У нас в поселке почти в каждом дворе стояла голубятня. В 50-60- е годы разводить голубей было престижно. Голубятни служили настоящим символом советской повседневности. Брат очень хотел иметь голубятню, желание было сильное. Он часто ходил на соседнюю улицу к голубятнику д.Сереже, бредил голубями, была у его голубиная страсть, пропадал там часами. И папа построил вместе с Мишей голубятню. Выглядело это здание деревянный домик в два помещения - теплое помещение и помещение обтянуто сеткой, квадратной формы, высокое. В нашем дворе постоянно собиралась местная детвора, просились покормить и поиграться с пернатыми.
У брата много было особей этих пернатых. Кто- то содержал для продажи, другие так- посвистеть, погонять и все. Миша содержал для себя, для души погонять, продажей не занимался. Все заводчики голубей знались с друг другом, обменивались голубями, продавали друг другу особые экземпляры голубей. Вели птицу по полету и отбирали сильных. Миша покупал, менялся и терял своих голубей. Была тесная связь с другими такими же любителями голубей. В сообществе голубятников возраст не имел значения, на равных общались стар и мал. Не порядочные заманивали чужих голубей.
При обнаружении в воздухе пары чьих - то голубей, выпускали стаю своих голубей.
Его голуби взлетали, переманивают чужаков и возвращались с ими в свою голубятню.
Обычно этих чужих голубей оставляли у себя, или продавали. А для владельца - хозяина потерять голубя было горе, расставаться с любимым голубем.
У голубей феноменальное зрение и память. Они очень хорошо ориентируются в пространстве. С молодого возраста привыкают к своей крыше.
Бывает заводчик продает голубя, а он возвращается домой. Птица любит хозяина и предана и верна ему.
Для нас голуби стали частью семьи и частью домашнего хозяйства. Рацион наших голубей был, как и куриц- овес. Закупали мешками. Овес был в перемешку с семечками. Брат все свободное время отдавал занятию. После школы и бегом на голубятню. Он целовал их, набирал воду в рот, голуби пили воду.
Когда их выпускал полетать со свистом, они взмывали и кружились. Летом голуби кружат высоко в небе с утра до вечера.
Смотришь в небо, пряча глаза от солнца ладонью.
Очень красив полет голубей. В форме полета голуби имеют свои различия.
Пикируют над домом, собираются в небольшую стаю и тут же рассыпаются. Это так завораживающи смотреть на их полет и пируэты.
Брат часами наблюдал, как голуби под его свист, выполняя чудеса высшего пилотажа, уходят ввысь, сверкая оперением на солнце.
Каждый раз когда Миша поднимал их ввысь, вся наша семья выходила на улицу, устремляли взгляд в небо следили и любовались полетом голубей. Смотрели завороженно на голубиную стаю, выписывающие невероятные фигуры высоко в небе, повинуясь Мишиному свисту.
Как стая взмывала в вышину и опускалась к самой земле, описывая круги над голубятней. При этом на душе становилось спокойно, тревога и печаль отступает прочь.
Голуби завораживают красотой полета, услаждают слух воркованием, поражают своей верностью и лаской. В народе не зря в ходу обращение "голубчик" и "голубушка".
Весною, когда пригревает солнышко это воркование голубей ни с чем не сравнимо.
У меня было огромное желание управлять этой красотой. Миша меня учил свистеть. Но я так и не научилась, как он.
Интересный факт: международным символом мира голубя сделал испанский художник Пабло Пикассо в 1949 году. Сам Пикассо был заядлым разводчиком этих птиц.
1957 году Пабло Пикассо нарисовал голубей мира- символ фестиваля молодёжи, который был запланирован в Москве в том же году.
В 50-е - 60- е годы стаи голубей попрошаек много их было в нашем городе, на главной улице у кинотеатра и привычное явление. Сейчас их осталось мало и кучкуются в другом месте. Пожилые люди приходят, садятся отдыхать на скамеечку и подкармливают их. Голубятни никто не держит.
В 90- е годы была в отпуске на юге нашей страны. На базаре продавали тушки голубей. Мне так не по душе это было видеть и я была удивлена, что голубей принимают в пищу- это деликатес и блюдо для гурманов.
Иногда, увидев на улице голубей, вспоминается наши голуби и ушедшие в прошлое времена босоногого детства.