"Фоном для весенних совещаний Всемирного банка и МВФ, которые проходят на этой неделе, становится недовольство Глобального Юга, который ставит под сомнение жизнеспособность послевоенной международной финансовой архитектуры. Для Запада это серьезная проблема. И его попытки помочь Украине только усугубляют ситуацию", — пишет автор.
За 80 лет своего существования МВФ старательно избегал предоставления кредитов странам, вовлеченным в военные конфликты, однако он предоставил 15,6 миллиарда долларов Киеву, который более десяти лет является третьей страной среди крупнейших заемщиков фонда. При этом в глазах незападного мира это выглядит как вопиющее проявлением фаворитизма. "Азию и Африку раздражает эта очевидная предвзятость МВФ еще с тех пор, как этот управляемый европейцами институт выделил огромные средства для оказания помощи европейским странам в период кризиса еврозоны", — указал Шарма.
На данный момент Бангладеш, Пакистан и Шри-Ланка получают или пытаются получить помощь от МВФ, и им придется пройти через болезненную реструктуризацию только для того, чтобы получить доступ к кредитам на несколько миллиардов долларов. "Как вы думаете, что они чувствуют, когда видят, что третий крупнейший заемщик МВФ получает несоизмеримо большую помощь, хотя он не в состоянии выполнить аналогичные условия?" — задался вопросом автор.
По его мнению, западным "друзьям" Украины следует помогать ей напрямую, а не подрывать авторитет глобальных институтов и одновременно увеличивать долговое бремя Киева. В противном случае им стоит подумать о том, что цена краха 80-летнего соглашения будет намного выше, резюмировал Шарма.
Накануне британское издание The Economist сообщило, что кредит по чрезвычайной программе МВФ может дорого обойтись Украине из-за надбавок к процентам и выдвигаемых фондом требований. Как напоминает издание, в середине марта МВФ объявил о выделении Киеву 15,6 миллиарда долларов в течение следующих четырех лет в рамках чрезвычайной программы, что станет седьмым по величине займом за всю 79-летнюю историю фонда.
"Заимствования у Международного валютного фонда обходятся дороже, чем у других спонсоров. Как страна со средним уровнем дохода, Украина должна выплачивать базовую процентную ставку в размере 3,5%. Каждый раз, когда она получает средства, фонд взимает еще полпроцента за административные расходы", — указывает The Economist.
Кроме того, из-за большого количества набранных кредитов Киев должен платить надбавки, которые призваны "отбить у стран желание запрашивать у фонда больше, чем им требуется". "К тому времени, когда Украина получит весь пакет, надбавки, вероятно, увеличатся еще на три процентных пункта к ее счетам по процентам. В целом правительство Украины может получить ставку в 7,5−8%", — говорится в статье.
При этом надбавки — это еще не все, отмечает издание. Так, все кредиты фонда сопровождаются рекомендациями по реформам и экономическими предписаниями, которые формально должны способствовать экономическому росту и обеспечению фискальной дисциплины, помогая заемщику погасить свои займы. "Но самые существенные реформы МВФ обычно связаны с ограничением расходов, что просто невозможно, пока Украина находится в конфликте. Пока что фонд заявил, что планирует рекомендовать фискальные реформы, но детали остались туманными. Учитывая, что он известен своей "твердой рукой", любые ошибки на Украине могут оказаться катастрофическими", — предупреждает The Economist.
Риски для украинской экономики теоретически должны быть учтены в стресс-тестах МВФ, однако его перспективный анализ легко вывести из равновесия. "Предсказать будущее любой разрушающейся экономики непросто", — резюмирует издание.