Пасха, День Воскресения Христова, – главный христианский праздник. Веками в русской культуре складывались пасхальные традиции: троекратное целование, христосование при встрече, обмен куличами и крашеными яйцами, позволение всем желающим звонить в церковные колокола в Светлую седмицу и многое другое.
В последнее десятилетие XIX в. в России появилась традиция обмениваться пасхальными открытками, донося тепло и благодать светлого праздника до близких, живущих в отдалении. Первые пасхальные открытки (тогда их называли «открытые письма») печатались за границей, в Германии, Австрии, Швеции.
На них ставились русские надписи «Христос Воскресе!», но сюжеты и символика на изображениях были западноевропейскими, далёкими от русских традиций и обрядов.
В 1896 г. начало работу издательство «Общины Св. Евгении». Община была создана в 1893 г. Комитетом попечения о сестрах милосердия Красного Креста и получила название по имени своей попечительницы принцессы Евгении Максимилиановны Ольденбургской (1845-1925). Это издательство быстро стало крупнейшим открыточным предприятием дореволюционной России, с которым сотрудничали знаменитые русские художники В.М. Васнецов, И.Е. Репин, И.Я. Билибин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский, Н.К. Рерих и др. Вырученные от продажи средства шли на благотворительные цели. В наши дни эти открытки – предмет коллекционирования по всему миру.
Первые художественные открытки издательства «Общины Св. Евгении» были выполнены как раз к празднику Пасхи 1898 г. по рисункам художника Н.Н. Каразина (1842-1908) «Пахарь», «У часовни», «Весна», «Тройка летом».
Идею быстро подхватили и другие издательства России. Массово выпускались и расходились по всей стране открытки с пасхальными сюжетами: православные освящают куличи, пасхи и яйца, идут от заутрени с зажженными свечами, звонят в колокола, разговляются за праздничным столом. Почти на каждой открытке изображалось пасхальное яйцо (писанка) – символ мира, обагренного кровью Христа и через это возрождающегося к новой жизни.
Главными героями большинства пасхальных открыток были дети. На акварельных картинках прошлого они христосуются, обмениваются подарками, катают яйца с горки, играют «в битки» (стукание яйцами) и «в кучки» (надо отгадать, под какой горкой из песка спрятано яйцо).
Именно «детская» тема стала основной в творчестве Елизаветы Меркурьевны Бём (1843–1914), ученицы выдающегося русского художника Ивана Крамского. Она одной из первых обратилась к разработке русской национальной символики на поздравительной открытке.
Дореволюционные открытки из коллекции Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника с обратной стороны подписаны людьми, жившими столетие назад. До нас дошли их тёплые, трогательные поздравления, некогда предназначавшиеся родным и близким, ведь с помощью открытки «сердце сердцу весть подает».
В коллекции музея есть и пасхальные фотооткрытки начала прошлого века.