Найти тему
Маргарита Попова

Родитель, Взрослый, Ребенок - три ЭГО состояния и теория Эрика Бёрна

Если брать Транзактный анализ Эрика Берна, то вспомним три ключевых модели: Родитель, Взрослый, Ребенок.

Модель - это ЭГО состояние человека, то есть из какой позиции он обращен к внешнему миру и взаимодействует с ним.

С Ребенком все понятно. Это наш внутренний ребенок, который отвечает за получение радости от жизни, вдохновение, творчество. Он беззащитен и не принимает никаких решений, но без него пропадет удовлетворение и радость жизни. Более того внутренний ребенок, если на протяжении долгого времени игнорировать его потребности, начинает саботировать процессы. Болеть, уходить в бунт и прочие. Поэтому важно к нему возвращаться всегда. И вести диалог о том, что его не устраивает и почему. Без него удовлетворения и радости от процесса не будет. И хотеть чего-то от жизни тоже будет проблематично.

Не забываем, что Ребенок не может зарабатывать и принять решение, он всегда будет ждать взрослого!

Родитель - наша критикующая сторона. Но эта сторона не только тебя критикует, она еще даёт необходимую заботу и навыки выживания. Это защита. Многое, что мы делаем на автоматизме заложено генетической памятью или передано нам от родителей. Мы не тратим на эти действия лишнюю энергию (Например, у кого-то в семье традиция класть хлеб в холодильник). Наш мозг это не оценивает и не анализирует, а сосредоточен на других вещах. Более того, если у тебя температура, заботливый родитель приложит усилия, чтобы способствовать твоему выздоровлению. Шапку зимой надеть на худой конец. Внутренний родитель есть у всех, да он говорит голосами наших родителей, но и с ним можно договориться. Выявить установку и дать себе разрешение. Допустим, не класть хлеб в холодильник и вообще его не покупать, так как суп без хлеба есть можно. И без супа тоже можно. И суп недоедать тоже можно.

Взрастить можно только Взрослого. Он - связующее звено между родителем и ребенком. Только взрослый может выстраивать конструктивный диалог без лишней опеки и не уводить человека в инфантилизм и нежелание брать ответственность. Деньги зарабатывает тоже он.

В чем основная сложность?

Взрослый есть не у всех людей, большинство живут из родительской и детской позиции.

С разными людьми мы можем общаться из разных ролей. С кем-то впадаем в состояние ребенка, а с кем-то в критикующего родителя. Если есть авторитетное лицо, то скорее всего в процессе общения человек может войти в состояние ребенка (т.е. беззащитное). Авторитеты у всех бывают свои, либо другой человек может напоминать кого-то из родителей. И наоборот, желание проконтролировать/спасти и прочие может - это роль родителя. Не всем хочется видеть рядом критикующего родителя, особенно взрослым людям.

Тем не менее нельзя игнорировать ни одну модель. Внутренний ребенок остаётся с человеком всегда, даже если ему больше 50. Самое главное - это уместность действий. На работе нужная нам роль - это роль взрослого. Для вдохновения - ребенка, для заботы - родителя.

В целом теория описывает способы взаимодействия человека с внешним миром. И я, как взрослый осознанный человек, могу выбирать ту или иную модель и отслеживать своё поведение.

Все это значит, что я могу менять качество жизни в лучшую сторону и сделать её более психологически комфортной.