("Горизонт в огне", Couleurs de l'incendie, 2022, Франция/Бельгия)
Не знаю, насколько правы те критики, кто называет Пьера Леметра современным Дюма - я его книг не читал, поэтому давать какие-либо оценки его творчеству не вправе.
Однако, посмотрев свежеиспеченную экранизацию его романа "Цвета огня" (у нас как обычно название переиначили - на "Горизонт в огне"), могу отчасти с таким мнением согласиться. Что-то дюма-отцовское в этой истории у Пьера есть. По крайней мере в плане сюжетного настроения и "послевкусия".
То, что "Цвета огня" - вторая история в трилогии Леметра "Дети катастрофы", охватывающей исторчиеский период с 1918-го по 1940-й годы, для кинозрителя значения не имеет. С экранизацией первой её книги "До свидания там, наверху" (2017, реж. А. Дюпонтель) экранизацию второй не связывает ничего: ни их создатели, ни актеры, ни сюжет, ни время его действия, ни ключевые персонажи. Кроме, пожалуй, двух - банкира по имени Марсель и его дочери Мадлен. Но первого в самом начале "Горизонта в огне" мы видим уже в гробу на его похоронах в 1929 году, а вторая была в "До свидания..." лишь героиней второго плана, и играла ее другая актриса.
Иными словами, перед нами вполне самостоятельная и законченная история, не требующая для вникания в нее знакомства с "матчастью" в виде каких-либо предысторий.
Так же любопытно, что ее режиссер Кловис Корнийяк сыграл у самого себя одну из главных ролей... Или, правильнее сказать, это актер Корнийяк (см. первый скриншот) вновь ударился в режиссуру, поскольку лицедействует на экране он вот уж без малого 40 лет, а кино снимает всего восьмилетку. Хотя и регулярно - в среднем один фильм в два года.
Что ж, как и было упомянуто выше, начинается "Горизонт в огне" с безрадостного события - похорон главы одного буржуйского семейства. Того, что носило приятно звучащую для российского трудяги, фамилию Перикур (пусть и с буквой "и"), и теперь распорядителем всех его несметных финансов стала единственная наследница покойного банкира, его дочь Мадлен (Леа Дрюкер)
Увы, но похороны оказались вдвойне горькими, потому что во время них сын Мадлен Поль... выбросился из окна. Не только от горя, но и по причине, что будет раскрыта позже. И пусть мальчишка выжил, но был он теперь прикованным к инвалидному креслу и не выходил из депрессии.
Понятно, что на этом беды Мадлен не закончатся, а лишь усугубятся. Так, как и положено в настоящей дюмаобразной истории.
Само собой, что многие из окружения покойного отца Мадлен тут же поимели на нее виды - всё-таки мадам она была одинокая, богатая и еще вполне себе миловидная.
Но гордячка придерживалась иного мнения, из-за чего, нажив себе уйму недоброжелателей, была вероломно ими обманута. И пусть не пущена по миру с протянутой рукой, но лишилась почти всего наследства, переехав из роскошного аристократического поместья всего-навсего в скромную 8-комнатную квартиру в центре Парижа.
В таком статусе - полубедной, но по-прежнему гордой парижанки, - униженная и облапошенная Мадлен прожила вместе с Полем и его верной нянькой 5 лет. До тех пор, пока наконец в ее голове не созрели планы отмщения своим обидчикам, а также обидчикам ее сына, о чем ей тоже было теперь известно. Благо бывший её шофер, а ныне простой таксист Люсьен (Кловис Корнийяк) был готов снова наняться к ней в помощники - всяко-разно более увлекательная работа, нежели "бомбить" у вокзала Монпарнас.
Далее, конечно, всё разыграется не столь драматично, как в "Графе Монте-Кристо". Ну так и Мадлен не оттарабанила 14 лет в замке Иф, а размышляла о возмездии гораздо меньше и в гораздо более комфортной обстановке.
Как бы то ни было, но она оказалась способна не только на благородные страдания, но и на низменные и коварные поступки, хотя в ее ситуации и простительные. Коими Мадлен с Люсьеном и другими примкнувшими к ним соратниками и будут заниматься до конца этого 135-минутного фильма. Понятно, что с зачастую подыгрывающей "хорошим ребятам" Фортуной. Но это уж как водится, ведь и у старика-Дюма она всегда переходила в конце концов на сторону Добра.
***
В общем, неплохой авантюрно-"мстительный" фильм с крепкой литературной основой, колоритными актерами и воссозданной исторической натурой Парижа 1920-30 гг (и немножко Берлина). И "зверский" возрастной рейтинг 18+ был присвоен "Горизонту в огне" явно напрасно. В этом плане он не жестче экранизаций всё того же Дюма, или какого-нибудь "Аббатства Даунтон", хотя... и на последнем с чего-то вдруг в России болтается ярлык "18+".
Ну да ладно.
С другой стороны, может, они и правы: "Горизонт в огне" и впрямь "развлекаловка" сугубо для взрослых, поскольку смысл многих ее сцен может быть детям и юношеству элементарно непонятен. Но, так или иначе, не вижу причин, почему взрослому-вам новая лента Кловиса Корнийяка может вдруг не понравиться. Потому как в ней есть всё, за что мы любим авантюрное кино, и это "всё" сработано на достойном уровне.
Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):