий по русскому языку. При изучении словесности прочитывались полностью или отрывки произведений и производился их анализ. Особое внимание обращалось на то, чтобы учащиеся ясно представляли отличия одного типа произведений от другого и могли без труда их определить. За учебный год заучивалось от 6 до 10 стихотворений, раз в неделю писались диктанты, выполнялись самостоятельные работы (переложения, повествования, описания, характеристики и рассуждения), в среднем в год ученики старших классов писали 15 сочинений, в некоторых школах их число доходило до 20-22.

Лист сочинения ученика одной из церковно-приходских школ Смоленской губернии Карпа Понизовича, представленного для экспонирования на постоянной выставке при Синодальном училищном совете. 1912/13 учебный год.
Лист сочинения ученика одной из церковно-приходских школ Смоленской губернии Карпа Понизовича, представленного для экспонирования на постоянной выставке при Синодальном училищном совете. 1912/13 учебный год.

Почитаем сочинение ученика Светло-Стегримовской церковно-приходской школы Краснинского уезда Смоленской губернии Сергея Шестакова, написанное в 1911/1912 учебном году, и за которое он получил оценку в 4 балла. 

 

Летние работы крестьян 

Наступило лето, самое рабочее время для крестьян. Не успели они хорошо отдохнуть от весенних работ, как нужно уже возить навоз на паровые поля. Вывезли навоз, крестьяне, не медля, разбрасывают его по полю и запахивают, чтобы не дать ему высохнуть. Вспахав поле, крестьяне оставляют его в таком положении на долгое время, чтобы земля пересохла, навоз перепрел и вообще, чтобы земля запаслась пищею для будущей ржи. Во время этого промежутка крестьяне занимаются сенокосом. Сенокос начинается с Петрова дня. С этого времени крестьяне рано по утрам с косами на плечах ходят на луг и там работают весь день до вечера. Вот они, выстроившись по одному направлению, мерно взмахивая сверкающими на солнце косами, валят правильными рядами сочную траву. Когда она немного провянет, то бабы и мальчики с веселыми песнями подворачивают и разбивают траву, которая на солнце скоро превращается в сено; хорошо высохшее сено свозят в сараи, и идёт спешная уборка его. Но не кончен ещё сенокос, как наступает уборка ржи. Начинается страдная пора. В деревне никого не видно, все на поле, всем там есть работа. Бабы жнут, а мальчики складывают сжатую рожь в бабки. Когда же рожь хорошо просохнет, то мужчины вскладывают ее на телеги и отвозят в гумна, и идёт спешная работа. Наконец рожь совсем убрана, и остается очередь за уборкой яровых хлебов. В этот промежуток крестьяне занимаются окончательной обработкою парового поля. Они несколько раз вспахивают и боронуют его, таким образом приготавливают его к посеву. К этому времени поспевает яровой хлеб, и женщины принимаются за жнитво, а мужчины приступают к сеянию ржи. Сеятель обыкновенно бывает человек преклонных лет, через плечо у него висит кузов, в который он насыпает ржи и мерно разбрасывает ее по полю; рядом с сеятелем идёт мальчик, который соломкой отмечает границу падения ржи, а позади их лошадки, запряжённые в бороны, засыпают хлебные зерна землею. 

Источник: Степченков Л., Шубнякова Т. «Опыт самостоятельного изложения мыслей» // Край Смоленский. 2015. №3. С. 20-22.

Автор: Юрий Шорин