Роль социальных сетей сегодня сложно переоценить — какие основные задачи стоят перед индустрией, если говорить не о показателях, а о возможностях для пользователей?
— Наша миссия — соединять людей и технологии, делать сервисы простыми, удобными для всех пользователей, помогать людям решать их вопросы на одной площадке и за пару кликов.
В обновлениях соцсети мы учитываем тренды, которые задают пользователи: как они взаимодействуют с цифровой средой, в каких инструментах нуждаются. Мы видим, что социальные сети из простых платформ для общения и развлечений превратились в многофункциональные площадки, где люди могут проводить по несколько часов в день. Пользователи продвигают своё творчество, учатся, ведут бизнес — и для этого должны быть удобные и технологичные решения.
В частности, если говорить о предпринимательстве, мы создали огромное количество инструментов для ведения бизнеса, появилась платформа мини-приложений VK Mini Apps, недавно анонсировали кабинет выплат для авторов, в том числе самозанятых.
Ещё один тренд, который мы видим, — это саморазвитие. Люди получают новые знания в наших пабликах — в том числе с прямыми трансляциями, видеоматериалами. В этом смысле социальные сети стали неотъемлемой частью данного направления.
Проекты в сфере образования и культуры вы также реализуете офлайн, и многие такие события связаны именно с Петербургом. Расскажете о них подробнее?
— Петербург — это место силы для нас. Здесь социальная сеть создавалась, в городе на Неве у нас три офиса, сосредоточена команда разработки и продукта. "ВКонтакте" много лет сотрудничает с образовательными и культурными учреждениями города.
Один из моих любимых проектов — это "Код Петербурга", конкурс для разработчиков. Мы сами не ожидали такого интереса и ажиотажа: к событию присоединилась аудитория не только из Северной столицы. Перед участниками стояла задача создать полезные цифровые сервисы для города, его жителей и гостей на базе нашей платформы. При этом администрация Петербурга предоставила интерфейсы для использования городских сервисов. Получился очень удачный симбиоз. Нам было сложно определить победителей — конкурсанты предложили много достойных мини-приложений.
Традиционным мероприятием является "Ночь музеев" — в 2022 году к этой инициативе подключились более 100 учреждений со всей страны. В целом мы постоянно оказываем поддержку музеям, театрам и университетам — как офлайн, так и онлайн.
И конечно, VK Fest — один из самых масштабных фестивалей в России. В прошлом году мы впервые провели его одновременно в трёх городах: Петербурге, Москве и Сочи ("Сириус"). Получили рекордные цифры по аудитории: 175 тыс. гостей на площадках и свыше 23 млн зрителей со всего мира в онлайн-трансляции. В этом году фестиваль расширит географию: он пройдёт в Петербурге, Москве, Сочи ("Сириус"), Новосибирске и Владивостоке. Впервые VK Fest продлится целый месяц, чтобы все успели получить максимум впечатлений и увидеть как можно больше кумиров.
Если вернуться к конкурсу "Код Петербурга" — как считаете, почему он вызвал такой интерес?
— Сфера IT сейчас суперпопулярна. Конечно, у нас был призовой фонд, но проект оказался востребованным по другой причине. Многие молодые ребята хотят стать программистами, а наши технологии на платформе VK Mini Apps доступны всем — это открытые решения. Сейчас в каталоге мини-приложений больше 75 тыс. сервисов. Размещая здесь свои проекты, новички и все, кто уже работает с нашими инструментами, могут развиваться на нашей площадке и становиться востребованными у многомиллионной аудитории. Когда работаешь программистом в командах и стартапах, не всегда можешь сразу выпустить что–то на широкий круг людей и посмотреть, как этим пользуются. Мы даём такую возможность — для нас важно привлекать талантливых программистов к разработке их собственных продуктов на нашей платформе.
По вашему мнению, может ли город на Неве претендовать на статус IT-столицы страны?
— В Петербурге возникла социальная сеть "ВКонтакте", и огромная часть команды располагается и создаёт сервисы именно здесь. В Петербурге очень сильные вузы, которые выпускают востребованных талантливых специалистов, со многими из этих университетов мы сотрудничаем. Поэтому да, Петербург — IT-столица на все 100%. Ещё я бы добавила в IT-топ Москву, Казань и Томск. Во всех этих городах VK ведёт активную работу.
Сегодня работа в IT — это суперкарьера. Ощущаете ли вы приток специалистов, которые хотят быть в вашей команде?
— Да. В 2022 году мы увеличили команду больше чем на треть — сегодня у нас работает порядка 2 тыс. человек. Мы усиливали рекрутинг абсолютно по всем направлениям: к нам присоединились талантливые разработчики, тестировщики, дизайнеры, аналитики и другие специалисты.
Мы усиливаем совместные проекты с ведущими вузами, активно присутствуем на конференциях, саммитах и других мероприятиях самого разного формата и, конечно, создаём лучшие условия для развития и роста нашей команды. Кандидаты в нас видят прежде всего технологическую компанию, которая создаёт классные решения и продукты, в работе над которыми можно профессионально развиваться и самореализовываться.
Каждый раз, когда мы запускаем новый продукт или рассказываем про новую технологию, резко увеличивается количество желающих прийти к нам в команду. В декабре прошлого года мы интегрировали NFT-технологии в платформу "ВКонтакте". И было много заявок от специалистов, готовых работать по этому направлению. А когда рассказывали про сетевые протоколы QUIC — пришли те, кому интересны высоконагруженные системы и оптимизация сетей.
Приток кандидатов большой, но и требования у нас очень высокие. Мы не снижаем планку — берём только лучших.
Вы пришли в VK на должность продуктового менеджера и уже 2 года руководите крупнейшей соцсетью в России. С какими главными сложностями пришлось столкнуться за это время? Возникла ли необходимость научиться чему-то новому в этой роли?
— Я уже 10 лет в компании. На самом деле мне повезло: занимаюсь тем, что меня вдохновляет и что мне нравится. В то время, когда я окончила вуз, не было ни продакт-менеджеров, ни смартфонов. И как только появилось направление по созданию мобильных приложений — оно меня просто увлекло.
Потом был мой долгий и интересный путь в развитии цифровых продуктов — он продолжается и сейчас. В последние 2 года отдельный фокус моего внимания — это работа с командой: важно понимать людей и инвестировать в них. Я в какой-то момент осознала, что все люди в коллективе классные и талантливые — других у нас нет. Нужно только найти для каждого подходящие задачи, и тогда получается просто космос. При этом брать в команду следует самых сильных — сильнее тебя в несколько раз в своих направлениях. Такие люди рядом дают тебе буст, рост и уверенность в том, что вместе вы можете абсолютно всё.
Ещё один вывод: чем активнее растёт команда, тем больше надо делегировать и доверять людям. Это позволит не тратить время на микроменеджмент, а направлять его на развитие компании, бизнеса, на создание сервисов и продукта для пользователей. Потому что в IT-сфере личный рост (бесспорно, важный) отодвигается — а на первый план выходят вдохновение и энергия от пользователей, их впечатления, счастье и небезразличная обратная связь. Это то, что двигает вперёд и вдохновляет меня и команду.
Изменился ли ваш пользователь за последний год?
— Если мы говорим про последний год, то изменения есть, но они не радикальные. Ежемесячно "ВКонтакте" пользуются 86% аудитории Рунета, по данным Mediascope. Мы растём одновременно по всем возрастным категориям. Отмечу, что самые активные пользователи — это люди в возрасте 14–35 лет. Они проводят в соцсети больше всего времени, и это довольно логично. Но вот что отличает нас от других платформ: многие пользователи воспринимают "ВКонтакте" как интернет в целом. Они просто привыкли решать здесь свои задачи: общаться, развлекаться, учиться, вести бизнес, знакомиться, даже следить за здоровьем. И при этом просят постоянно добавлять новые сервисы. Мы видим растущий интерес к площадке — и во многом благодаря тому, что непрерывно обновляемся и внедряем новые технологии.
Чем получилось удивить аудиторию в последнее время?
— В 2022 году мы представили свыше 240 крупных обновлений. Улучшения коснулись всех наших продуктов: ленты, мессенджера, видео, платформы для предпринимателей и многих других. Мы также запустили standalone-приложения для клипов, мессенджера и звонков.
Для меня самым долгожданным сервисом в 2022-м стал vmoji. Это персонализированные цифровые аватары, созданные по фото. Их уже установили более 8 млн человек. Совсем недавно мы интегрировали vmoji в "VK Звонки": теперь, если пользователь не хочет включать камеру во время звонка, он может показывать собеседникам виртуальную версию себя. Аватар будет "общаться" в онлайн-встрече, подстраиваясь под голос человека и сохраняя реалистичную мимику.
Ещё одна знаковая технология — "Дипфейк" в видеоконтенте, который создают пользователи. Она позволяет примерять в роликах лица знаменитостей — и так создавать более вовлекающий контент. Мы единственные в мире, кто может делать это так быстро и в реальном времени, причём абсолютно бесшовно.
Мы одними из первых запустили функцию совместного просмотра медиаконтента. В "VK Звонках" можно вместе с другими пользователями смотреть фильмы, прямые трансляции, сериалы и любые видео — прямо в групповом видеозвонке, не отвлекаясь на посторонние звуки благодаря нашей технологии интеллектуального шумоподавления.
Ещё одно важное направление для нас — Web3 и блокчейн-технологии. Недавно мы провели первый собственный хакатон для NFT-разработчиков: участники представляли свои сервисы, разработанные на нашей платформе. Если говорить о нынешних возможностях NFT-площадки, то уже сейчас пользователи могут привязать к странице свои криптокошельки и перенести NFT-токены прямо в профиль: установить их на аватар или в специальную витрину. А в течение года мы запустим собственный NFT-маркетплейс.
Мы не только развиваем свои технологии, но и даём сторонним разработчикам расти вместе с нами. Для этого предоставляем возможность использовать наши технологии абсолютно бесплатно: многие решения уже в открытом доступе. Например, в 2022 году мы открыли SDK "VK Видео" и "VK Звонков", а также технологии распознавания речи.
За 2022 год авторы сообществ "ВКонтакте" заработали 4 млрд рублей с помощью официальных инструментов монетизации соцсети — каким был прирост по отношению к 2021 году?
— 87%, и это феноменальный показатель. Это произошло за счёт традиционной партнёрской программы и полного набора вариантов монетизации. Среди них донаты пользователей — добровольные пожертвования от аудитории. Это очень востребованный сообществами инструмент и стремительно растущий — он показал прирост в 3 раза. Также мы запустили монетизацию видео, и за 2022 год выплаты по программе выросли более чем в 2 раза. Некоторые сообщества зарабатывают 1 млн рублей каждый месяц и даже больше.
Рекордный доход сообщества "ВКонтакте" в партнёрской программе составил более 2 млн рублей за месяц — и это только с помощью наших официальных инструментов монетизации. Мы заинтересованы в том, чтобы авторы чувствовали себя на площадке комфортно и могли монетизировать своё творчество.
Какие планы на 2023 год?
— Мы установили несколько абсолютных рекордов за всё время работы соцсети: в марте 2023 года ежедневная аудитория в России выросла до 53,6 млн, а ежемесячная в мире — уже больше 100 млн. Цифры нас, конечно, воодушевляют. Причём не только по увеличению аудитории, но и по росту вовлечённости. В "VK Клипах" мы установили рекорд — 1,1 млрд просмотров в сутки, в целом по видеосмотрению — свыше 2 млрд ежедневно. Мини-приложениями сегодня пользуется уже 44 млн человек.
В текущем году мы продолжим фокусироваться на улучшении наших сервисов и развитии новых. И конечно, будем уделять особое внимание рекомендательным платформам и технологиям, ускоряющим доставку контента. Сегодня время пользователя — самый ценный ресурс.
А что вдохновляет лично вас?
— Люди — их энергия, талант. Это о наших пользователях: они небезразличные, любят сервисы и продукты "ВКонтакте". И конечно, команда — она всегда была и остаётся для меня одной из ключевых ценностей и источником вдохновения, без неё невозможен результат и победы.
https://www.dp.ru/a/2023/04/13/marina-krasnova-kljuchevi?from=dzen-news